14
2007 - Год русского языка
«Великий, могучий и
прекрасный русский
язык»
Лекция
Учитель русского языка и
литературы
Самойлова Светлана
Викторовна
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа
Его душа и быт родной
П. А. Вяземьский
Старший брат!.. Горячей любовью к младшим
бьется твое великое сердце. Твой язык - язык
борцов и мудрецов - стал первым языком на -
родов. На русском языке говорит совесть мира.
Мустай Карим
Родной язык - это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию.
Русский язык - это национальный язык великого русского народа. Значение русского языка в наше время огромно. Современный литературный русский язык - это язык наших газет и журналов, художественной литературы и науки, государственных учреждений и учебных заведений, радио, кино и телевидения.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках че-ловечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что овладел в совершенстве родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требо-вательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, неже-ли другим».
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, все-гда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика - наука об умелом выборе языковых средств.
Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у заме-чательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и заве-щали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины -- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и сво-бодный русский язык!»-писал И. С. Тургенев.
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература - искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!
Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств - все воссоз-дается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться. Вот для этого-то и необходимо изучать стилистику.
Никто не рождается с готовым чувством языка. Лингвистический вкус, как и весь культурный облик человека,-- результат опыта, жизни, воспитания. Кто воспиты-вает чувство языка? Родители, если их речь литературно правильна и вместе с тем сохраняет яркость выразитель-ных средств и чистоту народного языка; учителя, кото-рые проводят уроки с любовью и вниманием к родному языку (будь это даже уроки математики, географии, физкультуры или труда); книга большого писателя, театр, радио, телевидение -- все это способствует выра-ботке хорошего лингвистического вкуса у детей и взрос-лых, у всех слушателей и читателей.
Нередко рассуждают таким образом: «Конечно, мате-матику или физику надо специально изучать. Но что ка-сается языка, то уж говорить-то я умею без всякой науки». В самом деле, язык -- явление совершенно осо-бенное в жизни человека. Важнейшее средство обще-ния -- язык -- доступно каждому с детства и используе-тся постоянно каждым членом данного общества. Это создает у человека иллюзию, что он полновластный хо-зяин своей речи: кажется, что «мои» лингвистические вкусы, «мои» взгляды на язык и «мои» объяснения -- объективная истина, обязательная для всех других. Здесь и кроется причина появления невежественных с точки зрения науки «открытий» и ходячих мнений, хо-тя и возникают обычно они из искренних и совершенно добросовестных побуждений.
Конечно, есть такие скептики, которые считают: «Как сказал -- так и ладно. Все равно поймут»! Но правы ли они? Можно ли утверждать, что небрежную, неточную, неряшливую речь правильно поймут? А какие «неувязки» выходят иной раз из-за неправильного толкования, это каждый испытал на своем собственном опыте. Значит, нельзя руководствоваться нехитрым правилом «все равно поймут». Нет, неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь -- не-правильно и поступишь. Значит, культура речи не лич-ное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.
Что же такое культура речи? В узком лингвистиче-ском смысле -- это владение языковыми нормами (в про-изношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и т. п.), а также умение пользоваться выразитель-ными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Но культура речи в более широком смысле -- это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.
Само слово «культура» (от латинского сultura) бук-вально значит «возделывание», «обрабатывание». Это то, что «обработано», «возделано» и передано нам по наследству нашими предшественниками; это то, что «об-рабатывается» и «возделывается», шлифуется нами, что-бы передать следующим поколениям.
Язык -- важнейшее средство человеческого общения и орудие художественного творчества. Культура речи (или культура языка)--это степень нашего владения неистощимыми богатствами языка. В этом смысле и го-ворят о высокой культуре речи или о низкой, недоста-точной речевой культуре того или иного человека и т. п. Как и в любой области знаний, совокупности навыков здесь все зависит от нас самих, от нашего желания овладеть высотами культуры.
В апреле 1941 года, выступая перед московскими школьниками-старшеклассниками, Михаил Иванович Калинин сказал: «Чтобы стать творцами большой жиз-ни, вам надо овладеть тремя предметами вашей учебной программы». В числе трех главных школьных дисцип-лин Михаил Иванович назвал физкультуру. По-нятно, почему он поставил ее в ряд основных предметов: нам надо готовить себе здоровую смену. Молодежь должна быть сильной, ловкой, выносливой, а все эти качества воспитывает и развивает физическая куль-тура.
Другой предмет, который Калинин считал одним из главных в школьном преподавании, предмет, необходи-мый людям разных профессий,-- это математика. В наш век технического прогресса нет необходимости доказывать правильность этого утверждения.
Однако интересно и знаменательно, что среди трех главных учебных предметов на первое место Михаил Иванович ставит изучение русского языка. «Прежде всего,-- говорил он,-- вы должны хорошо знать русский язык. Ведь нет такой науки, которую вам при-дется изучать, нет такой сферы общественной деятель-ности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необ-ходимо для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний».
Сказанное Михаилом Ивановичем много лет назад с полным основанием можно адресовать и современной молодежи. Знание русского языка во всем его богатстве необхо-димо людям всех специальностей.
Правда, никто не может заставить человека говорить правильно, ярко, точно, выразительно, если он сам этого не хочет. Но помочь человеку понять, почему он должен стремиться к овладению всеми тонкостями речи,-- это долг каждого, кому дорог наш язык.
Л. Н. Толстой говорил: «Слово -- дело великое. Ве-ликое потому, что словом можно соединить людей, сло-вом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Со-ветский писатель А. Н. Толстой справедливо считал, что «обращаться с языком кое-как -- значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А И. С. Турге-нев призывал: «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками...»
В наши дни русский язык поистине становится ин-тернациональным. И это повелевает нам высоко держать знамя русского языка. Все мы -- для кого русский язык дорог -- несем ответственность за его чистоту, правиль-ность, точность и выразительность. «Мал язык -- да го-рами качает!» -- говорит пословица. Так будем же с ува-жением относиться к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми бо-гатствами русской речи.
И для того, чтобы понимать все, что происходит в окружающем мире, для того, чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно не только дома, но и на собрании, кое-как пишем не только весточку родным, но и заметку в стенгазету, читаем безграмотные вывески и объявления, слышим искажен-ную речь в трамвае, в магазине и миримся с этим, не обращаем на это внимания, не придаем этому зна-чения.
А ведь, сколько недоразумений возникает из-за язы-ковой небрежности! Как часто мы обижаем друг друга, сами того не желая, из-за неумения ясно выразить свою мысль. Если наша речь непонятна собеседнику, как лег-ко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того, точно ли выражаем мы свою мысль, сво-бодно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правиль-но поняты окружающими.
Конечно, можно возразить: мой культурный уровень, мой язык -- это мое личное дело, и прошу оставить меня в покое.
Необходимо поговорить о стыде перед русским словом. Человек должен осознавать, что его речь - его достоинство.
Стыд -- одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Че-ловек должен стыдиться, и много стыдиться, если он человек. Поговорим о стыде перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше наша русская речь.
На вопрос «Что такое сквернословие?» от-вечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Дру-гие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произ-нести, - порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не упот-ребив плохих слов. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.
Так ли опасно распространение скверно-словия? Нужно ли об этом громко заявлять? Да, ибо сквернословие принимает угрожающие черты и формы, оно охватило почти все воз-расты; ругательства стали заменителями пауз. А если я не сквернословлю, то в чем тогда опасность для меня? Если, не куря сами, мы просто вдыхаем запах чужой сигареты, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные сло-ва, нами не произносимые, но слышимые, не-заметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегав-шие к мату.
Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия. Нужно не писать и не печатать ругательств: если непе-чатное слово стало печатным, бороться с этим еще труднее. Ничего не даст для борьбы со сквернословием замена ругательств началь-ными буквами: нет принципиальной разницы, произносили ли вы слово целиком или ограничились его знаком. Все равно это - сквер-нословие, ваш сигнал пошел в сознание. Не надо заменять ругательства словечками типа елки-палки, блин, японский городовой. Мы сме-емся, услышав их, правильно угадывая подтекст этой фразы. Культурные ругательства не луч-ше и не чище обычных.
Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь в школе? Надежных рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избе-жать сквернословия.
Не говорите плохих слов сами. Я знаю: по-рой сложно устоять, не хочется выделяться, быть белой вороной, потому что насмешки непри-ятны, обидны, мы боимся остаться в одиночест-ве. Здесь спасительна мысль о том, что быва-ют периоды в жизни человека, когда нет ря-дом друзей, но остаются семья, работа, увле-чения, учеба.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, со-храняйте самобытность и помните: «Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст». Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслабление необходимо человеку. Но нельзя его най-ти |ни в курении, ни в вине, ни в скверносло-вии. Его можно найти в мечте, сильной и яр-кой, в высочайшем спортивном напряжении, в музыке, в рукоделии, коллекционировании, в ка-чественном исполнении домашних дел.
А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в це-лом, но пресечь сквернословие в семье, в клас-се можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опе-реться, с кем вместе противостоять злу.
Ругательству можно противопоставить слово хорошее. Заяви себе: «Сегодняшний день - мой главный день!». И приди в школу наряд-ным, наведи вокруг себя порядок, тепло улы-байся и сердечно похвали человека за ме-лочь. Помни о неприкосновенности личности, о недопустимости характеристик-обобщений: «Ты вообще такой», «Ты всегда так». А если не сдержались, попросите прощения.
Верующие люди утверждают, что, когда че-ловек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становит-ся беззащитнее и уязвимее.
В БГПУ действует единственная в республике служба, где ежедневно спасают «великий и могучий».
-- Я скучаю за Москвой! -- услышала на днях от некой томной девицы, прогуливавшейся под руку с молодым че-ловеком по фойе театра. Не знаю, как вынес этот не-мыслимый речевой оборот юноша, но мое нежное фило-логическое ухо он резанул, как музыканта фальшивая нота. От подобных языковых ляпов просто спасу нет: слова «звОнит», «уплОчено», «дОговор» и иже с ними пре-следуют меня ежедневно, заставляя жалеть о том, что я не родилась пару веков назад.
В сущности, ведь для интеллигентно-го человека дурно говорить долж-но бы считать таким же неприли-чием, как не уметь читать и пи-сать...», -- отмечал Чехов в своей заметке о красноречии «Хорошая новость». «Речь -- это и есть цивилизация», -- идет дальше Томас Манн в книге «Волшебная гора». Можем ли мы счи-тать себя цивилизованными людьми, если речь наша далека от совершенства?
Язык -- основное средство общения, и знание его норм предполагает адекватное вла-дение ситуацией.
В современном обществе информация играет самую важную роль. Но умением пере-дать и принять информацию, а значит, быть по-нятым, владеет не каждый. Если вы не умеете грамотно общаться, вас ждет коммуникативная неудача: неподписание важного контракта, про-вал при собеседовании, ссора из-за пустяка. Знать русский язык не просто необходимо, но и Опрестижно. Наша служба доказывает это на практике ежедневно.
Каково значение слова «салага»? Как пра-вильно: согласно указу или согласно указа? На-до говорить бОмжи или бомжИ? Звонки с прось-бой объяснить то или иное слово, правило на ка-федре русского языка Башкирского государст-венного педагогического университета раздава-лись постоянно. Преподаватели филфака с не-изменной вежливостью и обстоятельностью на них отвечали. «А не создать ли нам специальную телефонную службу?» - задалась однажды воп-росом заведующая кафедрой доктор филологи-ческих наук, профессор Евгения Андреевна Яко-влева. Так в октябре 2002 года начала свою работу единственная в республике Служба русско-го языка (в России подобные службы существу-ют только в Москве, Воронеже и Самаре).
Сегодня деятельность службы не ограничива-ется телефонным форматом. Она гораздо ши-ре: это редактирование любых текстов -- науч-ных, официально-деловых, художественных, под-готовка по русскому языку к поступлению в ву-зы, помощь в составлении рекламных объявле-ний, наименований магазинов, индивидуальные консультации по вопросам языка.
Безграмотность сегодня просто вопию-щая. В этом смысле сред-ства массовой информации, телевидение, ин-тернет играют негативную роль. Порой от дикто-ров центральных каналов такое услышишь! CMC-сообщения, которыми обмениваются под-ростки, вообще отвергают все правила русского языка: исключаются знаки препинания, заглав-ные буквы, активно используются сокращения слов. Автоматически все это переносится и в те-тради. С недавних пор Служба русского языка осва-ивает еще одну сферу деятельности: лингвисти-ческую экспертизу. Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя помиловать»? Порой неправильно поставленная запятая способна вершить человеческие судьбы. За неосторожное упот-ребление какого-то слова приходится отвечать не меньше, чем за дела. Судебные иски, свя-занные с защитой чести и достоинства, наруше-нием авторских прав, спорами по поводу непра-вильного употребления орфографии и пунктуа-ции в официальных документах, растут с каж-дым годом. Люди обращаются к языковедам с просьбой подтвердить, что выражение является оскорблением, что реклама несет скрытый не-желательный подтекст и т. д. В обществе случаются периоды пре-небрежения к нормам языка, но это сродни бо-лезни, которая проходит. И люди снова начина-ют понимать важность правильной, красивой, адекватной речи. Ведь счастье -- это когда те-бя понимают...
И, в заключение, вспомним прекрасное стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева, не потерявшее актуальность в наши дни.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,-- ты один мне поддержка и опора, о вели-кий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя -- как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
! | Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать. |
Конспект | Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста |
Конспект | Концепции развития личности. |
Конспект | Биомеханические свойства мышц |
Конспект | Прямой и обратный циклы Карно |
Конспект | ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ |