Конспект лекций по предмету "Психология"


Тема: Основы теории и методологии исторической науки

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

ЛЕКЦИЯ № __1_
Тема: Основы теории и методологии исторической науки
1. Сущность, формы и функции исторического знания.
2. Методы изучения истории.
3. Понятие и классификация исторического источника.
4. Историография Отечественной истории.

1. Развитие человеческого общества представляет собою сложный, многогранный процесс. В истории существовали и существуют различные социальные организмы, народы, цивилизации; все они обладали особыми чертами, которые накладывали определенный отпечаток на ход развития человечества. При поверхностном взгляде может показаться, что в истории царит хаос, что ни одна наука не в состоянии установить связи и закономерности в эволюции человеческого сообщества. Однако исторический процесс не является иррациональным потоком событий. История обладает своей внутренней логикой, но постичь ее можно только в том случае, если мы осознаем специфику истории как науки.
В отличие от естественных и технических наук, история как наука гуманитарная не имеет строгих объективных законов. В истории действуют закономерности, которые в той или иной степени реализуются в зависимости от обстоятельств. Это связано именно с тем, что действующие лица истории — люди, индивидуумы, движимые собственными потребностями, интересами, амбициями и эмоциями. Поэтому можно дать следующее определение истории:
История - это наука, изучающая развитие человеческого общества во всей его конкретности, многообразии и противоречивости с целью понимания его прошлого, настоящего и перспектив будущего. В переводе с греческого «historia» означает «рассказ о прошедшем, об узнанном». Таким образом, предметом истории являются исторические закономерности, т.е. устойчивые, повторяющиеся связи явлений и процессов. В числе прочего история изучает: социально-экономическое развитие общества, реформы и контрреформы, революции и контрреволюции, деятельность правительств, классов и других социальных групп, а также отдельных личностей, эволюцию культуры и общественно-политической мысли. Отечественная история наряду с всеобщей является составной частью всемирной истории.
Значение изучения истории раскрывается через ее функции:
1) Социальной памяти - способ идентификации и ориентации общества, личности;
2) Познавательная - выявление закономерностей исторического развития;
3) Прогностическая - предвидение будущего;
4) Воспитательная - формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;
5) Познавательная - выявление закономерностей исторического развития;
6) Практически-рекомендательная - выработка научно обоснованного политического курса.
7) Развивающая – совершенствование мышления, развитие памяти о воображения, способности к анализу и т.д.
2. В словаре С.И. Ожигова термин трактуется в следующих значениях
1) «методология» - совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке
Пример: М. истории
2) «методология» - учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности
Пример: Марксистская м.
Метод – это совокупность приемов и способов получения нового истинного знания. К специальным методам истории можно отнести:
1) Типологический - классификация исторических явлений, событий, объектов;
2) Ретроспективный - последовательное проникновение в прошлое с целью выявления; причины события;
3) Сравнительный - сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени;
4) Системный - раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития
5) Идеографический - описание исторических событий и явлений;

В настоящее время все шире применяются математические методы при исследовании количественных сторон исторического процесса. Весьма проблемным является использование эксперимента в истории.
Кроме методов исследователи и все изучающие историю должны руководствоваться принципами (от лат. – principio, т.е. основоположение). Принцип историзма.Следование этому принципу предполагает, что все события и явления прошлого изучаются в своем развитии как динамическая система; кроме того, каждое событие рассматривается в непосредственной связи с другими событиями, происходившими в то время. Особенно важно учесть, что научный подход не позволяет оценивать исторические факты и личности с абстрактных, вневременных позиций. Необходимо воссоздание исторического контекста, стремление к проникновению в атмосферу эпохи. Даже для профессиональных ученых это очень сложная задача, ведь в конечном счете мы должны посмотреть на изучаемое событие или исторического героя глазами наших предков, иногда очень далеких. Однако другой способ познания прошлого заведет нас в тупик.
С принципом историзма очень тесно связан принцип объективности.Он требует критического анализа данных разных источников, отказа от стереотипов мышления, от возможных собственных симпатий и антипатий. Добросовестный исследователь не должен произвольно отбирать одни факты и игнорировать другие, искажать факты или подгонять их под заранее созданные схемы. Именно отсутствием объективности страдала отечественная историография советской эпохи, когда были засекречены многие архивные документы, способные подорвать официальную, коммунистическую трактовку истории России. От принципов следует отличать подходы: формационный и цивилизационный.
3. Воссоздание нашего прошлого и установление закономерностей исторического развития происходит на основе изучения исторических источников. Историческими источникамимы называем все то, что создано в процессе человеческой деятельности и несет в себе информацию о различных сторонах жизни общества. В принципе любой предмет, к которому мы прикасаемся сейчас, по прошествии определенного времени превратится в исторический источник.
Все исторические источники подразделяются на несколько групп:
■ вещественные (их поиском и изучением занимается, в частности, наука археология; это, например, фрагменты сооружений, предметы обихода, орудия труда, монеты, украшения);
■ письменные (любые тексты на камне, папирусе, пергаменте, бересте, бумаге и других материалах);
■ этнографические (культурно-бытовые предметы, имеющие древнее происхождение, но сохраняющиеся в обиходе определенных групп общества - народные музыкальные инструменты, традиционная одежда, обувь, домашняя утварь, игрушки, народные промыслы);
■ устные (легенды, басни, сказки, поговорки, песни, приметы);
■ аудиовизуальные (фото- и киноматериалы) и т. д. При изучении конкретного исторического события или целого периода из нашего прошлого историкам приходится решать непростую задачу. Как воссоздать целостную картину из фрагментов, содержащихся в отдельных источниках? Как примирить противоречивые оценки современниками одного и того же исторического персонажа? Нередко бывает, что несколько письменных источников совершенно по-разному описывают одно и то же явление. Чтобы успешно разрешить все эти проблемы, наука выработала несколько принципов изучения истории.
4. Историография – это история исторической науки. Научное освещение истории российской государственности начинается с XVIII века, когда знанияо прошлом, содержавшиеся ранее в форме разрозненных сведении, начали систематизироваться и обобщаться. Историческая наука освобождалась от божественного промысла и получала все более реалистическое объяснение.
Первый научный труд по истории России принадлежал Василию Никитичу Татищеву - крупнейшему дворянскомуисторику эпохи Петра I (1686 - 1750 гг.).Его капитальный труд«История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах освещала историюРоссийского государства.Выступая поборником сильноймонархии, В.Н. Татищев впервые сформулировал государственную схему отечественной истории, выделив несколько ее этапов.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) - автор ряда трудов по русской истории («Краткий российский летописец с родословием»; «Древняя российская история»), в которых он положил начало борьбы против норманнской теории образования древнерусского государства. Эта теория, как известно, была создана немцами Байером и Миллером и обосновывала неспособность якобы невежественных славян создать свою государственность и призвавших для этого варягов. М.В. Ломоносов привел ряд аргументов, опровергавших домыслы немецких ученых. Он доказал древность племени «русь», предшествовавшего призванию Рюрика, показал исконность поселений славян в Восточной Европе. Ученый обратил внимание на важный факт — имя «русь» было распространено на те славянские племена, ккоторым варяги не имели никакого отношения. М.В. Ломоносов указал на отсутствие скандинавских и германских слов в русском языке, что было бы неизбежно при той роли, которая приписывается норманнистами скандинавам.
Первый капитальный труд по истории Российскогогосударства принадлежал Николаю Михайловичу Карамзину(1766-1826 гг.) - видному историку, писателю и публицисту. В конце 1803 г. Карамзин предложил Александру I свои услуги для написания полной истории России, «не варварской и постыдной для его царствования» Предложение было принято. Карамзину официально поручили написание истории России и установили пенсион как состоящему на государственной службе. Всю последующую жизнь Карамзин посвятил, главным образом, созданию «Истории государства Российского» (12 томов).
Центральная идея труда Карамзина: самодержавное правление - наилучшая форма государственности для России. Свой труд ученый посвятил Александру I и закончил его словами: «История народа принадлежит царю». Он рассматривал государство как определяющую силу истории страны, отождествлял историю России с историей самодержавия. Теоретической основой взглядов Карамзина была так называемая утешительная система, сущность которой состояла в утверждении, что история человечества есть история всемирного прогресса, основу которой составляет духовное совершенствование людей и что историю человечества делают великие люди. «Сии любимцы неба, - писал Карамзин, - рассеянные в пространствах времен, подобны солнцам, влекущим за собою планетные системы: они решают судьбу человечества, определяют путь его ... жизнь их есть история народов». Стремясь отгородить Россию от влияния революционного Запада, Карамзин обвинил и Петра I в том, что он, якобы, «унижал россиян в собственном их сердце», «захотел сделать Россию Голландию» и что в результате его деятельности русские люди стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».
Карамзин выдвинул идею о том, что «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия и спасалась мудрыми самодержавием». Такой подход был положен в основу периодизации истории Российского го­сударства.
Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879 гг.) - заведующий кафедрой русской истории Московского университета (с 1845 г.), автор своеобразной энциклопедии русской истории, многотомного капитального труда «История России с древнейших времен». Принцип его исследования - историзм. Он не делит историю России на периоды, а соединяет их, рассматривает развитие России и Западной Европы в единстве. Закономерность развития страны С.М. Соловьев сводит к трем определяющим условиям: «природа страны», «природа племени*, «ход внешних событии». Центральная проблема труда Соловьева — «отношение народа и государства» (дворянская наука знала только государство).
В 50-х годах XIX в. сложилась государственная (юридическая) школа в русской историографии. Она была порождением буржуазного либерализма, его нежелания повторения в России революций Запада. В связи с этим либералы обратились к идеалу сильной государственнойвласти.
Основоположником государственной школы стал профессор Московского университета (юрист, историк, философ-идеалист) Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.) (главный труд «Воспоминания», ч. 1-4. 1929-1934). Основной вывод ученого: государство России «есть движущая сила истории, основное его творческое начало, демиург (творец) истории, высшее достижение общественного прогресса», «органический союз народа, соединение его общих интересов». Сам народ России, по мнению автора, был создан государством. Громадные территории России, ее географическое положение обусловили всемогущество Российского государства. Накануне 1861 г. Б.Н. Чичерин сделал вывод, что государство закрепостило, но освободит крестьян. Этим преследовалась цель доказать необходимость сильной самодержавной власти перед началом революционного движения (последователи К.Д. Кавелин, СМ. Соловьев и др.).
Крупный русский историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911 гг.), который в своих трудах придерживался позитивистской «теории фактов», выделял «три основные силы, которые строят людское общежитие»: человеческая личность, людское общество, природа страны. Двигателем исторического прогресса Ключевский считал «умственный труд и нравственный подвиг». В развитии России Ключевский признавал огромную роль государства (политический фактор), придавал большое значение процессу колонизации (природный фактор), торговле (экономический фактор).
В «Курсе русской истории» Ключевский дал периодизацию прошлого страны, в ее основу были положены географический, хозяйственный и социальный признаки, которые, по его мнению, определяли содержание исторических периодов. Однако над ними господствовала государственная схема.
Ключевский оказал влияние на формирование исторических взглядов как буржуазных историков (П.Н. Милюков, М.М. Богословский, А.А. Кизеветтер), так и историков-марксистов (М.Н. Покровский, Ю.В. Готье, С.В. Бахрушин). В начале XX в. в России начался необычайный по глубине, широте размаха и длительности имперский кризис, для которого были характерны десакрализация власти, разрыв «единения царя и народа», социокультурная несовместимость европейски образованных «верхов» и традиционалистских «низов», раскол общества (Царизм — Дума; Временное правительство — Советы). Марксистская историография (В.И. Ленин, М.Н. Покровский и др.) исходила из классового определения государства как машины «для угнетения одного класса другим», как аппарата «для систематического применения насилия и подчинения людей насилию». Такой подход переносился на историю государства и управления в России.
В 60-80-е гг. XX в. в советской историографии появилась тенденция к деполитизации и деидеологизации истории России. Формационный подход к освещению исторического прошлого стал дополняться цивилизационным1. В 90-е гг. ряд исследователей истории России обратили внимание на особенности истории развития страны как мобилизационного общества. Мобилизационный тип развития осуществляется за счет сознательного вмешательства в механизмы функционирования общества. Такой тип развития являлся или средством выхода из застойного состояния, или инструментом ускорения эволюционных процессов, т.е. таких процессов, когда стимулы «к самовозвышению и самоусовершенствованию человеческой популяции и условий ее существования формировались исключительно как реакция на внешние возмущения». Мобилизационный тип развития используется, прежде всего, в ситуациях, когда необходима быстрая реакция системы на создавшиеся условия, угрожающие ее существованию (ликвидация отставания).

ЛЕКЦИЯ № 2
Тема: Древняя Русь и социально–политические изменения в русских землях XIII – XV вв.
1. Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в VIII – IX вв.
2. Этапы развития Киевской Руси.
3. Особенности социально–политического и экономического развития Древней Руси.
4. Взаимоотношения Киевской Руси с государствами и народами Европы и Азии.
5. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и Востока. Монгольское иго.
Вопрос 1. Славяне являются коренным населением европейского континента. Примерно с IV в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как Великое переселение народов. В течение IV – VIII вв. они заняли новые обширные территории. В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви : южные, западные и восточные славяне. Южнославянские народы поселились на Балканском полуострове в пределах Византийской империи. К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии. Восточные славяне заняли огромные пространства между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.
География расселения восточнославянских племен во второй половине I–го тысячелетия описана в «Повести временных лет». В IV – VIII вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен : поляне (средний и верхний Днепр), древляне (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень). Племена славян складывались на основе этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно–культовое родство.
Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Основа их хозяйственной деятельности – пашенное земледелие: в восточной части – подсечно– огневое, в лесостепной – переложное. Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество.
Восточные славяне придерживались язычества до середины X в. Среди них утвердились культ обожествленных стихий и поклонение покровителям рода. Главными божествами у них являлись: Сварог (божество неба) и его сын Сварожич (божество огня), Род (божество плодородия), Стрибог (божество ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (божество скота), Перун (божество грозы). В честь этих божеств ставились идолы, которым приносились жертвы.
Образование государства у восточных славян стало закономерным следствием длительного процесса социально–экономического и политического развития общества. Предпосылки для создания государственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. В VI – VIII вв. в экономической жизни восточных славян произошли значительные перемены. Наряду с подсечным земледелием развивалось пашенное. Первое было связано с коллективным трудом и общественной собственностью на орудия производства. Пашенное земледелие велось с применением более совершенных орудий труда (древнее рало уступило место сохе с железным сошником и плугу с железным лемехом). Появилась возможность ведения хозяйства отдельными семьями. В силу этого родовая община со временем перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной (соседской) общине. Теперь людей объединяло уже не столько родство, сколько общая территория и хозяйственная жизнь. Находившиеся ранее в коллективном владении земли и луга стали подвергаться разделу между отдельными хозяйствами. Появилась частная собственность на орудия труда и земельные угодья.
Вопрос 2. Государство возникло тогда, когда наиболее тесно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны: формировавшаяся государственная власть первоначально почти не претендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. Носители новой предгосударственной и государственной власти (князья и дружинники) выделялись из общества не по имущественному, а по профессиональному признаку. При этом часто совпадавшие профессии воина и правителя почти единодушно признавались общественно полезными. Государство возникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу–общиннику было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел. Государство с самого начала решало не только военные, но и судебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами.
Князь правил при помощи дружины. Отношения между князем и дружинниками носили вассальный характер. Князь считался первым среди равных. Дружинники были на полном содержании и проживали на княжеском дворе. Они подразделялись на старших и младших. Старшие дружинники назывались боярами, из их числа назначались представители высших чинов княжеской администрации. Наиболее приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, который принимал важнейшие решения.
В исторической науке длительное время велась острая дискуссия по вопросу происхождения древнерусского государства. Приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в Петербургской академии наук ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер явились основоположниками норманнской теории древнерусской государственности. Опираясь на летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне оказались неспособны к самостоятельному созданию государства и государственность на их земли была принесена извне варягами из племени русь. Противником данной теории выступал великий русский ученый М.В. Ломоносов, который отрицал скандинавское происхождение древнерусской государственности и считал, что слово «русь» славянского происхождения.
Несостоятельность тезиса норманистов о возможности «научить государству», которое возникает только на основе длительного внутреннего развития, не отрицает роли варягов–скандинавов в сложении государства Русь. Ныне можно считать установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отражает реально происходившие события. Согласно «Повести временных лет», в 862 г. члены северной федерации восточнославянских союзов племенных княжеств изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Однако затем внутри федерации возникла ожесточенная борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из их представителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Пойти на княжение согласились три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Первый из них вокняжился в Новгороде, второй – на Белоозере, а третий – в Изборске.
После смерти Рюрика новгородским князем стал его родственник князь Олег. В 882 г. Олег захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира, став правителем объединенных под его властью северных и южных территорий. 882 г. принято считать годом создания государства Русь со столицей в Киеве. К X в. в руках великого киевского князя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Великий князь был представителем династии Рюриковичей, которой принадлежало верховное право на власть. Он правил в Киеве, а его дети и родственники являлись наместниками в подвластных ему землях. После смерти великого князя власть передавалась по старшинству от брата к брату.
Вопрос 3. Русь IX – первой половины XI вв. представляла собой федерацию городов–государств во главе с великим киевским князем. Значительную роль играли вечевые собрания, на которых городские жители решали вопросы войны и мира, законодательства и др. Руководили ими представители знати. В древнерусском государстве не существовало разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами самоуправления. В практике управления государством князья опирались на собственное право. Древнерусское законодательство формировалось по мере укрепления государственности. Первый свод законов, дошедший до наших дней, - «Русская Правда», составленная во времена княжения Ярослава Мудрого на основе еще более древнего свода законов. Согласно «Русской Правде» основным населением страны были свободные общинники – людины, объединенные в сельскую общину – вервь. Вторая большая группа населения – смерды. В нее входили несвободные княжеские данники. Третья группа – рабы, которых называли челядью и холопами. Законодательство стояло на защите жизни и собственности имущих слоев. За убийство раба предусматривался штраф в 5 гривен, а за аналогичное преступление в отношении княжеского управляющего компенсация оценивалась в 80 гривен.
Огромную роль в социально–экономическом и культурном развитии Руси сыграло принятие в 988 г. христианства. Принятие общей для страны религии требовали интересы единства государства, укрепления ее международного авторитета. Князь Владимир Святославович имел многочисленные беседы с проповедниками различных религий. Владимир предпочел восточное христианство за красоту его храмов и обрядов по византийскому канону, которые произвели на него глубокое впечатление. На окончательный выбор повлияли и давние связи с Византией. Православие в большей степени, чем другие религии, соответствовало культурному типу славян. В отличие от католичества, ориентированного на рациональное познание мира, православие понимало смысл жизни как достижение внутреннего совершенства и единства, коллективное стремление к лучшему будущему и социальной справедливости.
Во второй половине XI в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности. Князь Ярослав Мудрый обрел великокняжеский престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Памятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко обозначил наследственные права своих сыновей. Всю русскую землю он поделил на пять «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Однако через два десятилетия началась кровопролитная борьба за власть. В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.
В 1097 г. по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, сына Всеволода Ярославовича, в Любече состоялся съезд князей. На нем для прекращения междоусобиц было решено установить новый порядок организации власти на Руси. В соответствии с новым принципом каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода. Принятый закон стал основной причиной феодальной раздробленности и разрушил целостность древнерусского государства. В середине 12 в. междоусобицы достигли невиданной остроты, число их участников возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств, в последующем столетии – 50. Наиболее крупными государственными образованиями были Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, а также Новгородская и Псковская феодальные республики.
Вопрос 4. Становление и развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с окружающими его народами и государствами. Древняя Русь боролась с нашествиями кочевников с востока и с притязаниями Византии на господство в Причерноморье. В 907 г. поход на столицу Византии Константинополь предпринял князь Олег. Византийцам пришлось выплатить ему дань и заключить с ним выгодный для Руси договор. Князь Игорь совершил в 941 и 944 гг. два менее удачных похода на Константинополь. Князь Святослав разгромил в 965 г. Хазарский каганат, взяв его столицу город Итиль. Это привело к тому, что значительная часть волжского торгового пути перешла под контроль Руси. Неоднозначными являлись отношения Руси с тюркоязычными кочевниками печенегами, в конце IX – X вв. захватившими степи Северного Причерноморья. Известны факты как союзнических отношений с ними, так и военной конфронтации. С целью противостояния возросшему в конце X в. натиску печенегов князь Владимир усилил оборону южнорусских рубежей, создав сеть городов – крепостей. Уже при князе Владимире существовали дипломатические контакты Руси с Польшей, Чехией, Венгрией. Устойчивые и тесные связи поддерживались со Скандинавией.
Вопрос 5. В начале XIII в. в степях Центральной Азии образовалась монгольская военно-феодальная держава. В 1206 г. великим ханом (Чингисханом) был провозглашен Темучин. Чингисхан создал сильное боеспособное войско, с помощью которого он подчинил соседние племена и государства. В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый вторгся с огромным войском на территорию Северо-Восточной Руси. Первой жертвой его нашествия стало Рязанское княжество. В условиях раздробленности каждое княжество оборонялось своими силами. Вслед за Рязанским войско Батыя завоевало Владимиро-Суздальское и Смоленское княжества. В 1239 – 1240 гг. Батый совершил второй поход на Русь. Под удар попали юго-западные княжества. Не встретив организованного сопротивления, он покорил Черниговское, Переяславское и Галицко-Волынское княжества. Монгольское завоевание привело к длительному экономическому, политическому и культурному упадку русских земель. Многие территории были разорены и опустошены, разрушены города, начался демографический спад.
После нашествия на Европу в 1242 г. Батый создал мощное государство – Золотую Орду, со столицей Сарай на Нижней Волге. На Руси было установлено монгольское иго. Монголы сохранили на захваченных землях прежнюю систему государственного устройства и общественных отношений, но установили над ними контроль. Ханы Орды стали выдавать разрешения (ярлыки) на великое княжение на Руси. Для сбора дани монголы ввели институт баскаков (сборщиков дани). Вначале дань собирали натурой, затем деньгами.
В XIII в. одновременно с нашествием монголов возникла угроза завоевания северо-западных русских земель немецко-шведскими феодалами. Идеологическое обоснование завоевательным походам давала римско-католическая церковь, стремившаяся духовно покорить местных православных жителей. Летом 1240 г. шведская флотилия с пятитысячным войском вошла в Неву и остановилась в устье ее притока р. Ижоры. Новгородское войско во главе с князем Александром Ярославичем наголову разбило шведов. За доблесть и мужество народ прозвал Александра Невским. В то же время рыцари Ливонского ордена в 1240 г. захватили крепость Изборск и стали угрожать Новгороду. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло сражение между русской ратью под руководством Александра Невского и немецким войском. Русские одержали решительную победу. Благодаря успешному отражению шведско-немецкой агрессии была сохранена независимость Новгородской и Псковской земель, Русь сохранила за собой берега Финского залива и возможность торгового обмена со странами Европы.
ЛЕКЦИЯ № 3
Тема: Образование и развитие Московского (Российского) централизованного государства XV-XVII вв.
1. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы в правление Ивана Калиты и Дмитрия Донского.
2. Образование Московского централизованного государства
3. Развитие Московского государства в XVI в. Иван IV
4. Правление первых Романовых. Формирование сословной системы организации общества. Этапы закрепощения крестьян.
Вопрос 1.Монгольское влияние отразилось на всей политической и экономической структуре Руси, а также оставило следы на века во многих областях русской жизни. Разорение было воспринято на Руси как национальная катастрофа. Систематическое изъятие с русских земель людских и финансовых ресурсов мешало восстановлению нации. Городская цивилизация предыдущей эпохи в значительной мере погибла вместе с разрушенными татарами городами. Искусство, многие виды ремесел пришли в полный упадок на длительный период, (ремесленники отправлялись в орду) и восстанавливались уже на другой основе.

Татары уничтожили и демократическую систему самоуправления в русских городах (вече, посадник, ополчение), за исключением Новгорода и Пскова.

За князем оставалась судебная власть, а затем и сбор налогов. Уже при Дмитрии Донском великий князь превратился фактически в автономного правителя и… Монголы с помощью террора приучили население беспрекословно выполнять свои… Верную и взвешенную политику, ориентированную на сотрудничество с татарами и военный отпор агрессии с Запада, проводил…

Тема 5: Российская империя в XIX в.

2. Внутренняя и внешняя политика России в правление Александра I
3. Внутренняя и внешняя политика России в правлении Николая I
4. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX в.


Тема 9: СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах

2. Военные действия 1941–1945 гг.
3. Военные действия 1941–1945 гг.
Вопрос 1. Англо–франко–советские переговоры 1939 г. о создании системы коллективной безопасности. Причины их неудач.…

Вопрос 2.

1) Изменения в духовном климате общества. После 1945 г. происходят изменения в общественном сознании советских людей, возрождаются надежды на обновление и перемены в стране. Победа советского народа в войне породила надежды у крестьян на роспуск колхозов; во вновь присоединенных республиках Прибалтики, Западных областях Украины, Белоруссии зрели надежды на изменение национальной политики. Поколение советских офицеров, прошедших суровую школу войны и почувствовавших относительную независимость, также ожидало демократизации общественной жизни. При этом ощущение несвободы соединялось с ощущением энтузиазма, гордости, удовлетворения новой жизнью.
Изменения в структурах власти. В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров (председателем которого до 1953 г. являлся И.В. Сталин). Прошли перевыборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР (Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1946-1953 гг. - Н.М. Шверник), в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны, усилилась коллегиальность в их деятельности. В соответствии с Конституцией впервые были проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. впервые состоялся ХIХ съезд ВКП(б), переименованной в КПСС. В 1949 г. возобновились съезды общественных и политических организаций (профсоюзов, комсомола, союза композиторов).
2) Апогей сталинизма. Вся послевоенная политика властей строилась на противоречии между потребностью в перестройке и возможностью сохранить неизменным политический строй. Режим личной власти И.В. Сталина в послевоенные годы достиг своей высшей точки. Решающая роль СССР в разгроме фашизма ассоциировалась пропагандой с именем Сталина. В результате возрос международный авторитет вождя. Сталинский режим полностью идентифицировался с социализмом. Ему удалось вновь установить жесткий контроль над всей жизнью общества, опираясь на систему репрессивных органов. Совершая перестановки в партийном аппарате, Сталин держал в напряжении всю номенклатуру. В конце 40-х гг. деятельность Политбюро подменяется системой троек, шестерок, пятерок (перед смертью Сталина это - И.В. Сталин, Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.А. Булганин, Н.С. Хрущев).
Идеология и культура в послевоенный период. В рамках сталинской политической системы власть продолжала осуществлять тотальный контроль над духовной жизнью народа. В массовом сознании развивалось чувство участия в новом великом деле - восстановлении разрушенной экономики и строительстве будущего своей страны, подчеркивалась вовлеченность советских людей в события всенародного и всемирного масштаба. При этом идеологическая пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности Сталина. Эта пропаганда пронизывала науку и образование, литературу и искусство. Атмосфера железного занавеса (идеологической и культурной изоляции от остального мира) привела к борьбе против западного влияния в отечественной культуре, которую возглавил А.А. Жданов - член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию. Под лозунгом борьбы против буржуазной идеологии были лишены возможности нормальной работы выдающиеся деятели культуры - А. Ахматова, М. Зощенко, Д. Шостакович и др. Были приняты постановления по проблемам литературы: О журналах Звезда и Ленинград (1946 г.) с беспощадной критикой творчества М. Зощенко и А. Ахматовой, в дальнейшем - О журнале Крокодил (1948 г.), Огонек (1948 г.), Знамя (1949 г.). Итогом борьбы стало закрытие многих журналов, запрещение литературных произведений. Давление на представителей советской интеллигенции вызвало кризис отечественной культуры в послевоенный период.
Новый виток репрессий. Истребив в соответствии с волей номенклатуры ленинскую гвардию, Сталин упорно оставлял за собой право и в дальнейшем уничтожать любого - независимо от его принадлежности к номенклатуре. Чтобы предварить недовольство существующим режимом, в 1947-49 гг. в министерствах и ведомствах создаются суды чести- откровенно карательные органы для борьбы с проступками советских работников. Разворачивался новый виток террора против врагов народа. С 1948 г. начинается борьба с космополитизмом, в рамках которой был проведен процесс по делу Антифашистского еврейского комитета (1948 г.), сфабриковано дело врачей(1952-1953 г.). Репрессии коснулись военного поколения партийных и хозяйственных кадров. По ленинградскому делу (1949-1952 гг.) подверглись репрессиям руководители Ленинградской партийной организации, включая председателя Госплана Н.А. Вознесенского, председателя Совета министров РСФСР М.И. Родионова, первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) И.С. Попкова и др. В опале оказался маршал Г.К. Жуков, обвиненный в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров, неуважении к Сталину. Об ужесточении политического режима свидетельствовало и обращение с военнопленными, репатриированными в СССР (около 2 млн.), большинство из которых оказались в лагерях или были приговорены к ссылкам.
Депортации народов. Активное неприятие социалистических идей и сталинского режима существовало в присоединенных перед войной Западных областях Украины, Белоруссии, Прибалтике. Здесь приобрела широкий размах деятельность различных национальных движений, до начала 50-х гг. велась борьба против насильственной коллективизации и советизации. За участие в ней народы этих республик подверглись депортациям (в Западной Украине - 300 тыс. человек; в Прибалтике - 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев). Насильственно высланы были и представители других народов (в частности, молдаване, евреи).
3. План реконструкции 1946 г. После войны среди части хозяйственных руководителей, экономистов проявилось стремление к реорганизации системы управления экономикой, к ослаблению сверхцентрализации, допущению элементов рыночных отношений (одним из сторонников подобных изменений выступал Председатель РСФСР М.И. Родионов). Опыт организации ярмарок в Ленинградской области в 1949 г. продемонстрировал возможности установления прямых экономических связей между предприятиями. В плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. (подготовленном под руководством председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского) были заложены показатели, рассчитанные на некоторую самостоятельность предприятий и отраслей промышленности. В 1949 г. Вознесенский был обвинен в занижении показателей, осужден по т.н. ленинградскому делу и казнен. По указанию Сталина были определены новые показатели для основных отраслей промышленности, что вызвало крайнюю напряженность в экономике.
Источники восстановления советской экономики. Первоочередной задачей послевоенного времени стало форсированное восстановление советской экономики (в первую очередь тяжелой промышленности) и конверсия военного производства. Западная Европа на эти цели получила по плану Маршалла 13 млрд. долл. В СССР главными оставались внутренние источники: централизованная экономика, репарации с Германии (4,3 млрд. долл.), перераспределение средств из аграрного сектора в промышленный; сокращение расходов на социальную сферу; бесплатный труд узников ГУЛАГа и военнопленных; денежная реформа 1947 г.; государственные займы.
Развитие промышленности. Реорганизация органов управления вела к усилению роли и значения исполнительной власти и их слиянию с партийным аппаратом. Уже с 1946 г. начинается возврат к принудительным и волевым методам руководства страной. В ходе экономической реконструкции официально был подтвержден принцип сдельной оплаты труда, нормы выработки были в несколько раз увеличены. Приток неквалифицированной рабочей силы привел к кризису в организации производства. Его проявлением стал относительно низкий рост производительности труда (в среднем 6% в год за четвертую пятилетку). В целом за годы четвертой пятилетки (1946-1950 гг.), благодаря форсированным темпам реконструкции, промышленное производство превзошло довоенный уровень на 73% (при плане 48%).
Развитие оборонной отрасли. Проведенная конверсия имела не полный характер. Значительные средства продолжали вкладываться в модернизацию военно-промышленного комплекса, в частности реализацию атомного проекта, который курировал Л.П. Берия. Атомное оружие в СССР появилось в 1949 г. благодаря усилиям известных советских ученых - И. Курчатова, Ю. Харитона и др. С 1953 г. Советский Союз обладал водородной бомбой (отцами которой стали ученые Я. Зельдович, А. Сахаров). Реализацию атомного проекта обеспечивала приборостроительная промышленность, созданная практически заново. Продолжалось техническое перевооружение армии, оснащение ее новейшими образцами. После массовой демобилизации и сокращения армии с 11,4 млн. до 2,9 млн. человек ее численность вновь возрастает. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25 % годового бюджета.
Положение в сельском хозяйстве в послевоенный период оставалось чрезвычайно сложным (в 1946 г. в стране разразился голод и были введены хлебные карточки). Деревня продолжала испытывать жесткое административное давление. Размер обязательных поставок продукции колхозов государству постоянно возрастал, а цены на продукцию оставались вплоть до 1953 г. на довоенном уровне. Колхозники лишились части приусадебных наделов, переданных в колхозный фонд. Значительно повысились сборы и налоги на крестьянские хозяйства и от продаж на колхозном рынке. Вводилась принудительная продажа государству мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции. Крестьянство в большей степени пострадало от денежной реформы 1947 г. В целях обеспечения сельского хозяйства кадрами в 1950 г. были проведены меры по укрупнению колхозов (в результате чего сократилась их численность), по развитию в них сети партийных ячеек. В республиках Прибалтики была проведена насильственная коллективизация, сопровождавшаяся многотысячными депортациями.
Вывод: Общественно-политическая обстановка в СССР в послевоенное десятилетие характеризовалась двойственностью. С одной стороны, народ-победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой, происходило окончательное укрепление сталинизма, достигшего в этот период своего апогея. Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой. Разрастание административно-бюрократической системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, вели к дальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития.
Вопрос 3.Большое значение в начавшейся либерализации общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития (доклад Н.С. Хрущева). Публичное осуждение культа И.В.Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха. Во второй половине 50-х годов продолжалась политика, направленная на восстановление законности в общественно-политической сфере. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. В конце 50-х годов были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Проводимая Н.С.Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. Председатель Верховного Совета СССР - Л.И. Брежнев. Возрастал культ Н.С. Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: первого секретаря ЦК партии и главы правительства. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС, утверждение которой состоялось в 1961 г. на XXII съезде партии. В Программе были определены задачи построения коммунизма. В 1962 г. в связи с обострением продовольственного положения были повышены розничные цены на некоторые продукты питания (мясо, масло и др.). Результатом этого явились массовые протесты городского населения. Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Перемены касались прежде всего сельскохозяйственного производства, его ускоренного подъема с целью обеспечения населения продовольствием и легкой промышленности - сырьем. Повышение благосостояния народа объявлялось одной из центральных задач нового руководства. Для ее разрешения началась разработка новой аграрной политики. С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. В 1953-1958 гг. прирост сельхозпродукции составил по сравнению с предыдущими пятью годами 34 %. За тот же период было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Но коренного улучшения в развитии сельского хозяйства не произошло. Во второй половине 50-х годов промышленность страны поднялась на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской “оттепели” велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко. Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис). Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений. В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. К Московскому договору присоединись свыше 100 государств. В 1964 г. завершилась политика реформ, проводимых Хрущевым. Проводимые по инициативе сверху преобразования не принесли ожидаемого эффекта. В октябре 1964 г. Хрущев отправлен в отставку.
Вопрос 4. Научно-техническая революция - коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. В ходе Научно-техническая революция, начало которой относится к середине 20 в., бурно развивается и завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. Научно-техническая революция изменяет весь облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой, ведёт к резкому ускорению научно-технического прогресса.
Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта согласованное взаимодействие науки и промышленности. Это послужило школой для осуществления последующих общенациональных научно-технических исследовательских программ. Но, возможно, ещё большее значение имел психологический эффект использования атомной энергии — человечество убедилось в колоссальных преобразующих возможностях науки и её практического применения. Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. Научная деятельность стала массовой профессией. Во 2-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-е гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом Научно-техническая революция Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения логических функций человека, а в перспективе — переход к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ — принципиально новый вид техники, изменяющий положение и роль человека в процессе производства.
В 40—50-е гг. под влиянием крупнейших научных и технических открытий происходят коренные сдвиги в структуре большинства наук и научной деятельности; возрастает взаимодействие науки с техникой и производством. Так, в 40—50-е гг. человечество вступает в период Научно-техническая революция.
На современном этапе своего развития Научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами. 1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения. 2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер. 3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил — предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки. 4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства 5) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами. 6) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации 7) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем» и необходимостью в связи с этим научного регулирования системы «общество — природа».
Вопрос 5.В марте 1965 г. начались реформы в сельском хозяйстве. Усилили самостоятельность колхозов и совхозов. Увеличили вложения в сельское хозяйство европейской части страны. Взяли курс на создание крупных специализированных комплексов. Снизили план обязательных поставок и повысили закупочные цены. С колхозов списали долги. Повысили материальную заинтересованность колхозников в росте производства. Сняли ограничения с личных подсобных хозяйств. Эти меры стимулировали увеличение производства. К середине 70-х гг. продовольственная проблема отошла на второй план, значительно повысился уровень жизни на селе. В последующем многие планы оказались не реализованы или не принесли ожидаемого результата. Большинство колхозов продолжало оставаться убыточными. Несмотря на увеличение закупок продовольствия за рубежом, вновь возникли проблемы с продовольствием.
В сентябре 1965 г. началась реформа в промышленности. Ликвидировали территориальную систему управления через Совнархозы. Восстановили отраслевой принцип руководства через министерства. Увеличили самостоятельность предприятий. Часть доходов теперь оставалась в их распоряжении. Эти средства шли наразвитие производства, материальное поощрение, жилищное строительство, социальную сферу. Сократили число плановых показателей. Широко применялся хозрасчёт. Предполагалось ввести элементы регулируемых рыночных отношений. Активную роль в осуществлении реформы сыграл Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин.
В годы восьмой пятилетки (1965-1970) реформа дала положительные результаты. Объем промышленного производства вырос на 50 %. Построили почти 2000 крупных предприятий. Освоили новые промышленные районы на севере и востоке страны. По добыче угля и железной руды, производству цемента, тепловозов, тракторов и комбайнов Советский союз обогнал США. По производительности труда и доходу на душу населения наша страна значительно отставала от американского уровня.
В начале 70-х гг. реформы были приостановлены. Основные усилия направили на развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и Сибири. Особое внимание уделили увеличению добычи нефти и газа. Сделали ставку на расширение продажи сырья за рубеж. Только за 70-е гг. СССР заработал на этом около 170 млрд. долларов. Эти средства использовали для смягчения кризисных явлений и повышения жизненного уровня.
В конце 70-х гг. падение спроса на топливо привело к снижению мировых цен. Это больно ударило по экономике СССР. Выросли дефицит государственного бюджета и внешний финансовый долг, увеличилась инфляция. В начале 80-х гг. резко снизились темпы роста промышленности и сельского хозяйства. Упал жизненный уровень, поднялись цены, появились дефицита и очереди. Когда в 1982 г. умер Брежнев, страна находилась в сложном положении. Слабые попытки его преемников Ю.В. Андропова и К.У. Черненко улучшить положение не увенчались успехом.
С приходом к власти Брежнева процесс десталинизации общественной жизни закончился. Запретили критику культа личности Сталина, свернули процесс реабилитации репрессированных. Предпринимались попытки создания культа Брежнева. Большинство советских людей, слабо веря в идеалы социализма, открытого сопротивления системе не оказывали. Тем не менее, росло движение инакомыслящих, которое принято называть диссидентским. Многие диссиденты были арестованы и осуждены: А. Синявский, Ю. Даниэль, И. Бродский. Некоторые помещены в психиатрические больницы: В. Буковский, Ю. Вишневская, Л. Губанов. За границей оказались многие деятели искусства: писатель А.И. Солженицын, кинорежиссёр А. Тарковский, режиссёр Ю. Любимов, поэт И. Бродский, виолончелист М. Ростропович. Духовным лидером правозащитного движения стал академик А.Д. Сахаров.

ЛЕКЦИЯ № 11

Тема: Советский Союз в 1985 – 1991 гг.

2. Попытка государственного переворота и её провал.
3. Распад СССР. Беловежские соглашения.
Вопрос 1.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение



Высшего профессионального образования

«Барнаульский государственный педагогический университет»


Кафедра

ИСТОРИИ И МУЗЕОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс дисциплины

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.