6
Лекция - Использование методов научного познания
1. Виды исследований
2. Классификация и состав методов исследования
3. Выбор методов исследования
Введение
Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.
Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.
Классификационный признак исследования |
Вид исследования |
|
Направленность на результат |
Фундаментальное, прикладное |
|
Решаемая задача |
Текущее (оперативное), перспективное |
|
Продолжительность проведения |
Экспресс, краткосрочное (непродолжительные), долгосрочное (продолжительные) |
|
Емкость используемых ресурсов |
Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ресурсоемкое |
|
Используемая информация |
Внутренне информационное, внешне информационное |
|
Число исследователей. |
Индивидуальное, коллективное |
|
Тип консультантов-исследователей по отношению к среде |
Внутренне консультационное, внешне консультационное, смешанно-консультационное |
|
Организованность |
Спонтанное, организованное |
|
Полнота изучения и число исследуемых объектов |
Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное |
|
Регулярность проведения исследований |
Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое |
|
Сложность |
Простое, сложное |
|
Подход к исследуемому объекту |
Локальное, системное |
|
Место проведения |
Лабораторное, промышленное |
|
Наличие модели исследования |
Натурное (реальное), модельное |
|
Характер объекта |
Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др. |
|
Отношение к периоду функционированию объекта |
Ретроспективное (предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее) |
|
Методология проведения |
Контрольное, диагностическое, сравнительное, классиикационное и др. |
|
Характер исследования |
Поисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное |
|
Отношение к методу исследования |
Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности на базе имеющейся теории -- комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее возможность определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, закономерности, принципы и т.п.) Эмпирическое (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы) |
|
Формаожидаемого результата |
Количественное, качественное |
|
Вид используемой информации |
Экспертно-оценочное, логическое, математическое, статистическое и др. |
|
Обязательность |
Инициативное, директивное |
Методы обследования (сбора данных) |
Методы обработки и анализа информации |
Методы формирования решений |
Методы обоснования решений |
Методы внедрения (реализации) решений |
|
Самообследование |
Системный анализ |
Системный подход |
Аналогий |
Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников |
|
Интервьюрование |
Экономический анализ |
Аналогий |
Сравнений |
||
Беседа |
Декомпозиция |
Параметрический |
Нормативный |
||
Фотография рабочего дня |
Структуризация целей |
Блочный |
Экспертно-аналитический |
Привлечение общественных организаций |
|
Изучение документов |
Экспертно-аналитический |
Функционально-стоимостной анализ |
Функционально-стоимостной анализ |
||
Функционально-стоимостной анализ |
Нормативный |
Структуризации целей |
Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта |
Функционально-стоимостной анализ |
|
Наблюдение |
Параметрический |
Опытный |
Другие |
||
Другие |
Моделирования |
Творческих совещаний |
|||
Функционально-стоимостной анализ |
Коллективного блокнота |
Расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов |
|||
Главных компонент |
Контрольных вопросов |
||||
Балансовый |
Метод 6-3-5 |
||||
Корреляционный |
Морфологический анализ |
||||
Факторный |
Экспертно-аналитический |
||||
Опытный |
Моделирования |
Другие |
|||
Матричный |
Другие |
||||
Последовательный |
|||||
Динамический |
|||||
Другие |
Теоретические |
Логико-интуитивные |
Эмпирические |
Комплексно-комбинированные |
|
Формализация: аналитические методы (математические, интегрального, дифференциального и вариационного исчислений, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и минимумов функций, в том числе методы математического программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств); статистические методы: (математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы (теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм графиков)АксиоматизацияИдеализацияВосхождение от абст рактного к конкретномуМоделирование (стати стическое, имитационное моделирование, модели рование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний, метод Монте-Карло и др.)Другие |
Экспертные «Мозговой» штурм (прямая «мозговая» атака, обмен мнениями, комиссия, деловая игра, конференция идей, коллективная генерация идей, творческие совещания, коллективный блокнот)Метод синектики Сценарий Дельфи Постановка проблем Доказательства Конструирование гипотезКлассификация и типологияНаучное обсуждениеМорфологический анализАнализ проблемАналогийТестирования6-3-5Главных компонентССВУ-анализМатричныйОрганолептическийПоследовательная подстановкаДругие |
Наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня, самообследование) Сравнение Измерение (социологическое, техническое, экономическое) Нормативный Эксперимент Мысленный экспериментОпросов (анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы)Изучение документации и информационных материаловДругие |
Абстрагирование. Анализ и синтез Дедукция и индукция Декомпозиция и композиция. Корреляционный Факторный Динамический Ретроспективный Квалиметрический Индексный ФСА Системный анализ Параметрический Аналитико-расчетный Анализ взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессионного, балансового, и др.)Факторный, социологический, прогностический, диагностический, глобальный, детальный, экономический анализЭкспертно-аналитическийГипотетико-дедуктивныйБлочныйАудит-методДругие |
! | Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать. |