Рудольфа фон Иеринг. Значение его трудов в правовой мысли.
Взгляды немецкого ученого-юриста Рудольфа фон Иеринга (1818-1892) в течение почти полувека профессора ряда европейских университетов, существенно повлияли на развитие правовой науки XIX в. Теоретические построения Иеринга отразили переход от методологических и содержательных традиций XIX в. к новым исследовательским подходам, серьезно заявившим о себе в конце XIX - начале XX в.
Живой отклик идеи Р. фон Иеринга нашли в России, о чем с признательностью писал и он сам, отмечая, что в Германии приходится преодолевать упорное сопротивление профессоров старой школы. Лекции Р. фон Иеринга слушали, будучи на стажировке за границей еще молодыми учеными, С. А. Муромцев и Н. М. Коркунов, на их творчество взгляды немецкого ученого оказали заметное влияние. На русский язык во второй половине XIX в. были переведены почти все значимые работы Р. фон Иеринга: «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Борьба за право», «Интерес и право», «Цель в праве». Брошюра «Борьба за право» (1872) - одно из самых популярных юридических произведений XIX в., и только в России с 1874 г. по 1912 г. вышло не менее одиннадцати его изданий.
Иеринга нередко называют классиком догматической, позитивистской юриспруденции, видевшей право только в предписаниях, исходящих от государства, и сводившей, по его же словам, роль судьи к «живому олицетворению закона». Но в своих более поздних работах Иеринг призвал юристов отказаться от бесцельных конструирований понятий, освободить себя от гнета (юриспруденции понятий) и приблизиться к жизни, которая и должна быть главным источником права. Эволюция взглядов самого Р. фон Иеринга отразила идейное развитие правовой мысли - от юриспруденции понятий к юриспруденции интересов, от юридического позитивизма к социологической юриспруденции.
Для Р. фон Иеринга характерен подход к праву не только с формально-логической стороны (право как совокупность норм, которые находятся в издаваемых государством документах и обеспечиваются принудительной силой), но и с точки зрения его содержания. Сама жизнь и возникающие в ней интересы являются источником, определяющим разнообразное содержание правовых норм, правовое поведение людей. Суть различных правовых институтов обусловлена реальными потребностями индивидов, их интересами, которые и берет под защиту государство.
Подвергнув анализу мотивацию действий людей, Р. фон Иеринг разрабатывает учение о цели в праве, с точки зрения которого рассматриваются многие общие вопросы права и государства. Каждый индивид, действующий под влиянием частного интереса, желает достичь частной цели. В какой-то степени эти действия, хоть и продиктованные эгоизмом, могут помочь реализации целей других людей. Но в принципе между индивидуальными и социальными (то есть направленными на достижение общего блага) целями существуют серьезные противоречия. Органическое сочетание личных и общественных целей составляет одну из главнейших задач, долженствующую быть разрешенной в государственно-организованном обществе.
Становление Р. фон Иеринга как ученого происходило в рамках научных традиций исторической школы права, которая рассматривала формирование и совершенствование правовых установлений как постепенный, самопроизвольный процесс. Считалось, что новое право образуется незаметно, как и язык; для этого не требуется напряжения, все происходит само собой: новые убеждения постепенно покоряют людей и получают выражение в их правовой деятельности.
Впоследствии Р. фон Иеринг отходит от этих взглядов и выдвигает противоположные тезисы («Борьба за право», 1872). Жизнь права, по утверждению ученого, есть борьба, борьба народов, государственной власти, сословий, индивидов. Именно этот существенный признак права символизирует богиня правосудия, держащая весы, на которых она взвешивает право, и меч, которым она его отстаивает. И тот, и другой атрибуты дополняю I друг друга; сила, с какой правосудие держит меч, не должна уступать искусству, с каким оно применяет весы. Борьба в праве проявляется по разному. В борьбе отстаивают индивиды свои субъективные права; вся взятая в совокупности правовая жизнь народа является зрелище неустанною напряжения и труда. Поддержание правопорядка государством есть не что иное, как непрерывная борьба против посягающего на него беззакония И прогресс в праве, в противоположность взглядам исторической школы, подчиняется тому же закону борьбы, закону бытия права.
Одна из основных идей «Борьбы за право» - доказательство необходимости активного правового поведения, активных действий по защите своего нарушенного права. Сопротивление беззаконию, нарушению прав, то есть борьба за право, есть обязанность правомочного по отношению и к самому себе, и к обществу.
Прежде всего в случае посягательства на субъективное право речь идет не просто о каком-либо спорном объекте (по своей ценности он может быть весьма ничтожным по сравнению с затратами на действия по его защите), но об идеальной цели - об утверждении самой личности и ее правовою чувства. Помимо того, что защита собственного существования есть высший закон всей живой природы, для человека речь идет не только о физической жизни, но вместе с тем о его моральном существовании. Одним из необходимых условий этого служит отстаивание права, в праве чел от ч. защищает условие своего морального бытия. Так, к примеру, собственность есть лишь распространенная на вещи периферия личности, и кто посягает на собственность, посягает и на личность. Эта связь между правом и личностью обусловливает не только сугубо вещественную, но и идеальную ценность любого права. Абсолютизируя правовые ценности, Р. фон Иеринг вкладывает в борьбу за право высокодуховный смысл. «Будучи прозой в сфере чисто вещественного, право в сфере личного, в борьбе за право с целью защиты личности, становится поэзией: борьба за право есть поэзия характера. ... Право есть для личности моральное условие ее существования, а защита его - ее собственное моральное самосохранение».
Защита своего нарушенного права есть и обязанность индивида перед обществом, что следует из диалектической взаимосвязи объективного и субъективного права. Ведь конкретное право не только получает от абстрактного жизнь и силу, но и, в свою очередь, дает ему то же. Р. фон Иеринг подчеркивает, что сущность права есть практическое осуществление, посему тот, кто защищает свое право, в узких пределах последнего защищает право вообще. Таким образом, защита субъективного права простирается гораздо дальше интересов конкретной личности, в каждом акте этой защиты утверждаются и авторитет закона, и реальный правопорядок. Право и справедливость осуществляются не только через деятельность судей и государственных чиновников, каждый по мере своих сил обязан бороться с беззакониями, отстаивать свои права, действуя тем самым и в интересах общества. «В моем праве попирается и отрицается право вообще, в нем оно защищается, утверждается и восстанавливается. Какое высокое значение получает благодаря тому борьба субъекта за свое право! ...Мое право есть право вообще, вместе с первым нарушается и утверждается также последнее». Иеринг отмечает, что у юристов, на удивление, такая точка зрения встречается нечасто.
Действительно, надо признать, что с позиций обеспечения должного правопорядка размышления немецкого ученого представляются вполне логичными и наиболее последовательными. В то же время провозглашение приоритета формально-правового начала перед всем многообразием реальных жизненных ситуаций не может быть наилучшим решением (с точки зрения хотя бы социологического подхода к праву, к которому пришел и сам Р. фон Иеринг). На полвека ранее Иеринга по поводу «борьбы за право» высказался Г. В. Ф. Гегель: «Если у кого-либо нет никакого другого интереса, кроме его формального права, то оно может быть просто упрямством, как это часто бывает у душевно ограниченных и бедных сердцем людей, ибо грубый человек упорно отстаивает свое право, тогда как человек благородного образа мыслей принимает во внимание и другие стороны дела». Р. фон Иеринг не исключает из своих построений Бога и божественной воли; но тогда получается, что слова из Нагорной проповеди с призывом не противиться злому («Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду...») остаются лишь моральным требованием, не имеющим отношения к юридической жизни, к правовому поведению. Все же можно отметить, что идеи Р. фон Иеринга о борьбе за право, равно как и апология агрессивной внешнеполитической деятельности Гер мании, вполне соответствовали духу социальных учений XIX в. (развитие - идеи классовой борьбы в социалистических и коммунистических теориях, социал-дарвинизм, теория насилия, взгляды Ф. Ницше). Ряд идей Р. фон Иеринга - о социальной обусловленности права, о сущности и назначении государства и права - были впоследствии развиты в социологических концепциях конца XIX - начала XX в.