Квалификация преступлений посягающих на собственность
Прежде чем приступить к изучению вопросов, связанных с особенностями квалификации преступлений в сфере экономической деятельности, нам необходимо вспомнить составы этих преступлений, их объективные и субъективные признаки. Вспомнить виды преступлений против собственности, признаки, формы и виды хищений.
Так, при квалификации хищений важно определить способ изъятия виновным чужого имущества. Речь идет о формах хищения. Всего законодатель предусматривает шесть форм хищения: кража, мошенничество, присвоение, растрата, грабеж и разбой. Очень часто встает вопрос о правильном разграничении указанных форм. При краже виновный сознает, что действует тайно, скрытно от окружающих и потерпевшего. Как тайное следует оценивать и такое хищение, при котором виновный добросовестно заблуждался относительно способа своих действий, считая, что действует тайно, хотя на самом деле он был заметен иными лицами, но которые никаким образом себя не проявили. Кражу следует отличать от мошенничества. При краже потерпевший и не предполагает, что его имуществом завладевает кто-либо, а при мошенничестве, будучи обманутым, сам передает виновному свое имущество или право на него. Практике известны случаи перерастания кражи в иные, более опасные формы хищения. Например, о совершении кражи стало известно либо потерпевшему, либо посторонним, но при этом виновный пытался уже открыто, а в некоторых случаях с применением насилия, завладеть чужим имуществом или скрыться с похищенным. Здесь речь идет уже о грабеже или разбое. Если же виновный бросает похищенное и пытается скрыться, чтобы избежать задержания, то его действия следует квалифицировать как покушение на кражу.
Кражу следует также отличать от присвоения и растраты чужого имущества. Основным признаком, по которому проводится разграничение, является отношение субъекта преступления к похищенному имуществу. При присвоении или растрате похищается то имущество, которое было вверено виновному и находилось в его правомерном владении. При этом он имел определенные права совершать с указанным имуществом определенные действия. При краже виновный не имеет никаких прав на изымаемое имущество, и никто ему не передавал, и не вверял это имущество. Даже если лицо имеет доступ к имуществу в связи с порученной работой либо с выполнением служебных обязанностей, но не наделено никакими правомочиями на это имущество, то хищение им этого имущества должно квалифицироваться как кража, а не как присвоение или растрата. Например, грузчик, работающий на обувном складе, похищает обувь.
Определенные сложности у студентов возникают при разграничении грабежа, совершенного с насилием и разбоя, т. е. нападения в целях хищения чужого имущества, совершенного с применением насилия. Главное отличие - в характере насилия, примененного виновным при завладений чужим имуществом. В настоящее время судебная практика под насилием, опасным для жизни или здоровья, понимает физическое насилие, повлекшее причинение легкого вреда, вреда средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, а также смерть человека или угрозу применения такого насилия. Судебная практика относит к разбою и действия, связанные с введением в организм потерпевшего одурманивающих и сильнодействующих веществ в целях дальнейшего завладения его имуществом. О грабеже речь может идти при причинении побоев или иных насильственных действий, не повлекших расстройства здоровья. По конструкции состав грабежа является материальным и преступление признается оконченным с того момента, когда виновный, завладев имуществом, получит реальную возможность им распорядиться, а состав разбоя по конструкции является усеченным. Следовательно, разбой признается оконченным с момента нападения в целях завладения чужим имуществом, не зависимо от достижения преступной цели.
Разграничение вымогательства с грабежом и разбоем. Вопрос об этом разграничении относится к сложным квалификационным проблемам посягательств на собственность, несмотря на то, что к нему неоднократно обращался высший судебный орган страны. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 4 мая 1990 г. «О судебной практике по делам о вымогательстве» (с последними изменениями) указывалось: решая вопрос об отграничении грабежа и разбоя от вымогательства, соединенного с насилием, следует учитывать, что если при грабеже и разбое насилие является средством завладения имуществом или его удержания, то при вымогательстве оно подкрепляет угрозу. Завладение имуществом при грабеже и разбое происходит одновременно с совершением насильственных действий либо сразу после их совершения, тогда как при вымогательстве умысел виновного направлен на получение требуемого имущества в будущем. В то же время следует иметь в виду, что если вымогательство сопряжено с непосредственным изъятием имущества потерпевшего, то при наличии реальной совокупности преступлений эти действия должны дополнительно квалифицироваться, в зависимости от характера примененного насилия, как грабеж или разбой.
Насильственный грабеж от вымогательства и разбоя можно разграничить по следующим признакам:
а) по предмету преступления. Если предметом грабежа и разбоя может быть только чужое имущество, то предметом вымогательства, также право на имущество и действия имущественного характера;
б) грабеж - это хищение, и он относится к материальным составам даже при применении неопасного насилия или угрозы таким насилием. Завладение имуществом не входит в число обязательных признаков и разбоя, и вымогательства;
в) вымогательство и разбой являются по строению усеченными составами. Деяние в разбое при этом включает в себя нападение, соединенное с насилием или угрозой; деяние в вымогательстве - требование передачи имущества, подкрепленное угрозой. Соответственно, в вымогательстве вполне возможно, однако, не обязательно нападение, в разбое часто присутствует требование передачи имущества, но его отсутствие не означает отсутствия состава разбоя;
г) различно время, когда виновный собирается получить имущество в грабеже и разбое, с одной стороны, и в вымогательстве, с другой: по двум первым составам преступления лицо стремится завладеть имуществом немедленно, сразу, в вымогательстве - спустя какое-либо время.
д) есть некоторые различия в субъективной стороне грабежа, разбоя и вымогательства, хотя все эти преступления относятся к корыстным. Так, в разбое лицо преследует цель хищения, эта цель невозможна в вымогательстве, поскольку оно не является по закону хищением.
Далее следует обратить внимание на виды хищений (которые зависят от суммы похищенного имущества) и их значение для квалификации.
Законодатель называет следующие виды хищений: хищение, причинившее значительный ущерб; хищение, совершенное в крупном размере; хищение предметов, имеющих особую ценность. В теории называют еще и «простое» хищение, размеры которого точно не определены. Вместе с тем следует учесть, что в случаях, когда умысел виновного был направлен на изъятие имущества в незначительном размере или ненасильственным способом, такие действия в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ (в силу малозначительности) могут не считаться преступлением. Как представляется, нижняя граница определена в ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в соответствии с которой хищение путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты на сумму, не превышающую одного минимального размера оплаты труда, признается мелким и влечет административную ответственность.
В соответствии с примечанием к ст. 158 УК РФ крупным размером признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей. Значительный ущерб является оценочным признаком. Однако в соответствии с примечанием к ст. 158 УК РФ значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.
При квалификации хищения предметов, имеющих особую ценность, следует помнить, что определяющую роль играет здесь предмет преступления: имущество, документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценности.
На практике возникают трудности и при оценке хищений, связанных с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище. В судебной практике под «проникновением» понимается тайное или открытое вторжение с целью совершения кражи, грабежа или разбоя. Оно может совершаться как с преодолением препятствий или сопротивления людей, так и без этого, а также оно может быть осуществлено с помощью приспособлений, когда виновный извлекает похищаемое имущество, не входя в соответствующее помещение (например, используя крюки, удочки, магниты). Под «помещением» понимается строение или сооружение, предназначенное для размещения людей, техники или иных материальных объектов. Понятие «иное хранилище» распространяется на отведенные для постоянного или временного хранения материальных ценностей участки территории, которые оборудованы оградой либо техническими средствами или обеспечены охраной (автолавки, рефрижераторы, контейнеры, сейфы и т. п.).
Определенные трудности у возникают при квалификации разбоя, совершенного с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Во-первых, понятие оружия дано в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», в соответствии с которым оружие может быть: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое и сигнальное. Во-вторых, под предметами, используемыми в качестве оружия, следует понимать любые предметы, которые применяются при разбойном нападении и с помощью которых может быть причинен тяжкий вред здоровью человека вплоть до причинения смерти или существует угроза причинения такого вреда. Вместе с тем преступление не может быть квалифицировано как разбой, если судом не установлено, что использованный при нападении в целях хищения чужого имущества баллончик содержал газ, опасный для жизни и здоровья человека.
Если виновный угрожал заведомо негодным оружием или макетом оружия, не намереваясь в дальнейшем использовать эти предметы для причинения вреда здоровью либо с помощью данного макета невозможно было причинить вред здоровью (макет пистолета, изготовленный из пластилина), его действия не могут рассматриваться как вооруженный разбой и должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 162 УК РФ. В ряде случаев разбой или грабеж необходимо отграничивать от неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством, совершенного без цели хищения (ст. 166 УК РФ). Важнейший признак для разграничения указанных преступлений - цель завладения транспортным средством. При грабеже и разбое цель заключается в изъятии чужого имущества и обращении его в свою собственность или в собственность третьих лиц. При угоне автомашины виновный может иметь любую иную цель (покататься, использовать транспортное средство как орудие преступления, скрыться с места преступления и т. д.). В судебной практике угон считается оконченным преступлением с момента, когда транспортное средство уведено с места его нахождения любым способом. Если же лицо пыталось завладеть транспортным средством, но ему не удалось по причинам от него независящим тронуться с места, то такие действия должны рассматриваться как покушение на преступление (ссылка на ст. 30 УК РФ обязательна при квалификации).