0..17 – детство
18..22..23 – Юность.
23-30-35 – Молодость
35-65 – Зрелость.
65-… - Пожилой возраст. Старость.
В период зрелости продолжается развитие свойств внимания. Объем переключения и избирательность внимания совершенствуется до 33 лет. После 34 лет функции внимания начинают снижаться.
Однако такие свойства внимания, как: устойчивость и концентрация, сохраняются без значимых изменений на протяжении всей зрелости, что объясняется постоянным использованием этих функций в профессиональной деятельности большинства людей.
В период зрелости – вербальная, кратковременная, слуховая и зрительная память достигает максимума к 30-ти годам, а затем снижается. Однако, если в труде человеку приходится что-то запоминать, сохранять и воспроизводить. То такой труд стимулирует сохранение и развитие мнемических функций.
Мышление развивается на протяжении всей жизни. В период зрелости происходит развитие практического мышления человека. Которое связано с выполняемой профессиональной деятельности. Остальные формы мышления (образное, логическое) могут устойчиво снижаться.
Интеллект – это способность рационального познания.
Текучий интеллект – связан со способностями познавать новое со скоростью запоминания с индуктивными рассуждениями и с восприятием пространственных отношений и образов. Он доходит до пика в 17-18 лет, а после этого снижается.
Кристаллизованный интеллект – это способность устанавливать отношения, связи, формулировать суждения, решать задачи на основе собственного опыта. Этот вид интеллекта с возрастом только увеличивается.
В период профессионализма у субъекта труда неизбежно возникает противоречие и трудности, которые необходимо заместить, компенсировать сильными сторонами психического функционирования.
Слабость работы психики обусловлена изменением внутренних ресурсов человека, его способностей и возможностей по мере приближения к периоду поздней зрелости.
Весь процесс профессиональной жизни человека – это колебания уровней возможности его организма и всей личности по отношению к требованиям труда. Общая трудоспособность человека в начале труда к адекватному требованию профессии (состояние компенсации).
Однако они могут снижаться под влиянием возрастных изменений и болезненных состояний. При этом развивается состояние декомпенсации. Человек, желающий оставаться трудоспособным, мобилизует свои ресурсы и осознано или неосознанно формирует способы компенсации и замещения нарушенных функции. В результате у него формируется вторичная компенсация.
В целом весь трудоспособный период представляет собой борьбу человека за свое место в трудовой жизни.