В отличие от малолетних, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по совершаемым ими сделкам (п. 3 ст. 26 ГК РФ). При этом не имеет значения, совершена сделка самостоятельно несовершеннолетним или с письменного согласия его законного представителя.
Это означает, что в качестве ответчика всегда должен привлекаться несовершеннолетний причинитель, и именно применительно к его действиям должен быть решен вопрос об основаниях гражданско-правовой ответственности.
Однако в случае, когда у несовершеннолетнего недостаточно имущества, дополнительную (субсидиарную) ответственность несут его родители, усыновители или попечитель.
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет
Несовершеннолетние на общих основаниях самостоятельно несут ответственность за причиненный вред (п. 1 ст. 1074 ГК РФ).
Родители (попечители) отвечают перед потерпевшим лишь в той части, в какой не могут отвечать своим имуществом и доходами сами несовершеннолетние.
Так, например, Брянским областным судом 27 июня 1997 г. несовершеннолетний П. осужден к лишению свободы по ч. 3 ст. 206 УК РСФСР сроком на три года и по п. "б" ст. 102 УК РСФСР к девяти годам; на основании ст. 40 УК РСФСР окончательно определено наказание в виде девяти лет лишения свободы; с законного представителя осужденного (матери) П. в пользу потерпевшей К. взыскана денежная компенсация в размере 9 млн. рублей за материальный ущерб и 16 млн. рублей за моральный вред до достижения П. совершеннолетия.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 16 октября 1997 г., рассмотрев дело в кассационном порядке, приговор в части гражданского иска отменила, направив дело в этой части на новое судебное рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства на основании того, что, во-первых, при постановлении приговора суд нарушил требования ст. 314 УПК РСФСР, не указав, на основании чего он определил размер материального ущерба в 9 млн. рублей. Во-вторых, решая вопрос о взыскании ущерба только с законного представителя несовершеннолетнего осужденного, суд не принял во внимание то, что в соответствии со ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Родители возмещают вред полностью или частично в недостающей его части в случаях, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда. Суд в приговоре не мотивировал взыскание денежной компенсации вреда только с законного представителя несовершеннолетнего осужденного.
Условием ответственности родителей (попечителей) является вина в ненадлежащем воспитании и надзоре за детьми, которая презюмируется. Помимо этого на тех же началах несут ответственность за несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет учреждения, которые в силу закона являются попечителями несовершеннолетних (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Образовательные, воспитательные, лечебные и прочие подобные учреждения, которые осуществляют надзор за детьми лишь в период их нахождения в этих учреждениях, к дополнительной ответственности перед потерпевшим не привлекаются.
Важнейшей особенностью рассматриваемого деликта является то, что такая обязанность по возмещению вреда прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел полную дееспособность.
В случае, если вред причинен действиями двух или более несовершеннолетних, они сами несут ответственность солидарно (ст. 1080 ГК РФ). Родители (попечители) несут долевую ответственность в соответствии со степенью своей вины.