Конспект лекций по предмету "История отечественного государства и права"


Судебная реформа. Реформы полицейского и уголовного законодательства

Судебная реформа. Реформы полицейского и уголовного законодательства
В основу судебной реформы легла буржуазная теория разделения властей. Основные положения судебной реформы нашли отражение в четырех законодательных актах, принятых 20 ноября 1864 г. В Учреждении судебных установлений излагались общие принципы правосудия. Вопросы гражданского процесса подробно регламентировались в Уставе гражданского судопроизводства. Вопросы судопроизводства и судоустройства, связанные с организацией и деятельностью мирового суда, нашли отражение в Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
По Судебным уставам 1864 г. суд отделялся от администрации и рассматривался как независимый орган, подчинявшийся только закону. Судьи объявлялись несменяемыми, частично вводилась и выборность. Взамен множества сословных судов провозглашался общий и равный для всех суд.
Судебная система делилась на две основные части: 1) местные суды; 2) общие судебные органы. К местным судебным установлениям относились мировые суды. Судебный округ делился на несколько участков. Мировые судьи подразделялись на участковых и почетных. Почетные судьи работали на общественных началах, без казенного жалованья. Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались сроком на три года из лиц, которые удовлетворяли определенным условиям (возраст, образование, наличие имущества, как правило, недвижимого). Представители беднейших слоев населения не могли быть мировыми судьями.
Земские уездные управы составляли список кандидатов в мировые судьи (в том числе и почетные), который утверждал губернатор.
После этого список представлялся на голосование земскому уездному собранию. Избранные судьи утверждались Сенатом.
К ведению мировых судей относились мелкие уголовные и гражданские дела. Апелляционной инстанцией на приговоры и решения мировых судей являлся съезд мировых судей, кассационной инстанцией - Сенат.
Создание выборного гласного мирового суда (хотя его выборность и ограничивалась) имело, несомненно, прогрессивное значение. Несмотря на препятствия, чинимые царской юстицией, в составе мировых судов оказалось значительное количество либерально-демократических деятелей.
К общим судебным органам реформа относила окружные суды и судебные палаты. Окружной суд функционировал в составе коронного суда из трех судей, либо коронного суда вместе с присяжными заседателями. Члены коронного суда назначались царем из числа дворян по представлению министра юстиции. В силу принципа несменяемости считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока сами не подадут в отставку.
Списки присяжных составлялись земскими и городскими управами, согласовывались с губернатором или градоначальником. Присяжные вызывались по жребию в большем количестве, чем это требовалось для участия в конкретном процессе. Обычно из 30 человек отбирались при участии сторон 12 присяжных. Путем отводов (мотивированных и немотивированных) большая часть отсеивалась. Присяжными могли быть представители от всех сословий, в том числе и от крестьян. Окружной суд рассматривал уголовные дела в составе коронного суда (из трех членов) и 12 присяжных. Гражданские дела рассматривались без присяжных. При рассмотрении уголовных дел в окружных судах к компетенции присяжных заседателей относилась оценка фактов, касавшихся обстоятельств деяния, в совершении которого обвинялся подсудимый. На основании рассмотрения всей совокупности этих фактов присяжным надлежало постановить так, называемый вердикт о виновности или невиновности подсудимого. После признания присяжными подсудимого невиновным последний считался оправданным судом, а если он находился под стражей, то подлежал немедленному освобождению. Если же присяжные признавали подсудимого виновным в совершении преступления, в котором он обвинялся, то вопрос о наказании решался только коронным судом, который без участия присяжных применял соответствующие уголовно-правовые нормы. Будучи несвязанным с мнением присяжных по вопросу о применении уголовного закона, коронный суд мог назначить наказание не в полном соответствии с тяжестью содеянного. Отстранение присяжных заседателей от участия в решении вопроса о назначении наказания, несомненно, отрицательная черта. Однако введение этого суда в условиях феодального государства было значительным шагом вперед по сравнению с дореформенным судом.
Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов. Приговоры по уголовным делим, рассмотренные окружными судами с участием присяжных, не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно. Их мог рассматривать только Сенат в кассационном порядке.
Судебная палата выступала в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным делам. К ним относились дела о государственных и некоторых должностных преступлениях, которые не мог рассматривать окружной суд с участием присяжных заседателей.
Эти уголовные дела судебная палата рассматривала с участием сословных представителей. К последним относились, как правило, губернский и уездный предводители дворянства от дворян, городской голова - от горожан, волостной старшина - от крестьян.
Судебные уставы 1864 г. должное внимание уделяли прокуратуре. В связи с судебной реформой произошла реорганизация органов прокуратуры, ее основной обязанностью стал надзор за законностью деятельности суда. Во главе прокуратуры стоял министр юстиции, он имел звание генерал-прокурора. В каждом департаменте Сената был обер-прокурор. Прокуроры имелись в судебных палатах и окружных судах. В их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесение протестов на приговоры и решения судов, которые с точки зрения прокурорского надзора являлись незаконными. Институт прокуратуры в целом выступал тогда в качестве активного защитника интересов государства.
В Судебных уставах 1864 г. предусматривалась процессуальная фигура судебного следователя, введенная еще в 1860 г. Следователи назначались министром юстиции (а не царем, как судьи), на них распространялся принцип несменяемости.
Судебные следователи самостоятельно возбуждали уголовное преследование, поручали полиции производство дознания по уголовным делам, лично производили необходимые следственные действия. Они имели право: производить обыски и выемки, подвергать приводу необходимых им лиц, избирать в отношении обвиняемых меры пресечения уклонения их от следствия (подписка о невыезде, в необходимых случаях заключение под стражу). Некоторые процессуальные действия судебный следователь мог совершать только с разрешения окружного суда: осмотр и выемки почтово-телеграфной корреспонденции, наложение ареста на имущество обвиняемого, освидетельствование психического состояния обвиняемого, прекращение уголовного дела. Руководили судебными следователями прокуроры.
Важным новшеством судебной реформы являлось введение относительно независимой адвокатуры, в задачу которой входило участие в рассмотрении судебных дел. Особенно велика была роль адвокатов в уголовном процессе, так как своей деятельностью они способствовали правильному разрешению уголовных дел. Многие из них смело и результативно выступали на политических процессах.
Судебная реформа предусматривала деление адвокатов на присяжных и частных поверенных. Присяжные поверенные состояли в коллегиях при судах. Как правило, ими были представители имущих классов. Коллегия адвокатов избирала совет присяжных поверенных, который ведал вопросами, связанными с деятельностью присяжной адвокатуры.
Частные поверенные могли участвовать не во всех делах и только с разрешения суда, а также по доверенности сторон, участвовавших в процессе.
Важное юридическое значение имело введение нотариата, в задачи которого входило удостоверение различных деловых бумаг, а также актов (главным образом договоров, порождавших определенные правовые последствия). Нотариальные конторы функционировали в губернских и уездных городах.
В ряде окраинных районов России, в том числе национальных, судебная реформа вообще не проводилась (северные районы, некоторые губернии Сибири). В некоторых районах реформа проводилась со значительным опозданием (в отдельных местностях только в конце XIX в.). Были и такие национальные районы, где реформа проводилась в урезанном виде: на Кавказе и в Прибалтике отсутствовали мировые суды, а окружные суды там функционировали без присяжных.
Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Сохранились волостные крестьянские суды, которые рассматривали маловажные дела. Продолжали функционировать особые церковные суды, существовали коммерческие суды для рассмотрения споров по торговым и промышленным делам.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. подверглось переработке и переизданию в 60-х годах и в 1885 г. Новая редакция сохраняла основные положения прежних уголовных законов. При ее выработке удалось несколько упростить крайне сложную и запутанную систему наказаний.
В Уложении 1885 г. нашли отражение некоторые принципы буржуазного уголовного права. Прежде всего, новое уголовное законодательство исходило из того, что нет преступления без указания на то в законе. Провозглашался принцип вины в форме умысла и неосторожности, в правовых нормах закреплялись все признаки состава преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) и условия применения наказаний.
Вместе с тем в уголовном праве господствовало формальное определение понятия преступления. Считалось, что преступлением признается то, что закон считает преступлением. Это соответствовало буржуазным учениям о преступлении, в которых не предпринималось попыток раскрыть классовую сущность преступления как деяния, опасного для господствующего класса.
Сохранялись и традиции феодального уголовного права, сложившиеся еще во времена действия Соборного уложения 1649 г. Из многочисленных составов преступлений, предусмотренных Уложением 1885 г., на первом месте были преступления против религии. На втором месте стояли преступления против императора и его семьи. Любое преступное посягательство на царскую фамилию считалось более тяжким деянием, чем государственная измена.
К наиболее тяжким преступлениям Уложение 1885 г. относило государственную измену, бунт, смуту, заговор против государственной власти и другие аналогичные деяния.
Большое внимание уделялось имущественным преступлениям (разбой, кража), а также преступлениям против личности.
Во второй половине XIX в. усилилась роль полицейского аппарата - главного орудия царизма в борьбе с революционным движением.
До 80-х годов функции центрального органа политического сыска продолжало выполнять III отделение канцелярии царя. Основное внимание оно обращало на борьбу с народничеством. После взрыва в Зимнем дворце, организованного Степаном Халтуриным, в феврале 1880 г. создается «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» во главе с генералом Лорис-Меликовым. Ей временно подчинялись III отделение и корпус жандармов. После окончания работы комиссии в июле 1880 г. последовало упразднение III отделения, а функции политического сыска перешли к Министерству внутренних дел, которое возглавил Лорис-Меликов.
МВД после буржуазных реформ продолжало выполнять разнообразные функции. В 1861 г. там возник земский отдел, на который возлагалось претворение в жизнь крестьянской реформы при помощи полицейской силы.
В системе МВД было создано Главное управление по делам печати, первые шаги которого выразились в запрещении печатных органов революционных демократов.
В 1879 г. в МВД образуется Главное тюремное управление. Прекратили существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались крупные тюрьмы с центральным подчинением, так называемые централы (типа Александровского централа вблизи Иркутска). С ликвидацией III отделения политические тюрьмы (Петропавловская крепость и др.) перешли в ведение Главного тюремного управления. В это время возрастает число каторжных тюрем, главным образом в Сибири. В конце периода тюрьмы перешли в ведение Министерства юстиции.
6 августа 1880 г. при МВД создается Департамент полиции. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который также вошел в МВД. Департамент полиции ведал всеми полицейскими органами и жандармерией. В его составе было семь делопроизводств. Главную роль среди них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и охраной царя. В 1898 г. вместо этого делопроизводства образовался Особый отдел Департамента полиции.
Политическая полиция в 80-е годы продолжала главное внимание уделять народникам. В 90-х годах ее интересовало рабочее движение, она активно преследовала социал-демократические организации. Однако наибольшую опасность самодержавие видело в революционном народничестве.
На местах по-прежнему главной фигурой был губернатор. В 80-е годы, особенно после убийства Александра II, роль губернатора усилилась. Он получил право запрещать собрания, закрывать печатные органы. Особые npaва он имел в местностях, объявленных на положении усиленной охраны. Там он мог арестовывать и высылать в административном порядке неблагонадежных лиц.
В 1862 г. была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые изменения в организацию местной полиции. В связи с тем, что после освобождения крестьян от крепостной зависимости произошло упразднение вотчинной помещичьей полиции, потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вместо городских и земских исправников создавались уездные полицейские управления во главе с исправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелких территориальных единицах - станах. В помощь становому приставу вводилась должность полицейского урядника.
В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведали полицейскими вопросами. Города делились на части или участки и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели.
Вместо жандармских округов возникла более разветвленная сеть жандармских органов. В каждой губернии появилось жандармское губернское управление. Основная задача жандармов заключалась в ведении дознания и следствия по политическим преступлениям. В некоторых городах имелись особые городские жандармские управления. Одновременно действовали жандармские управления на железных дорогах. Таким образом, царское правительство создало разветвленную сеть полицейских и жандармских органов, рассчитывая при их помощи укрепить свою власть.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.