Конспект лекций по предмету "История политических и правовых учений"


История политических и правовых учений. Н. Макиавелли

Н. Макиавелли
В Италии - стране городов-государств с разнообразными формами правления и бесконечными конфликтами между областями - во Флоренции, в семье юриста родился Никколо Макиавелли (1469 -1527). Он пережил и власть купеческого рода Медичи, превратившего Флоренцию в сеньорию и распоряжавшегося ею бесконтрольно, и провозглашение республиканской конституции во главе с доминиканским монахом Савонаролой, а затем и период просвещенной светской республики.
Макиавелли служил секретарем Совета десяти, участвовал в посольствах ко дворам папы, французского короля и германского императора, ряда итальянских правителей.
В 1512 г., когда республика пала и была восстановлена тирания Медичи, его заключили в тюрьму, а позднее отправили в ссылку, где он и умер в 1527 г. В ссылке и был написан «Государь» (1513 или 1514 г.), который Макиавелли передал правителю Лоренцо Медичи. Позднее он написал «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» - комментарий к сочинению римского историка и «Историю Флоренции».
«Государь» («Князь») - это советы и наставления, как завоевать и удержать власть, расширить государство и объединить Италию. Последняя глава книги - это страстный призыв к освобождению Италии от иностранного вмешательства и гимн тому, кто сумеет ее сплотить, вооружить и избавить от засилья священника.
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» содержат рекомендации по укреплению власти в республике. Здесь Макиавелли пользуется новой методологией рационального политического анализа, решительно освобождаясь от догм католической схоластики (так, если схоласты исходили, в основном, из авторитета отцов церкви, то мыслители Возрождения восстанавливали традиции античных авторов и опирались на разум).
Он рассматривает религию не как высшее знание и авторитет, а как политический факт, который нужно учитывать, анализировать и использовать. Его интересует, прежде всего, ее роль в общественной жизни. Не отвергая веры, он относится к ней сугубо утилитарно, считая ее полезной для убеждения народа в необходимости установленного строя и воспитания высоких гражданских качеств.
Макиавелли исследует предмет - политику для правителей - как самостоятельную область знания, исходя из реальности, из исторических фактов, личного опыта, наблюдений.
Проявляя скептицизм относительно идеи божественного предопределения и веры в возможности человека, он воспевает энергию и волю как качества, необходимые для государя.
О практицизме и реализме в управлении говорится в отдельных главах «Государя»: «О том, за что людей, и особенности государей, восхваляют или порицают (XV), «О том, как государи должны держать слово» (XVIII), «О том, каким образом избегать ненависти и презрения» (XIX), «Как надлежит поступать государю» (XXI). Макиавелли исходит из того, какой человек есть, а не из того, каким он должен быть. Поэтому государь, если он хочет сохранить власть, должен уметь отступать от добра. С врагом можно бороться двумя способами - законами и силой. Так как первое недостаточно, необходимо прибегать и ко второму.
Также рассматривается вопрос о соотношении политики и морали, решение которого получило название макиавеллизма и принесло автору всемирную известность. Сущность макиавеллизма, названная оплотом имморализма - безразличия к добру и злу, заключена в выводе о том, что государь должен когда обстоятельства не дают ему другого выбора, прибегать к безнравственным средствам, при этом стараясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно, иначе существует опасность, что его противники применят против него предосудительные средства. Следует казаться хорошим, но не бояться быть плохим. «Необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков».
Макиавелли обосновывает влияние социальной структуры и социальных противоречий на политику и формы государства. Формы государства, их эволюция и смена определяются борьбой народа и аристократии: массы не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать стремится властвовать и порабощать народ. Еще Платон утверждал, что в каждом полисе существуют две партии - богатых и бедных, а Аристотель стремился для укрепления прочности полиса избегать крайностей бедности и богатства.
Макиавелли восстанавливает этот подход, попытку увязать государство с классами и собственностью после долгого господства религиозной догматики и схоластики.
Он впервые применяет термин «государство» (stato) для определения политически организованного общества. Более широкий и абстрактный, а, следовательно, и более точный, чем «полис», термин позволяет отличать его от страны, общества, институтов власти, лица или органа, которому принадлежит верховная власть и т.п.
Не проводя данных различий, Макиавелли заложил для этого основу.
В макиавеллиевской версии происхождения государства примечательны полное освобождение от теологии и рационализм. Макиавелли различает две группы форм правления - республики (демократическая форма - правильная, с его точки зрения) и принципаты (власть одного) Он считает, что формы правления и их смена определяется реальными условиями, соотношением социальных сил. По его мнению, в стране, раздираемой противоречиями, где невозможно сохранить республику, необходима монархия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.