Использование рациональных форм ОТ является важнейшим резервом роста его производительности. На машиностроительных предприятиях используются следующие рациональные формы ОТ.
К индивидуальным относятся:
1 Совмещение профессий;
2 Многостаночное обслуживание.
1 Совмещение профессий – это форма ОТ, при которой рабочий наряду со своими обязанностями выполняет функции, относящиеся к различным профессиям. В этом случае отдельные исполнители в течение смены одновременно или последовательно выполняют работы, требующие различных профессиональных навыков.
Предпосылки совмещения профессий следующие:
· Экономические – неполная занятость работников на основной работе и наличие свободного времени; профессиональная подготовка и умение выполнять совмещаемую работу; устранение не синхронности выполняемых смежных функций; необходимость более подвижного использования кадров;
· Технические – близость рабочих мест, единство оборудования и технологии выполнения работы;
· Психофизиологические- устранение монотонности труда, повышение его содержательности;
· Социальные – создание комфортных условий для работы; добровольность, разработка системы оплаты труда, предусматривающая доплаты за совмещение профессий (от 30 до 100% в зависимости от особенностей и сложности работ).
Совмещение профессий осуществляется в следующих формах:
1. Совмещение основных работ, относящихся к различным специальностям (например, водитель и грузчик);
2. Совмещение основной работы с административной (например, бригадир);
3. Совмещение ряда вспомогательных функций по обслуживанию оборудования, относящихся к различным специальностям (например, наладчик и слесарь-ремонтник);
4. Совмещение основной работы со вспомогательными функциями по обслуживанию (например, станочник совмещает функции наладчика, смазчика, слесаря-ремонтника).
В зависимости от степени занятости исполнителя и объема работ по совмещаемой профессии различают полное и частичное совмещение профессий. В первом случае исполнитель наряду со своей работой выполняет весь объем функций, которые ранее производил рабочий другой профессии, а последний высвобождается для использования на других участках. Во втором случае рабочий выполняет только часть функций исполнителей других профессий или некоторых работ по данным функциям. В результате этого высвобождается только часть рабочих, профессии которых совмещаются. Кроме того, совмещение может быть простым(совмещаются две профессии) и комбинированным (совмещаются ряд профессий), временным и постоянным.
Экономическая и социальная эффективность совмещения профессий проявляется в следующем:
· Совмещение отдельных функций исполнителей, непосредственно загруженных в течение смены, ведет к уплотнению рабочего времени и экономии численности персонала;
· Объединение узких специальностей позволяет расширить зону обслуживания рабочих, что дает значительную экономию живого труда;
· Освоение каждым членом бригады функций других работников создает новые прогрессивные формы ОТ;
· Совмещение профессий или функций позволяет частично или полностью сочетать в одном лице функции эксплуатации и обслуживания орудий труда, что обеспечивает значительное сокращение ремонтного персонала;
· Совмещение профессий и функций является основным направлением в области устранения вредного влияния однообразной и монотонной работы. (переключение на новый вид деятельности может рассматриваться как разновидность активного отдыха.
2 Многостаночное обслуживание – одновременная работа рабочего на нескольких станках. Данная форма очень эффективна, т.к. в результате его осуществления уменьшается потребность в рабочих, повышается производительность труда. Работа на автоматах всегда многостаночная, Но и на обычных станка (токарных, револьверных) может быть организовано
также многостаночное обслуживание. Для этого необходимо выполнение определенного условия – соотношение между машинным и ручным временем при выполнении производственной операции.
Тмаш. – машинное время- это время, в течение которого осуществляется обработка детали без участия рабочего, т.е. время автоматической работы оборудования.
Т ручн. – ручное время – это время, в течение которого рабочий устанавливает, закрепляет и снимает деталь, контролирует свою работу и переходит от станка к станку. Для осуществления многостаночного обслуживания на неавтоматических станках необходимо, чтобы
Тмаш
(Сф – число станков, обслуживаемых одним рабочим). При соблюдении этого условия во время машинной работы одного станка рабочий обслуживает все другие станки, входящие в многостаночный комплекс.
Количество станков – дублеров (с равной длительностью операций), обслуживаемых одним рабочим определяется по формуле : Сф = + 1
Количество станков – дублеров (с разной длительностью операций), обслуживаемых одним рабочим определяется по формуле :
Сф =
При организации многостаночной работы определяют цикл многостаночной работы (Тмс) – промежуток времени, через который повторяются в том же порядке все выполняемые операции на каждом станке.
Примеры:
а) на станках выполняются одинаковые операции с Топ – 6 мин (Тмаш – 4 мин, Тручн – 2 мин)
построим циклограмму. Сф =
Т ручн
Тмаш
Т ручн
Тмаш
Тручн
Тмаш
Т ручн
Тмаш
Тручн
Тмаш
Тручн
Тмаш
Тмс =6 мин ( совпадает с Топ.)
б) на станках выполняются разные по времени операции
Номер операции
Тмаш
Тручн
Как видно из графиков, в зависимости от того какие выполняются операции, в одних случаях возникают простои станков, в других – простои рабочего и одновременно. Время простоя определяется как разность между Т м.с. и нормой оперативного времени на данном станке.
Т пр. = Тм.с. – Топ.
Чтобы судить о загрузке рабочего определяют коэф-т занятости рабочего Кзан =(в числителе определяется сумма ручного времени на всех станках в циклограмме)
Загрузка каждого станка определяется через коэф-т загрузки К з.ст.=