Чумаки - купеческий, торгово-извозного промысел Украиноруской населения на землях Великой Степи от 15 века до середины 19 века. Чумаки являются правопреемниками и продолжателями купеческих торговых традиций Запада и Востока, Европы и Великой Степи, Киевской Руси и Монгольской империи.
Лиц, занимавшихся чумакует, назывались купцами, чумаками (в XV - XVI веках - «Соленик», иногда «Коломийца» ( «Коломийца» ).
Этимология
По словарю Макса Фасмера, большинство признанных языковедов-славистов считают происхождение слова «чумак» из тюркских языков, а именно - от турецкого слова ?оmаk (булава, длинная палка), уйгурского ?оmаk (сильный, крепкий) или турецкого ?umakdar (тот, что носит булаву ). Маловероятным является происхождение от тюркского ?um ( бочка ). Сравнение со словом «чума» лишь отражает «народную этимологию», даже если украинские чумаки, ездившие за солью, как иногда утверждается, для предотвращения чумы мазали свою одежду дегтем.
Чумаки. История
Цитируя сайт http://chumactvo.info : "Это были традиционные купеческие формы с древних времен, формы организации людей, спивдиялы с государством Киев, но были более старые от этой державы. Это до странствующих купцов и воинов одновременно обращается в 1170 p. Великий Князь киевский Мстислав Изяславович с призывом защищать дороги от Киева до моря, потому что «уже в нас и Греческий путь отнимают, и Соляную, и Залозный. А не лучше бы было, братцы, поискать путей своих дедов и отцов ». Это о них вспоминает Рубриквис в 1352 году, когда украинское привозили в Феодосии куницы, соболя и другие меха в крытых телегах, запряженных волами. То уже были известны вплоть до половины XIX в. чумацкие мажи. Вспомним себе, что первые упоминания о казаках (грамота мещан Киева с 1499 p.) - это прежде всего упоминания собственно о купцов рыбой, о чумаков, а позднее уже о тех же людей как о военных людей. "
Чумаки торговали солью, которую привозили в Украину из Крыма, черноморского и азовского побережий, с Галичины, Донбасса и Поволжья ; одновременно они продавали в этих краях кустарные изделия, дерево, деготь, табак, водку и т.д..
Для перевозки товаров чумаки пользовались пароволовимы и четвероволовимы деревянными повозками, т. н. возами. На пароволову мажу грузили до 60 пудов соли.
Ездили чумаки валками до 100 и более телег, которые возглавляли выборные атаманы.
Постоянная угроза нападения в южных степях со стороны татарских отрядов заставляла чумаков иметь при себе оружие. Во время остановок на ночлег мажи ставили замкнутым четырехугольником, удобно защиты.
Чумакует было больше распространено среди казачества и крестьян разных категорий; в 15-18 вв. в. оно развивалось в связи с казачеством, и быт чумаков и казаков был подобный. Запорожские казаки часто сопровождали обозы чумаков и обороняли их от татар, в частности при переправах через Днепр ; чумаки часто зимовали в казачьих поселениях (нередко в Луге ).
Чумацкий воз. ЛИМ
В Украине было много чумацких путей, которые соединяли Левобережья и Слобожанщину с Запорожьем и Крымом, Доном и Азовским морем, другие вели с Правобережья и Левобережья до Галиции и Молдавии. Главные пути должны
Чумацкие валки формировались ранней весной (обычно, выезжали в воскресенье), возвращались осенью.
Для чумакування использовали т. н. Бессарабский предпочел половой масти с длинными рогами.
В 18 веке - первой половине 19 века чумакування стало одним из величайших позахлиборобських занятий крестьян и казаков. Во второй половине 18 века - первой половине 19 века оно было также основным видом транспорта на Приднепровье. Главным грузом был хлеб, экспортируемый за границу через Одесский и другие порты Черного и Азовского морей, далее кожа, мед, воск ; привозили соль, сушенуюрыбу.
В XVIII веке чумаки имели монополию на торговлю солью, в тысяче восемьсот тридцать - одна тысяча восемьсот сорок pp. лишь на 50-60%.Тогда привозили ежегодно 2,5-4 млн пудов соли и 600-900 тысяч пудов рыбы. Всего чумаки транспортировали ежегодно 60-80 млн пудов различных грузов, в том числе 25-40 млн пудов хлеба. Они обслуживали ярмарках, доставляли грузы в Москву и инших городов России, Северного Кавказа, Беларуси, Польши и Молдавии.
Кроме мелких чумаков, которые имели одну или две пары волов, возникшие во второй половине XVIII века крупные млечные предприятия, которые давали работу извозчикам или батракам, конечно бывшим захудалым чумакам. С богатых чумаков вышли семьи укр. капиталистов и деятелей ( Терещенко, Харитоненко и другие).
Чумакует упадок с середины XIX века и полностью исчезло с развитием железнодорожного и водного транспорта. Однако еще в 1880-х pp. насчитывали 200 000 чумаков.
Чумакует имело свое отражение в фольклоре (чумацкие песни), в литературе ( Иван Котляревский, Тарас Шевченко, Григорий Квитка-Основьяненко, Марко Вовчок, А. Рудыковский и проч.), в драматургии ( Иван Карпенко-Карый и др.), изобразительном искусстве ( Тарас Шевченко, Иван Айвазовский, С. Трутовский, В. Орловский, Сергей Васильковский и др.)..