Конспект лекций по предмету "Социология"


Отклоняющееся поведение

В реальной действительности далеко не все люди и не во всех случаях руководствуются принятыми в обществе социальными (моральными, правовыми, эстетическими и иными) нормами. Более того, нельзя, пожалуй, найти человека, который бы в своих поступках хотя бы раз не нарушил той или иной социальной нормы. Поэтому социология уделяет серьезное внимание изучению таких форм поведения, которые в той или иной степени отклоняются от существующих в обществе норм и правил. Совокупность таких форм называется отклоняющимся (девиантным) поведением.
О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением. Прояснить эту идею можно на основе рассмотрения ряда важных характеристик девиации:
1) Относительность девиации. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Например, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Или, скажем, убийство - явное отклонение от нормы, но если такой акт совершается в бою по отношению к противнику, он оценивается как вполне нормальный и даже похвальный.
2) Механизм закрепления определений. Люди по-разному определяют, что следует, а что не следует считать отклонением от нормы. Поэтому возникает вопрос, какие индивиды и социальные группы смогут придать своим определениям превалирующее значение. Например, в 1776 г. британцы заклеймили Джорджа Вашингтона как предателя; через 20 лет он стал президентом Соединенных Штатов Америки и «отцом - основателем своей страны».
Кто и что определяется как нарушитель и отклонение от нормы, в значительной степени зависит от того, кто дал это определение и в чьих руках сосредоточена власть, позволяющая его закрепить. За последние годы такие стили поведения, как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантными, определявшиеся в терминах уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Все большее распространение получает мнение, что подобные стили поведения являются медицинскими проблемами, т.е. считаются болезнями наряду с физическими заболеваниями типа язвы, диабета, гипертонии. Страдающих от этих нарушений людей (алкоголиков, наркоманов) помещают в лечебные учреждения, где их называют пациентами и где они получают лечение по назначениям врачей.
3) Зона допустимых вариаций. Нормы могут быть представлены не в виде фиксированной точки или прямой линии, а скорее как некоторая зона. Даже у достаточно специфичных и строго контролируемых норм есть зона допустимых вариаций, не говоря о практике, где нормы имеют целый диапазон допустимых стилей поведения, которые тем не менее могут не отклоняться от буквы закона.
Например, один профессор крупного университета имел обыкновение во время лекции взбираться с ногами на кафедру или усаживаться на ее крышку. Несомненно, в русской культуре не принято считать кафедру подходящим местом для сидения. Поэтому неудивительно, что большинство студентов на первой лекции профессора встречали его чудачества хихиканьем. Однако профессор, обладая талантом общения и являясь признанным авторитетом в своей области, вскоре завоевывал аудиторию. Оценивая курс лекций, который читал профессор, студенты обычно говорят, что сначала их ошеломили его непринужденные манеры, но вскоре они обнаружили, что стиль его поведения составляет часть эффективной методики преподавания.
Следовательно, норма обычно предполагает некий вариант поведения, новый или отличающийся от нормативного поведения, но не выходящий за рамки допустимого.
В общем, ни один стиль поведения не является отклонением сам по себе; отклонение есть предмет социальных определений. Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой - как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение.
Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на новогодней вечеринке такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой.
Следует подчеркнуть, что понятие "норма" имеет конкретно-исторический характер и может изменяться с течением времени или с изменением обстоятельств. Напомним, что самом общем виде нормой признается такое поведение, которое соответствует существующей в обществе конкретно-исторической системе культурных ценностей, обычаев, традиций и т.п., а также совпадает с так называемой "средней линией", которой в своем поведении придерживается большинство членов общества.
Ввиду названных особенностей неизбежен вывод, согласно которому отклонения от нормы могут быть как в положительную, так и в отрицательную стороны. Недаром выдающийся немецкий философ А. Шопенгауэр называл людей, выпадающих из общепринятых норм в ту или иную сторону "уродами". Одни из них, гении, по его определению, "уроды по избытку" - избытку способностей, интеллектуальной мощи, глубины постижения прекрасного; а другие - "уроды по недостатку" - люди интеллектуально и эстетически неразвитые, ограничивающие свои вожделения и стремления ненасытной жаждой удовлетворить простейшие жизненные потребности, - поесть, поспать, побездельничать. Если гении, создающие шедевры в науке, искусстве, философии и т.д. зачастую смотрят на остальных людей свысока, то люди обычные, относятся к гениям с непониманием, недоверием, с плохо скрываемой недоброжелательностью. И все-таки рано или поздно к гениям приходит заслуженное признание, а свойственные им отклонения от нормы, редко встречающаяся "сверхнормативность" в интеллектуальном развитии, в трудолюбии, в волевых актах, в самопожертвовании, целеустремленности и т.п. начинают оцениваться как культурно одобренные отклонения. Знаком же "минус" обозначаются в общественном мнении те отклонения от нормы, которые не просто противоречат принятым в обществе социальным ценностям, но и наносят вред личности, социальной группе или обществу в целом. Именно такие отклонения беспокоят общество и вследствие этого они составляют основной предмет исследования, осуществляемого социологией девиации.
Учитывая все, что было сказано об отклоняющемся поведении ранее, можно выделить четыре основных компонента девиации как процесса. Они таковы:
1. Человек, которому свойственно определенное поведение;
2. Существующее в обществе (группе) ожидание, или норма, которая является критерием оценки совершенного индивидом поведения;
3. Другой человек, группа или организация, реагирующая определенным образом на поведение индивида;
4. Определенная ситуация, подталкивающая индивида на совершение девиантных поступков.
Поскольку о первых компонентах девиации уже упоминалось, остановимся несколько подробнее на ее четвертом компоненте - ситуации, в которой совершается тот или иной поступок.
Функционирующая в обществе норма - правовая, моральная, религиозная, эстетическая - это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на типовые, наиболее распространенные социальные ситуации и тем самым на определенную категорию общественных отношений (скажем, правила вождения автомобиля, устройства на работу, порядок увольнения, избирательная процедура, заключение договора и т.п.). В ней содержатся в концентрированном виде общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам большинства общества или социальных слоев, занимающих в нем господствующее положение.
Отклонение от социальной нормы начинается тогда, когда, в понимании определенного индивида, стремящегося уйти от нормы, возникает неразрешимое противоречие между конкретной жизненной ситуацией и социальной нормой, осуждающей или запрещающей определенное поведение. Иначе говоря, конкретная жизненная ситуация в подобных случаях способна сыграть роль фактора, приводящего к отклонению от нормы. К тому же нужно иметь в виду, что социальная норма всегда несет в себе некоторое ограничение. Побуждая индивида поступать именно таким, а не иным образом, что вызывает психическую предрасположенность освободиться от ограничивающего действия нормы, сама эта последняя способна реализоваться в конкретный девиантный поступок в неблагоприятной жизненной ситуации.
Особое значение для понимания детерминирующего влияния на возникновение девиантного поведения, с одной стороны, сложившейся объективной ситуации, в которой действует индивид, а с другой стороны, психологических особенностей самого действующего индивида, приобретают так называемые проблемные ситуации. Проблемной ситуация становится в том случае, когда индивид должен найти способ решения возникшей перед ним проблемы активным действием, чаще всего совпадающим с социальной нормой, но в некоторых случаях отклоняющимся от нее. И, чем более сложной и трудной для решения оказывается проблемная ситуация, тем более реально она может стать фактором, побуждающим индивида совершить девиантный поступок. Кроме того, чем меньше решающий проблему индивид надеется на свои собственные ресурсы, их достаточность для достижения цели, тем охотнее и чаще он склоняется к девиантному поступку.
Механизм возникновения и развития отклоняющегося поведения представлен как многозвенная структура взаимодействующих факторов и поступков, находящихся в отношениях соответствия-несоответствия с действующими в обществе социальными нормами.
Первое звено этой многокомпонентной структуры - проблемная ситуация, ставящая индивида (или группу) перед необходимостью принять какое-то решение и действовать, сообразуясь с данной ситуацией.
Второе звено - функционирующая в обществе (общности) социальная норма, побуждающая индивида (или группу) действовать в соответствии с ней или обходить ее в своих поступках.
Третье звено - знание или незнание действующим субъектом социальной нормы и вытекающее отсюда его отношение к ней.
Четвертое звено - социально-психологическая специфика личности, влияющая на предпочтение ею правомерных, социально одобряемых, утверждаемых нормой поступков, или напротив, подталкивающая ее к неприятию социальной нормы, к отклонению от нее.
Пятое звено - совершение индивидом (или группой) определенного поступка, который либо соответствует требованиям социальной нормы, либо отклоняется от них.


Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.