Эмоциональная регуляция деятельности Понятие эмоций
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, ос нованный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Неожиданно оказавшись вблизи пропасти, мы испытываем эмоцию страха. Под влиянием этого опасения мы отходим в безопасную зону. Сама по себе эта ситуация еще не причинила нам вреда, но через наше чувство она от разилась как угрожающая нашему самосохранению. Сигнализируя о непос редственном положительном или отрицательном значении различных явле ний, эмоции рефлекторно регулируют наше поведение, побуждают или тор мозят наши действия.
Эмоция - это общая, генерализованная реакция организма на жизненно значимые воздействия (от лат. "emoveo" - волную).
Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через со ответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов.
Особенностью эмоций является их интегрированность - возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь ор ганизм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.
Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции - это эволю ционно-обобщенные способы поведения в типичных ситуациях.
"Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спаси тельной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменате лю, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие".
Эмоции возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определен ной потребности особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.
Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны - они или положи тельные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека - высшие об разования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоционально-оценочная деятельность челове ка неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.
Сознательная, рациональная регуляция поведения, с одной стороны, побуждается эмоциями, но, с другой стороны, она противостоит текущим эмоциям. Все волевые действия совершаются вопреки сильным конкурирую щим эмоциям. Человек действует, превозмогая боль, жажду, голод и все возможные влечения.
Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, цели этих действий также не формируются созна нием, а однозначно предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение от падающего на нас предмета). Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция по ведения: при дефиците информации для сознательного построения дейст вий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую значимость имеют эмоции. Даже мыслительные действия организуются на эмоциональной осно ве.
В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический по тенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора це лей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности челове ка.
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потреб ностей, сами становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезоргани зует психику человека, а длительное лишение положительных эмоциональ ных воздействий в детстве может привести к отрицательным деформациям личности.
Замещая потребности, эмоции сами по себе являются во многих случаях побуждением к действию, фактором мотивации.
Различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной де ятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмо ции голода, жажды, страха, эгоизма и т. п. ), и высшие, подлинно челове ческие эмоции - чувства.
Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребнос тей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т. п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи, т. е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственны ми и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прек расное", "безобразное" и т. д. ),
Таким образом, чувства в большей мере, чем эмоции, связаны со вто рой сигнальной системой. Эмоции ситуативно обусловлены, чувства могут быть длительными и устойчивыми. Наиболее устойчивые чувства являются свойствами личности (честность, гуманность и т. п. ). Биологическая и информационная теория эмоций
Биологическая теория эмоций (П. К. Анохин) постулирует: положительные эмоции возникают в связи с достижением успешмого резсльтАта и закреп ляют поведенческий акт, приводящий к этому результату. Отрицательные эмоции тормозят неудачные поведенческие акты и направляют организм на поиск новых приспособительных действий.
Информационная теория эмоций (П. В. Симонов) утверждает: "Эмоция есть отражение мозгом силы потребности и вероятнные познавательные резуль таты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) поня тие. Закономерности взаимоотношений между этими формами мышления изу чает логика. Изучая формы мышления, логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, заключенных в этих формах, она устанавливает общие законы и принципы достижения инстинности тех знаний, которые выводятся из других достоверных знаний. Психология же изучает закономерности творческого мышления, приводящего к новым познавательным результатам, к открытию новых знаний.
По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразде ляется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную. Структурной единицей практического мышления является действие, а коммуникативной единицей - сигнал.
В художественном мышлении структурной единицей является образ, а коммуникативной единицей - символ. В научном мышлении соответственно понятие и знак.
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различ ных операционных процедур.
Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установ ленной последовательностью элементарных операций, необходимых для ре шения задач данного класса.
Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач. Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последователь ный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.
В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка раз личаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно действенное (сенсомоторное); 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-тео ретическое.
Совершаясь по общим законам мышление различных людей отличается ин дивидуальными особенностями: степенью самостоятельности, критичности, последовательности, гибкости, глубины и быстроты, различным соотноше нием анализа и синтеза - аналитическое или синтетическое мышление ин дивида. Общие закономерности мышления
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име ет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психо логическими закономерностями мышления.
Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в котором человек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся зна ний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного позна вательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в резуль тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.
Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недоста точными для раскрытия преступления.
Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на который не содер жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих прак тических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше вни мание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незна нии).
Проблема - это осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятель ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неиз вестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимо связи, в которых эти свойства проявляются.
Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но нахо дится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыс лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основ ным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе. На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса. Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).
Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для ре шения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определен ными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установле ния существенных в определенном отношении связей между ними. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осу ществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В про цессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непре рывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом це лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т. д.
Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности мышления как селективность - избира тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых собы тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.
Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.
В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего. Мыслительные операции
Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравне ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и системати зации.
Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Поз нание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их срав нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравне мия об¦ектов мР________Ю_____Ю__? _________Ю________Ю_______Ю_Ю____ГЯрр____? __Ю__? _______Ю____Ю___Ю_? ?____Q¦\A_@A++о опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.
6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде.
Константность восприятия - независимость отражения объективных ка честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий освещения.
Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не естественно уменьшенными).
Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус ловиях и успешно ориентируемся среди них. Особенности восприятия пространства и времени
Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения.
Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений.
Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци ей.
Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаиморасположения зрительных осей. Но определение глубины пространства ограничено поро гом глубинного зрения.
Существенное значение для восприятия удаленности предмета имеет сравнение его величины с хорошо известной величиной других предметов. Это имеет особое значение в тех случаях, когда предметы удалены более чем на 450 м (предельное расстояние, о котором поступает информация в результате взаиморасположения зрительных осей).
Для восприятия рельефа, объемности предмета главную роль играет би нокулярное зрение. При восприятии предметов их изображение падает на несовпадающие (диспаратные) точки сетчатки; при этом не происходит полного слияния изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате этого возникает стереоскопический эффект.
Для восприятия рельефа и удаленности предметов существенное значе ние имеют линейная и воздушная перспективы. При значительном удалении предметы кажутся меньше. Для изображения удаления двух параллельных линий художник рисует их сходящимися у линии горизонта. Линейная пер спектива усиливается ослаблением разницы между светом и тенью, выпаде нием отдельных мелких деталей. Воздушная перспектива состоит в некото ром изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка слоя воздуха.
Пространственное перемещение предметов, их движение воспринимается в зависимости от их удаленности и скорости движения. Человек не восп ринимает очень медленные движения и судит о них лишь по косвенным признакам (например, движение минутной стрелки часов воспринимается в результате сопоставления ее различных положений). Не замечаются также и чрезмерно большие скорости движения. Чем дальше удалены предметы, тем скорость их движения кажется меньшей. При восприятии движения про исходит перемещение изображения по сетчатке глаз. Восприятие движения зависит также от движения глаз и головы.
Эффект движения объекта может возникнуть и при условии, если через небольшие промежутки времени воспринимаются различные фазы предмета стробоскопический эффект (например, при восприятии фильма, когда в се кунду сменяются 24 кадра с неподвижными изображениями).
Способность правильно оценивать пространственные отношения назы вается глазомером. Различают статический и динамический глазомер. Статический глазомер - определение размеров неподвижных предметов, их удаленности и расстояний между ними неподвижным наблюдателем. Динамический глазомер - способность человека определить соотношение движущихся предметов, их скорость и расстояние между ними. Динамичес кий глазомер имеет значение при оценке показаний свидетелей, потерпев ших и обвиняемых о направлении и скорости движения объектов в момент происшествия.
Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза. Острота зрения определяется мини мальным промежутком между двумя точками, которые с данной дистанции еще различаются глазом как раздельные. Люди с нормальным зрением раз личают на расстоянии 100 м объекты величиной в 3 см. В этом случае уг ловой размер различаемых объектов равен одной угловой минуте. Это и является единицей остроты зрения. Острота зрения зависит от предвари тельной ознакомленности с объектом, от ожидания его в поле зрения, цветовой окраски объекта, контраста между объектом и фоном, продолжи тельности действия зрительного стимула. Острота зрения повышается с увеличением освещенности объекта и снижается с возрастанием угловой скорости объекта, при вибрации тела.
Иллюзии зрительного восприятия. При восприятии пространственного взаиморасположения объектов в некоторых случаях возникают иллюзии зри тельного восприятия. Они вызываются физическими, физиологическими и психологическими причинами. Кажущийся излом ложки в стакане чая - это пример физической иллюзии. Если надавить на глазное яблоко сбоку, то видимый предмет раздваивается - это пример физиологической иллюзии. Психологические иллюзии зрения могут быть сгруппированы в зависи мости от различных причин, которыми они вызываются.
Закономерности восприятия, в том числе и иллюзии, следует учитывать в следственной практике.
Например, при просмотре фотографии с изображением отпечатка следа преступника может возникнуть иллюзия - выступы могут показаться углуб лениями. У людей выработан стереотип: обычно неосознанно предполагает ся, что освещение изображаемого объекта (на фотографии, рисунке) про исходило с противоположной от наблюдателя стороны (а не из-за спины). Поэтому в необходимых случаях следует на фотографиях указывать распо ложение источника света.
Восприятие времени - отражение длительности, скорости и последова тельности явлений.
Физиологическим механизмом восприятия времени является определенное состояние нервных клеток. При длительном действии раздражителей усили вается возбуждение нервных клеток (за счет суммирования последователь ных воздействий). Восприятие времени, как и любое психическое отраже ние, является субъективным образом объективной реальности. Длитель ность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервала времени, а медленный - к преуменьше нию. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длитель ным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрица тельных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда является ре зультатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое вознякает от одно образных, малозначимых раздражителей.
Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями при роды (смена дня и ночи, времен года и др. ) и в организме человека (об мен веществ, газообмен и др. ). Учет закономерностей восприятия в следственной практике
Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначаль ной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысли вает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения. При допросе свидетеля следователь должен отчленить объективные фак ты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т. д. ). При этом следует учи тывать, что люди часто не способны точно оценить количество восприни мавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотно шение и размеры.
Людям свойственно заполнять пробелы чувственного восприятия элемен тами, которые в действительности не были объектами чувственного восп риятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правло, недо оцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо осве щенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.
В следственной практике очень важно правильно установить время со вершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают непра вильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность пока заний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля во время наблюдаемого события, его психическое состояние и др. В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком.
В зависимости от того, какое значение люди придают различным осо бенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на пе редний план те или иные индивидуальные стороны другого человека. При производстве такого следственного действия, как предъявление для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфи ческим признакам. Норма уголовного процесса требует, чтобы предъявляе мое для опознания лицо входило в состав не менее трех человек. Это со действует избежанию ложного узнавания по общим признакам (например, по росту, цвету волос, одежды и т. д. ). Предъявление для опознания группы лиц из трех человек содействует нивелированию общих признаков и нап равляет процесс узнавания на выявление индивидуальных особенностей. При предъявлении для опознания необходимо учитывать ряд объективных и субъективных условий.
К объективным условиям относятся физические условия первоначального восприятия того или иного объекта (освещение, ракурс, расстояние и т. п. ).
К субъективным факторам опознания относится психическое состояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опознания (испуг, отвращение, нервозность и т. д. ), а также психические свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприятия, способности к со отнесениям, группировке признаков). При опознании лица следует учиты вать различную вероятность узнавания отдельных элементов лица. Вероят ность различия элементов лица при малых экспозициях следующая: волосы, глаза, брови. губы, уши, нос. лоб. Вероятность опорной роли элементов лица при опознании следующая: волосы, глаза, лоб, губы, нос, уши. При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что пер вая сигнальная система (непосредственное впечатление человека) зависит от второй сигнальной системы (слова).
Для квалифицированного ведения допроса следователю необходимы неко торые сведения о восприятии речи человека.
С физической точки зрения речь - это комбинация звуков, изменяющих ся по частоте и интенсивности. Гласные звуки интенсивнее, согласные менее различимы. Чем больше звуков в слове, тем оно отчетливее. Макси мальная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки не воспринимаются в виде связных слов.
Для удовлетворительной передачи речевых сообщений в условиях шума звуковая интенсивность речи должна на 6 дБ превышать уровень шума. Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты. Человек разли чает один голос среди двух или трех одновременно звучащих голосов. При совместном звучании четырех и более голосов речь отдельного человека не может быть выделена. Наблюдательность следователя
В тех случаях, когда следователь осматривает вещественные доказа тельства, место происшествия, производит допрос и очную ставку или следственный эксперимент, его восприятие осуществляется в форме наблю дения.
Наблюдение - длительное, планомерное восприятие с целью решения познавательного вопроса.
Результативность наблюдения зависит от четкости поставленной цели, последовательности и систематичности, от предварительных знаний о наб людаемом объекте.
Опытные следователи имеют привычную систему наблюдения и обладают большой наблюдательностью - умением подмечать малозаметные детали. Знание типичных способов преступления, типичных следов от них, приемов маскировки преступления и т. п. - все это определенным образом органи зует процесс наблюдения. В наблюдении восприятие особенно тесно смы кается с мышлением. Важнейшим приемом наблюдения является сравнение, сопоставление.
Направленность наблюдения следователя определяется задачей выявить отношение объекта наблюдения к расследуемому преступлению. Основное внимание следователя привлекают факты, имеющие значение доказательст ва.
Наблюдение является основным методом изучения обстановки места про исшествия. При этом следователь устанавливает расположение и границы места происшествия, устанавливает объекты, находящиеся на месте проис шествия и их особенности, фиксирует их положение и взаиморасположение, выявляет отклонения от обычного их пространственного расположения. Воспринимая отдельные явления, следователь стремится установить их причинно-следственные отношения, выявить такие их особенности, которые могут быть использованы для идентификации личности преступника. Наблюдательность является первостепенным условием успешного прове дения обыска. Практика показывает, что опытные следователи обращают внимание на малейшие признаки необычности обстановки. (Так, один из следователей нашел тайник с драгоценностями, обратив внимание на нео бычное местонахождение зонтика, который висел в спальне около крова ти). Свежая штукатурка, окраска, заново прибитые доски, подклейка све жих обоев, сдвинутые в гнездах винты, новые шляпки недавно вбитых гвоздей, неестественные утолщения в предметах и т. п. - все это не должно ускользнуть от наблюдательного следователя. Во время одного из обысков следователь обратил внимание на такой, казалось бы, малозна чительный факт. В саду подозреваемого на одном из деревьев листья были менее свежими, чем на других деревьях. Обыск показал, что дерево было недавно пересажено на то место, где был устроен тайник.
В ряде случаев следователь использует инструментальные средства наблюдения, которые позволяют расширить площадь наблюдения, выявить невидимое, измей_ _¦ __
__РV¦P-ўRRгLwЧ_Е___Gp+Pёў_pЄRЁqРV¦P-ўRRLФpO&ставляет поведение проходящих по делу лиц (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидет возникший в нем нервный импульс по центростремительным
(афферентным; от лат. "afferentis" - приносящий) нервным путям попада ет в соответствующие участки мозга.
Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга, назваются анализаторами. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки ко ры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зри тельного ощущения.
Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в ко ре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от лат. "efferentis" - выносящий) нервным путям, поступая на двигательные или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулиру ет его работу.
Органы чувств неразрывно связаны с органами движения. Например, в процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения, как бы ощупывая предмет. Неподвижный глаз практически слеп.
Таким образом, процесс ощущений - это не одноактное пассивное отра жение того или иного свойства, а активный процесс, сложнейшая деятель ность анализаторов, имеющая определенную структуру. Деятельность раз личных анализаторов взаимосвязана. Совокупность всех анализаторов на зывается сенсорной сферой психики человека.
Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию. (Известны слу чаи, когда у больного оставался действующим лишь один орган чувств глаз, и, когда больной закрывал этот глаз, единственный канал, связы вающий его с окружающим миром, он немедленно засыпал. ) Классификация ощущений
В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.
К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения. Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.
К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и стати ческие ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухо жилиях - проприорецептивные ощущения (от лат. "proprio" - собствен ный).
В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинес тезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Разли чаются также контактные и дистантные ощущения. Общие психофизиологические закономерности ощущений
Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения на зывается абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсо лютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточ но воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи.
Верхний основные закономерности непроизвольной и произвольной па мяти. 3. Что влияет на реконструкцию воспроизводимого материала?
4. Какую мнемическую помощь может оказать следователь допрашиваемому лицу? ьной нормы.
4. Какие особенности зрительных восприятии необходимо учитывать при оценке показаний? 5. Перечислите условия успешного наблюдения. вызывает боль.
Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относитель ную чувствительность - чувствительность к различению интенсивности од ного воздействия от другого. Относительная чувствительность характери зуется порогом различения.
Порог различения, или дифференциальный порог, - едва ощущаемое ми нимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.
Порог различения - это относительная величина (дробь), которая по казывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.
Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение при бавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т. е. 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.
Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы зву ка - 1/10; вкусовых воздействий - 1/5. Эти закономерности открыты Бу гером и Вебером (закон Бугера-Вебера).
Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фех нером.
Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увели чивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).
Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувстви тельность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различ ных условий.
Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.
Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запа хами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижа ется чувствительность анализатора).
Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещен ное, то чувствительность зрительного анализатора понижается. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособ ления к действующим раздражителям называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим - медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактиль ные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, - один из примеров так тильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).
Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.
Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражи телей, но и от внутренних состояний.
Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, сла бые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объяс няется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой. Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, вве дением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зри тельной чувствительности существенное значение имеет витамин А. Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной сла бый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача раз личения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совер шенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально уп ражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообраз ные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.
У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувстви тельности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).
Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях - к ее понижению, т. е. к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в "громких цехах" понижает зрительную чувствительность. Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощу щений.
Контраст ощущений - это повышение чувствительности к одним свойст вам под влиянием других, противоположных свойств действительности. Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется тем ной, а на черном - светлой.
Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Нап ример, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет - ощущение кислого. Это явление называется синестезией. Особенности отдельных видов ощущений
Зрительные ощущения - ощущения цвета и света (перепадов яркости). Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор - сетчатку глаза.
Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. "chro ma" - цвет) и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточ ные оттенки серого цвета).
В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки - колбочки, чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые (электро магнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 - жел того; 520 - зеленого; 430 - синего; 390 - фиолетового цветов. Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета. Центральная нервная система человека обладает способностью классифици ровать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет - это психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощу щение человека, вызываемое различной энергией.
Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно кото рой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов - красного, зеленого и синего (колбочки делятся на группы этих трех цветов). В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают раз личные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.
К различным участкам спектра наш глаз имеет неодниковую чувстви тельность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам.
Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555 565 нм.
Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек переме щается в сторону более коротких ноли - 50O нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркине).
Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению переадов яркости цвета - это инструмент сумеречного зрения.
В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек.
В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбоч ки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. (Вот почему при сумеречном освещении мы не различаем хроматические цвета, т. е. цветовую окраску предметов. ) Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нес кольких квантов световой энергии.
Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылоч ной области коры головного мозга, которая построена по экранному прин ципу, т. е. разные точки сетчатки имеют проекцию в разных точках коры. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения. Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это яв ляется причиной возникновения последовательных образов - сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. (Вот почему мы не замечаем перерывов между кадрами кино фильма. Они оказываются заполненными следами от предшествующего кад ра. )
Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета (этот недостаток, описанный английским физиком Дальтоном, назы вается дальтонизмом). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется куриной слепотой).
Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на жел том фоне. Цветовая однотипность, как и резкие цветовые контрасты, утомляет зрение.
Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительна мягкость тонов, небольшая цветовая насыщен ность.
При различении объектов цветовое их сходство может привести к зат руднению их дифференцирования. Предметы одного цвета могут быть оши бочно отнесены к однородной группе объектов.
Для наилучшего цветового различения оптимальны объекты с угловой величиной 1-3 град.
Слуховые ощущения. Звуковые волны, действующие на слуховой рецеп тор, представляют собой сгущения и разряжения воздуха в результате ко лебания издающих звуки предметов. Эти колебания концентрируются наруж ным ухом и через слуховой проход воздействуют на барабанную перепонку. Колебания барабанной перепонки передаются через систему косточек среднего уха (наковальню, молоточек и стремечко) во внутреннее ухо, в котором находится улитка (спиральное костное образование). Улитка за полнена жидкостью. В результате периодических колебаний воздуха возни кают колебательные движения жидкости в улитке. Эти колебания и воздей ствуют на слуховой рецептор - орган Корти. Основной частью этого орга на является мембрана, состоящая из 24 тыс. волокон. Длина этих волокон возрастает от основания улитки к вершине. Предполагается, что эти во локна отвечают на внешние звуковые воздействия по принципу резонанса. Резонирующее колебание того или иного волокна трансформируется в нерв ный импульс, который соответствующим образом интерпретируется в височ ной области коры головного мозга. Слуховые ощущения отражают высоту, силу и тембр звука. Высота звука определяется числом колебаний источ ника звука в 1 с. (1 колебание в секунду измеряется в Гц). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 тыс. колебаний в секунду. Но наибольшая слуховая чувствительность лежит в пределах 2000 - 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). За верхним порогом звуковой чувствительости (т. е. свыше 20 000 Гц), расположены ультразвуки.
Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (т. е. различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издавае мыми двумя соседними клавишами рояля). Интенсивость слухового ощущения - громкость - зависит от интенсивности звука, т. е. от амплитуды коле бания источника звука и от высоты звука.
Порог слухового ощущения отдельного человека значительно изменяется в зависимости от различных обстоятельств на протяжении небольшого про межутка времени (в пределах 5 дБ). С возрастом происходит понижение чувствительности к звукам высокой частоты.
Кожные ощущения. Кожные ощущения подразделяются на тактильные (ощу щение прикосновения и давления), ощущение боли, ощущение тепла и ощу щение холода. Каждый из этих видов кожных ощущений имеет свои рецепторы Тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления.
Тактильные рецепторы наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 5 см, то на кончике пальцев и языка они восприни маются как раздельные на расстоянии 1 мм.
В коре головного мозга наиболее широко представлены рецепторы паль цев рук (это связано со значением рук в труде человека).
Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов ко жи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По по верхности тела эти рецепторы располагаются неравномерно, в одних мес тах больше, в других меньше. Например, к холоду и боли наиболее чувст вительна кожа спины и шеи, а к горячему - кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова имеют разную температуру. Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и хими ческими воздействиями, которые достигают интенсивности, способной к разрушению организма. Болевые ощущения в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную сис тему.
Присущая данному участку кожи температура является физиологическим нулем. Ощущение тепла или холода возникает в зависимости от соотноше ния температуры воздействия с постоянной температурой данного участка кожи.
Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизис той оболочки носовой полости. где находятся обонятельные клетки. Кор ковые центры обонятельного анализатораношения между людьми. Эстетические чувства смыкаются с моральными чувствами (отсюда выраже ние "красивый поступок", "прекрасный характер" и т. п. ). В. Г. Белинский справедливо говорил, что красота - родная сестра нравственности. Нравственное воспитание неразрывно связано с воспитанием эстетического отношения к действительности. Поступки людей оцениваются одновременно и как этическое, и как эстетическое явление, они переживаются и как прекрасное (или безобразное) и как доброе (или злое). В зависимости от свойств явлений эстетические чувства выражаются как переживание прек расного или безобразного, трагического или комического. Понятие прек расного изменяется в зависимости от изменений в развитии общества. Так, нормой внешней красоты женщины у крестьян являлось плотное, круп ное телосложение, физическая сила, румянец, как признак здоровья, и т. п. Идеал же светской красавицы был совершенно иным.
Чувство трагического связано с отражением противоречия между необ ходимостью и возможностью, с отражением противоборства прекрасного с безобразным. Скорбь в связи с трагическими событиями активизирует прогрессивную деятельность людей. Трагическое вызывает ненависть к низменным явлениям.
Чувство комического основано на несоответствии того или иного со циального явления, поступков людей объективным свойствам вещей: нового - старому, содержания - форме, реальной сущности человека - его мнению о себе и т. п.
Отражение явлений как трагических и комических, смешных и грустных зависит не только от того, что воспринимает человек, но и от его эсте тических, нравственных позиций, сложившейся системы оценок. Смех по всякому пустяковому поводу, а тем более в связи с обстоятельствами, неприятными для других людей, не эстетичен, он свидетельствует о непо нимании смешного, об отсутствии подлинного чувства юмора.
Переживание прекрасного в искусстве выражается в состоянии худо жественного наслаждения. Оно зависит от систематического общения с прекрасным, от эстетических знаний человека, его художественных оценок и вкусов, эмоциональной возбудимости, впечатлительности, понимания взаимосвязи содержания и формы данного произведения, художественного стиля и метода.
Произведения искусства являются одним из самых мощных источников эмоционального опыта человека, они формируют отношение человека к жиз ни.
Эмоциональное воздействие искусства основано на том, что подлинное искусство обнажает сущность явлений, проявляет эту сущность в непос редственно воспринимаемой форме.
Интеллектуальные чувства - эмоциональные состояния, связанные с реализацией познавательной потребности. Радость познания - одно из са мых сильных чувств, ради которых человек устремляется в космос и на дно океана, рискует жизнью и отказывается от удовлетворения многих потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями познавательной направленности. Одним из них является состояние любопытства - состояние направленности соз нания на снятие неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя взоры присутствующих - во всех этих случаях функционирует ори ентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства. Состоя ние любопытства прекращается сразу после его удовлетворения, оно не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше культурный уровень человека, уровень его психического развития, тем больше осознается им степень необходимости той или иной информации. На этой основе возника ет любознательность - состояние познавательной активности, интеллек туальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты.
Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации, которая всегда содержит в себе элемент рассогласования нашего опыта, знаний с каким-то новым фактом, явлением. Отражение проблемной ситуации вызыва ет состояние недоумения или удивления. Удивление - более эмоционально насыщенное состояние, чем недоумение, оно активизирует познавательную деятельность. Удивление, сопровождаемое очень сильными эмоциональными переживаниями, переходит в изумление. Изумление возникает в связи с получением очень значимой и совершенно неожиданной информации, Одним из самых ценных интеллектуальных чувств человека является не удовлетворенность достигнутыми знаниями, стремление к постоянному поз нанию. Общие закономерности эмоций и чувств
В эмоциях и чувствах выражается эмоциональный опыт человека. Теку щие внешние воздействия связываются с теми чувствами, которые мы рань ше переживали. Приближающаяся грозовая туча обычно вызывает неприятное чувство, хотя мы в данный момент еще и не испытываем каких-либо вред ных воздействий. Возникшее в этой ситуации чувство является результа том обобщения прежнего опыта.
Возникновение и угасание чувств подчинено всем закономерностям фор мирования условного рефлекса.
Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс однородных объектов. Таким образом, обобщенность и перенос чувств - одна из их закономерностей.
Другая закономерность - притупляемость чувств под влиянием длитель но действующих раздражителей. Любимая песня надоедает, если ее пос тоянно и повсюду слышишь, шутка, повторяемая слишком часто, не вызыва ет удовольствия. Воздействие, вызывающее новые чувства, обычно предпо читается привычным надоевшим воздействиям. Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Человек в известной мере привыкает ко всему, в том числе и к отрицательным воздействиям (неп риглядным картинам, к неуютной обстановке и т. п. ). Притупление отрица тельных чувств опасно, так как вследствие этого они перестают сигнали зировать о неблагоприятной обстановке и побуждать к ее изменению. Следущая закономерность - контраст чувств. Чувства, возникающие при воздействии различных раздражителей, сопоставляются и влияют друг на друга, взаимодействуют. Чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Удовольствие сильнее чувствуется вслед за неудовольствием. Чем труднее судьба героя романа, тем радостнее воспринимается благополучный исход его злоключений.
Одной из закономерностей чувств является их суммация. Чувства, сис тематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, сумми руются. Так, в результате суммации чувств у нас всю жизнь укрепляется любовь и уважение к родителям, другу, к родным местам. Иногда эта сум мация переживаний (например, накопление жизненных невзгод, неприятнос тей) может привести к аффекту, к очень сильной реакции по поводу внеш не незначительного события. В результате суммации чувств повышается эмоциональная чувствительность к тем или иным объектам. Так, человек неоднократно попадавший в автомобильные катастрофы, садится в автомо биль с некоторым опасением.
Иногда противоположные чувства, проявляясь одновременно, также уси ливают друг друга. Так, чувство страха, возникающее при переходе через пропасть, усиливает чувство удовольствия, связанное с преодолением препятствия.
Эмоциональные состояния, не получившие исхода в соответствующих действиях, иногда замещаются эмоциональными состояниями, связанными с другой деятельностью. Так, неудача в одной деятельности, компенсирует ся успехом в другой деятельности.
Одной из закономерностей эмоций является их переключаемость. Успеш ность переключения зависит от того, насколько велика значимость нового объекта.
В ряде случаев сильные эмоции являются взаимно не совместимыми создается конфликтная ситуация. Так, у алкоголика любовь к семье про тивоборствует с ненавистью к ней, когда его лишают возможности принять алкоголь. Конфликт между противоположными, амбивалентными чувствами изживается различными способами: вытеснением одних чувств под каким либо оправдательным предлогом, искажением отдельных представлений. Иногда это может приобрести патологический характер, при котором объективная действительность становится как бы несовместимой с созна нием больного.
Эмоции и чувства имеют внешнее проявление - экспрессию. Внешнее вы ражение эмоций и чувств осуществляется движениями мышц лица (мимика), мышц тела (пантомимика - жесты, поза, осанка), изменениями тона голо са, темпа речи.
Вглядитесь в картины Репина, Федотова, Сурикова и других мастеров живописи - их талант очень верно запечатлел внешнее выражение сложных человеческих чувств - мук и страдания, горести и печали, юмора и ве селья. Печаль или унынение сопровождаются расслаблением скелетных мышц (согнутая спина, опущенные руки, склоненная на грудь голова), за медлением и неуверенностью движения. В мимике эти чувства выражаются сведением и приподнятием бровей, опусканием уголков рта, появлением характерных складок на лбу и от носа к уголкам рта. Совершенно иное выражение эмоций радости: мышечный тонус повышен, осанка прямая, плечи развернуты, движения энергичны и точны, брови в спокойном положении. Многие внешние выражения эмоций являются невербальным способом об щения. Тональность голоса, мимика, жесты помогают людям лучше понять друг друга, дополнить речевую коммуникацию.
Однако следует учитывать и то, что люди в значительной мере могут управлять внешними проявлениями чувств и эмоций. Это зависит от воле вых качеств человека, от способности его переключать сознание на дру гие объекты, от переживания других, более сильных чувств.
Часто более глубокие чувства бывают внешне мало выраженными и нао борот, эмоции по незначительному поводу проявляются очень выразитель но. Переживания, связанные со второй сигнальной системой, внешне менее выразительны, чем переживания наглядно воспринимаемой ситуации. Чело век, случайно упавший в лужу, проявляет свое смущение внешне более вы разительно, чем в тех случаях, когда он попадает в лужу в фигуральном смысле слова. Эмоции и чувства в следственной практике
Следственная деятельность особенно насыщена эмоциональными проявле ниями. Она в значительной мере связана с экстремальными ситуациями и конфликтами, с межличностным взаимодействием, одним из факторов кото рого являются эмоции и чувства людей. Расследование преступлений не возможно без учета и оценки влияния эмоций на поведение человека. Такое проявление эмоций, как сильное душевное волнение, требует профессионального диагностирования, поскольку оно является в ряде слу чаев квалифицирующим признаком состава преступления или обстоятельст вом, смягчающим ответственность. Следователю необходимо регулировать и свою собственную эмоциональную сферу, ибо его деятельность отличается большими эмоциональными перегрузками, связанными с ответственностью принимаемых решений, дефицитом информации, времени, противодействием отдельных лиц.
Эмоции и чувства - важный фактор взаимодействия следователя со все ми участниками следствия. Эмоциональный контакт - необходимое условие успешного осуществления процесса расследования.
В юридической и судебно-психологической литературе дается немало рекомендаций по части установления психического контакта. Однако реко мендации типа "с садовником начинайте говорить о цветах, а с шахма тистом - о шахматах.... " не учитывают главную особенность эмоциональных состояний - эти состояния возникают лишь в связи с доминирующими, ак туализированными потребностями.
Общение следователя с обвиняемым, подозреваемым и другими участни ками следствия - это общение официально-ролевое: следователь выполняет ролщ¦___ _@___K@_@Б__¬P! ААZ_I $ДAT с*_T+0_@_А Ъ _Д___ZА-_ФАJR_: А%___=¦1QA____Д$ДА_LЙ+КCХQ_TJк
zZР'@_вЪ_Ь'TGW__ __Ж_А_'БчЖ______А_ФТTРpPpЁ-TTWQPVLRРWЁRTW+U¦Q¦Rё_SгO о_A@гЬУГА__p`? x`@xp`____fxp_@Hp``__x_p_p@___x_p`___@__`_x? x__H_@x@`x@__`_ГА@_x__Bx@@___p`__Bx__@_@__x__@__p`? x_@xxx@__x@Bx__`x@p__p`@_x@xxx_`B_ГАx____`_@@p__Bx_p_p@___p`@__yцxp`_@? xrx_`_x__``fxp_`x_p____@_`x__x? ГА___@___x____Bx_x_@__x_p_@_@@p__`_x___`x_`~x__x__? x_BxH__@__xpвлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза восприятия
нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом це лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т. д.
Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом проявляются такие закономерности мышления как селективность - избира тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых собы тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы - дивергентность мышления.
Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила.
В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего. Мыслительные операции
Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравне ния, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и системати зации.
Сравнение - установление сходства и различия между предметами. Поз нание объектов окружающего мира начинается прежде всего путем их срав нения, сопоставления их друг с другом (первичный синтез). Для сравне мия об¦ектов мР________Ю_____Ю__? _________Ю________Ю_______Ю_Ю____ГЯрр____? __Ю__? _______Ю____Ю___Ю_? ?____Q¦\A_@A++о опыта. В зависимости от прошлого опыта, знаний, профессиональной направ ленности человек не только избирательно выделяет те или иные предметы, но и избирательно воспринимает различные их стороны.
6. Константность восприятия. Одни и те же предметы воспринимаются нами в различных изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, с разного расстояния. Однако объективные качества предмета воспринимаются нами в неизменном виде.
Константность восприятия - независимость отражения объективных ка честв предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изобра жение величины предмета на сетчатке глаза при восприятии его с близко го расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерп ретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобра зиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.
Белый лист бумаги вне зависимости от его освещенности будет воспри ниматься как белый лист, так же, как кусок антрацита будет восприни маться с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий освещения.
Константность восприятия не наследственное качество, оно формирует ся в опыте, в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает аконстантность. Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприни маться несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам не естественно уменьшенными).
Пилоты сверхзвуковых самолетов на первых порах очень быстрое при ближение предмета интерпретируют как его увеличение в размерах. Благодаря константности восприятия мы узнаем предметы в разных ус ловиях и успешно ориентируемся среди них. Особенности восприятия пространства и времени
Восприятие пространства. Восприятие пространства состоит из вос приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения предметов и их движения.
Восприятие величины и формы предметов осуществляется в результате сочетания в опыте человека зрительных, осязательных и кинестезических (мускульно-двигательных) ощущений.
Восприятие объемности и удаленности предметов осуществляется за счет бинокулярного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие предмета зависит не только от величины его изображения на сетчатке глаза, но и от силы напряжения глазных мышц, которая изменяется в зависимости от удаленности предмета. При рассматривании близких предметов увеличи вается кривизна хрусталика, при рассматривании далеких предметов хрус талик становится плоским. Это изменение кривизны хрусталика в зависи мости от удаленности рассматриваемых предметов называется аккомодаци ей.
Но аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее расстояние, то информаци и их виды.
4. Дайте краткую характеристику отдельных видов эмоций и чувств. 5. В каких случаях и почему сильное душевное волнение может быть смягчающим обстоятельством при определении меры наказания за преступ ление? 6. Перечислите общие закономерности эмоций и чувств.