Конспект лекций по предмету "Психология"


Гуманистическая теория личности маслоу

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которой расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны, то гуманистическая психология, напротив,  изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины "самоактуализации". Такие "самоактуализирующие" личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития.
Абрахам Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней:
Ступень 1 физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная,  потребности  в самозащите.
Ступень 2 потребность в надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости.
Ступень 3 - социальные потребности. Удовлетворение этой потрбности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.
Ступень 4 - потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь идет речь о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным  лицом, для  этого требуются группы. 
Ступень 5 - потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы  мотивации  человека:
1) мотивы имеют иерархическую структуру;
2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
3) пока не удовлетворены нижние потребности,  высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;
4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потреб-ности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску  смысла своей жизни). Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.
"Самоактуализирующейся личности" присущи следующие особенности:
1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; 
2) принятие других  и  себя; 
3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на дело; 
4) самостоятельность суждений; 
5) способность к пониманию других людей, доброжелательность к людям;
6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость  опыту; 
7) различение цели и средств, зла и добра; 
8) естественность поведения;
9) юмор;
10) саморазвитие, проявление потенциальных возможностей в работе, любви, жизни; 
11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.
Конгруэнтность - это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение  понимания своего "реального Я", своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего "реального Я".
Принадлежность к группе и чувство самоуважения - необходимые условия для самоактуализации, т.к. человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей.
И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты "Я" в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. 
Этапы деградации личности
1) формирование психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил ;
2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности выживаемости;
3) создание "чистоты" социального окружения - разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих";
4) создание культа "самокритики", признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;
5) сохранение "священных основ" (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);
6) формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко
запоминающихся выражений). В результате всех этих факторов для человека становится привычным "нереальное существование", поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в "нереальный мир ясности, упрощенности", формируется у человека несколько "Я", изолированных функционально друг от друга.
Разные пути самоактуализации могут быть при условии,  если у человека есть высшие метапотребности к развитию,  жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.