Крестьянская реформа 1861 г.
19 февраля 1861 г. царь подписал манифест и серию законов об отмене крепостного права: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости, и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий, Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и др. Все эти документы нашли отражение в основных положениях крестьянской реформы 1861 г.
Освобождение крестьян происходило поэтапно и растянулось на 20 с лишним лет. Прежде всего, крестьяне должны были перейти в состояние временнообязанных, однако и для этого отводилось 2 года, в течение которых должна быть составлена и подписана так называемая уставная грамота - своеобразный договор крестьян с помещиком об условиях освобождения. В уставной грамоте определялись земельные наделы, отводимые в пользование крестьян и причитающиеся за них повинности. Повинности были прежние, крепостнические - барщина или оброк, только несколько упорядоченные. За помещиками сохранялись некоторые права по надзору за поведением временнообязанных крестьян.
При освобождении крестьян от крепостной зависимости предусматривалось наделение их землей в том случае, если они не являлись дворовыми. Приусадебные участки сохранялись за ними в прежних размерах, а полевые наделы выделялись в соответствии с нормами, предусмотренными местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам.
Применительно к деревням, селам (или нескольким деревням, селам, относившимся к имениям помещиков) эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, сколько и какого качества земли получали крестьяне.
В целях урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами назначались мировые посредники. Они назначались из числа дворян-помещиков сенатом по представлению губернаторов. Теоретически мыслилась их обязанность объективно и справедливо рассматривать и решать все спорные вопросы.
Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки по замечаниям и предложениям крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Идеальным случаем завершения работы над уставной грамотой считалось подписание ее крестьянами (всеми или лицами, ими на то уполномоченными), однако это не было обязательным. Грамота вступала в силу, после того как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Таким образом, во многих местах крестьяне так и не подписали уставные грамоты. Они надеялись, что условия освобождения будут изменены на более благоприятные.
Размеры крестьянских наделов в большинстве случаев значительно уменьшились по сравнению с дореформенными, а качество земли ухудшилось. Во всех губерниях у крестьян была отрезана пятая часть земли, а в черноземных районах еще больше.
Землю, полученную временнообязанным крестьянином, он обязан был выкупить, после чего становился крестьянином-собственником. После заключении выкупной сделки он вносил сразу обычно 20% выкупной -суммы, а остальное за него платило помещикам царское правительство. Крестьяне обязывались образовавшийся долг выплачивать в рассрочку в течение 49 лет государству.
Цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли, при этом с крестьян взимались еще и большие проценты по ссуде. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.
Царское правительство при проведении реформы исходило из того, что помещики несли большие потери - они лишались бесплатной рабочей силы. В связи с этим оно стремилось компенсировать помещикам подобную потерю за счет крестьян.
Собственником земли и одновременно должником крестьянин становился после заключения выкупной сделки, когда вносил первичную сумму и оформлял обязательства выплачивать в рассрочку долг государству. Некоторые крестьяне отказывались от заключения выкупных сделок, но не заявляли об отказе от земельных наделов. Они длительное время оставались на положении временнообязанных. Это объяснялось главным образом тем, что суммы выкупа были очень большие, и крестьяне не имели возможности внести даже первичные суммы, необходимые для оформления выкупных сделок.
К 1881 г. крестьян в состоянии временнообязанных оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном выкупе. В течение двух лет следовало заключить выкупные сделки, либо потерять право на земельные наделы. В 1883 г. категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть - лишилась земли.
Таким образом, при проведении крестьянской реформы некоторые крестьяне, имевшие ранее землю, лишились наделов. Остались без земли и дворовые крестьяне. Они были вынуждены оставаться у своих хозяев на условиях вольного найма либо искать работу в других местах.
В 1863 и в 1866 гг. на тех же условиях были распространены основные положения крестьянской реформы на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили в полтора раза больше земли, чем бывшие помещичьи крестьяне, а государственные крестьяне - в два раза больше. Они получили земли, которыми пользовались до реформы. У этих категорий крестьян землю не отрезали.
Ограбив крестьян, реформа, тем не менее, дала им личную свободу. С самого начала крестьяне получили гражданские права, хотя и с массой ограничений. В частности, они получили полные права в делах семейных, право вступать во всякого рода сделки, приобретать и отчуждать имущество, организовывать торговые и промышленные предприятия и пр. Крестьянская реформа предусматривала организацию крестьянского самоуправления. Крестьянская община имела свой главный орган - сельский сход из крестьян-домохозяев (батраки не имели права голоса). Сход выбирал должностных лиц, решал вопросы распределения земли на основе уравнительного землепользования, ведал раскладкой и сбором податей, рекрутскими наборами, разрешал выход из общины. Он выносил решения об удалении из общины негодных элементов, мог лишать недисциплинированных домохозяев права участия в сходах на срок не более чем на 3 года.
Сход избирал сроком на 3 года исполнительный орган - сельского старосту, который исполнял решения схода, ведал дознанием и некоторыми вопросами охраны порядка. Староста следил главным образом за своевременным и точным выполнением крестьянами повинностей. Он наделялся административными правами - мог подвергать аресту или принудительным общественным работам на срок до двух дней, штрафовать на сумму до одного рубля.
Главным органом в волости был волостной сход из выборных от сел - один выборный от десяти дворов. Волостной сход принимал решения, которые касались всей волости. Он устанавливал рекрутскую повинность (определял разнарядку по селам), рассматривал также другие вопросы по мере необходимости.
На волостном сходе выбирали исполнительный орган схода - волостного старшину, который выполнял решения схода и различные полицейские функции (задерживал бродяг, дезертиров, принимал другие меры полицейского характера). Волостной сход избирал волостной суд, который рассматривал малозначительные уголовные и гражданские дела.
Волостное правление - исполнительный орган, вышестоящий по отношению к сельской общине, - состояло из волостного старшины, сельских старост, сборщиков податей. Оно иногда собиралось для решения хозяйственных и других местных вопросов.
Крестьянское общественное самоуправление функционировало под контролем полицейских органов.
Несмотря на то, что крестьянская реформа проводилась таким образом, чтобы как можно меньше ущемлять интересы помещиков, все же в целом она способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.
Наиболее буржуазным элементом крестьянской реформы являлось личное освобождение крестьян от крепостной зависимости. Однако крестьяне и после выкупа земельных наделов относились к сословию с существенными ограничениями прав по сравнению с другими слоями населения. Они платили подушную подать, подвергались телесным наказаниям, выполняли ряд государственных повинностей (дорожную и др.). До 1874 г. крестьяне подлежали рекрутской повинности. Сохранение крестьянской общины также ограничивало права крестьян. Они не имели права уходить из общины и продавать свои земельные наделы без ее согласия.
Крестьянская реформа оставила незыблемым помещичье землевладение в России, что явилось важнейшим пережитком феодальных отношений. Крестьяне, не получив достаточной по количеству и качеству земли, попадали в кабалу к помещикам и вынуждены были на него работать.
Отмена крепостного права и проведение после этого ряда других буржуазных реформ внесли существенные изменения в общественный, строй России. Развитие капитализма пошло ускоренными темпами. Правда, в сельском хозяйстве оно тормозилось многочисленными феодальными пережитками, прежде всего, сохранением помещичьего землевладения, использованием помещиками полуфеодальных форм эксплуатации освобожденных крестьян.
Однако система отработок в помещичьих хозяйствах не могла сохраняться долго, так как не всегда находилось достаточное количество желающих заключить кабальные договоры. Все большее развитие получает буржуазная система вольного найма, появляются сельскохозяйственные рабочие.
Наряду с сохранением старого способа сельскохозяйственного производства в некоторых помещичьих и кулацких хозяйствах стали применяться более совершенные орудия труда и машины. Увеличивается производительность труда, что влечет уменьшение потребностей в рабочих руках. В деревне интенсивно идет процесс развития капитализма. Сокращается численность среднего крестьянства, несколько возрастает число кулаков, значительно увеличивается беднейшее крестьянство.
После крестьянской реформы постепенно ослабевают экономические позиции помещиков. Некоторые из них, не приспособившись к новым условиям, разоряются, продают земли частично и даже полностью, другие же помещичьи хозяйства оказались в состоянии экономического упадка. Дворянский банк выдавал дворянам-помещикам долгосрочные ссуды под залог земельной собственности. Царское правительство стремилось укрепить помещичьи хозяйства, которые разваливались.
Усиливается кулачество, которое приобретает земли как помещиков, так и беднейших крестьян, продающих свои земельные наделы и уходящих в город.
Развивается соперничество помещиков и кулаков - нарождающейся сельской буржуазии за влияние в деревне. Первоначально, после введения крестьянского самоуправления, падает значение помещиков в решении крестьянских дел. Однако по закону 1889 г. о земских начальниках помещики опять получают некоторые возможности оказывать влияние на решение крестьянских вопросов.
Среди свободных от крепостной зависимости крестьян идет процесс расслоения на кулаков, середняков, бедняков - мелких собственников. Некоторые из них (кулаки) постепенно превращаются в представителей сельской буржуазии, широко использующих в своих хозяйствах наемный труд. Появляется сельскохозяйственный пролетариат (батраки), не имеющий собственности на средства производства и вынужденный продавать свои рабочие руки помещикам и кулакам.
Крестьянство ведет борьбу с помещиками за возвращение крестьянской земли, отрезанной в пользу помещиков при проведении крестьянской реформы. Все чаще ставится вопрос о передаче крестьянам помещичьей земли. В деревне обостряется социальная борьба середняков и бедняков с кулаками.
Положение крестьян, особенно бедняцких слоев, все время ухудшается. Сохранялось тяжелое бремя систематической выплаты долга государству за земельные наделы. У многих крестьян было явно недостаточно земли, чтобы избежать хронического голодания. В результате многие бедняки оставляли земли и уходили в город, на заработки. Далеко не все батраки находят себе работу в помещичьих имениях и у зажиточных крестьян. Образуется огромный резерв рабочей силы в деревне, что порождает значительный приток свободной рабочей силы на капиталистические предприятия.
Многие обедневшие крестьяне шли на заводы и фабрики, не порывая сразу с деревней. Они надеялись вернуться назад, так как в деревнях оставались их семьи. Их планы состояли в том, чтобы поправить свои хозяйства за счет денежных накоплений, полученных за работу в промышленности. Как правило, эти надежды не сбывались. Хорошие заработки оказывались призраками. В результате бывшие крестьяне закреплялись на капиталистическом производстве, а затем в город переезжали и их семьи. В дальнейшем эти крестьяне окончательно порывали с деревней, расставшись с мечтой о собственном налаженном хозяйстве, превращаясь в кадровых рабочих, свободных от частной собственности на средства производства и продающих капиталистам свои рабочие руки. Развитие капитализма в промышленности вызывает строительство новых заводов и фабрик. Буржуазия, используя большой приток дешевой рабочей силы, гигантскими темпами развивает производство, извлекая из этого сверхприбыли. В основных отраслях завершается промышленный переворот (переход от мануфактур к машинному производству), увеличивается производительность труда.
Российская промышленность во второй половине XIX в. переживает подъемы, а также кризисы перепроизводства. Все большее место занимает металлургия, развивается машиностроение, увеличивается добыча нефти, растут хлопчатобумажная, пищевая, сахарная и, другие отрасли промышленности.
Несмотря на позднее вступление в период капитализма, Россия быстро преодолевает свою промышленную отсталость. Этому способствовало то, что российские капиталисты, создавая новые фабрики и заводы (а новых предприятий было подавляющее большинство), оснащали их самым современным для того времени оборудованием. Российская промышленность в этом отношении имела преимущество по сравнению с развитыми странами Европы, там к концу XIX в. большинство предприятий имело морально устаревшую технику, что требовало огромных затрат на их перестройку на основе последних достижений науки и техники. Российская буржуазия была избавлена от такой участи на данном этапе развития промышленности.
Российская промышленность набирала такие мощные темпы своего развития, что к концу XIX в. возникли предпосылки вступления страны в стадию империализма - высшую и последнюю стадию капитализма. Развитие капитализма повлекло за собой формирование двух новых классов - буржуазии и пролетариата, - которые выходят на политическую арену, активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы. Буржуазные отношения становятся ведущими, а буржуазия превращается в экономически господствующий класс, но она не становится все же политически господствующим классом. Создается своеобразное и противоречивое положение. Сохранение сословных привилегий дает помещикам-дворянам значительные политические преимущества. Они продолжают занимать ключевые позиции в государственном аппарате.
Классовая сущность самодержавия в этот период остается прежней: оно защищает интересы помещиков. Однако закономерности экономического развития вынуждают самодержавие к тому, чтобы предоставлять в области экономики определенные возможности буржуазии, способствовать процветанию промышленности. При этом царизм особо ревностно оберегал политические права дворян-помещиков, стараясь не допускать буржуазию к государственному управлению.
Рабочий класс на фабриках и заводах подвергался жестокой эксплуатации. Капиталисты имели неограниченные возможности использовать рабочих на условиях низкой зарплаты при значительной продолжительности рабочего дня. Крайне тяжелыми были условия труда и быта рабочих. Во второй половине XIX в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. В качестве одного из средств защиты своих интересов он использует стачечную борьбу.