Естественно-правовые идеи старших софистов.
Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н. э. - «золотого пека» афинской демократии, «века Перикла» - экономическим и политическим центром древнегреческого общества стали Афины. Политико-правовая мысль рабовладельческой демократии получила развитие в произведениях софистов (от Греч, «софос» - мудрый) - философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. Софисты шли навстречу запросам состоятельных слоев в демократическом лагере (знаниям отводилась роль критерия при отборе кандидатов на государственные должности). В центре внимания находились вопросы права и политики, морали, приемы ораторского искусства.
По утвердившейся традиции различают старших и младших софистов.
К старшим софистам, которые, в основном, придерживались демократических воззрений, принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт и Фрасимах, сформулировавшие следующие основные положения:
Демократические основы политики и управления. Согласно Протагору. человек первоначально отличался от животных только умением обращаться с огнем, которому научил его Прометей. Люди овладели ремеслами, но еще не умели жить в сообществе, - собираясь вместе, они враждовали. Тогда боги наделили людей стыдом и правдой, и каждый стал причастен к справедливости и политическому искусству. Никакое государство не устоит, заключает Протагор. если политическим искусством будут владеть немногие, в управлении же государством должны участвовать все граждан е.
Идея эволюции. Протагор опровергает традиционные мифологические представления о «золотом веке» в прошлом, о необходимости возврата к старине и обосновывает идею восходящего развития культуры и совершенствования общественной жизни по мере накопления знаний. Законы относятся к произведениям искусства и, подобно любому другому ремеслу, справедливости в общественных делах можно научиться.
Диалогичность и полилогичность процесса познания.
Представления людей имеют изменчивый характер. Об одном и том же предмете может быть высказано два противоположных мнения, и ни одно из них не будет более истинным, чем другое. Общепризнанной истины и единого блага просто не бывает: носителем .знаний и справедливости является не только мудрец, но и каждый отдельный человек.
Этический релятивизм. Развивая представления об относительности и условности морали, Горгий различал добродетель мужчины и женщины, свободного и раба, каждой возрастной группы и т.д. Софисты предложили оценивать справедливость поступков в зависимости от места и времени, состояния человека и т.д. Отрицание абсолютного единого блага получило позднее название этического релятивизма (отсюда понятие «мораль политиков»).
Договорный характер происхождения государства и закона. Старшие софисты утверждали, что законы являются той высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон есть выражение согласованной «взаимной справедливости» (Протагор), нечто вроде суммы индивидуальных добродетелей, договора граждан или народа.
Различение закона и права. Противопоставляются искусственный закон полиса и природное право как разумное начало. Горгий, высоко оценивая достижения человеческой культуры, относил к ним и писаный закон (номос) - искусное человеческое изобретение, в отличие от неписаной «справедливости» (фюсис).
Гиппий считал, что закон, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе. Он отмечал условность, изменчивость, временный характер полисных законов, зависимость от сменяющих друг друга законодателей.
Идея равенства свободных греков. Некоторые софисты использовали противопоставление законов и природы для критики существующих порядков.
Антифонт считал, что законы искусственны и произвольны, тогда как в природе все происходит само собой, по необходимости. При этом он ссылался на то, что у всех людей - эллинов и варваров, благородных и простых - одни и те же естественные потребности. Неравенство же людей проистекает из полисных законов, а не из природы. Это была форма моральной критики привилегий аристократии и свободных граждан. Отрицание варварства и рабства по природе было выгодно прежде всего торгово-промышленной прослойке, состоявшей из неполноправных граждан, «метеков» (иностранцев), вольноотпущенников и др.
Значение насилия в определении политики. Фрасимах сформулировал своеобразный принцип (закон), суть которого в том, что политика - это сфера проявления человеческих сил и интересов, а не божественного действия; справедливость устраивает сильнейшего и не может устраивать слабого; власть устанавливает законы в свою пользу и по своему подобию, т.е. диктует свою мораль.