Место конституционных судов в системе государственных органов власти субъектов РФ
Конституционное правосудие можно рассматривать и как отрасль законодательства. По мнению Ж. И. Овсепян «в качестве одного из отличительных признаков судебного контроля (тем более в виде конституционного правосудия) справедливо называют особую систему законодательства, регулирующего соответствующую форму правосудия».
Совершенно логично, что создание и функционирование конституционных судов, вызовет к жизни создание специального конституционного законодательства. Эти законы конкретизируют, развивают и дополняют конституционные положения о конституционных судах, составляют при этом содержание института конституционного права.
Хотелось бы обратить внимание на то, что при рассмотрении конкретных дел в Конституционном Суде РФ высказывается правовая позиция Конституционного Суда РФ по конкретному вопросу. Данную отработанную правовую позицию Конституционного Суда РФ зачастую воспринимают и применяют все ветви власти: и законодательная, и исполнительная, и судебная. При решении конкретных проблем ссылаются на правовую позицию Конституционного Суда РФ, которая становится своего рода правоприменительным прецедентом. Толкование той или иной юридической нормы Конституционным Судом РФ справедливо признается главенствующей. Вместе с тем, не подлежат проверке со стороны Конституционного Суда РФ постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются в свою очередь формой толкования федеральных законов. Решения Конституционного Суда Российской Федерации применяются непосредственно и нередко служат основанием для принятия тех или иных федеральных законов и указов Президента РФ. Довольно часто правовые позиции Конституционного Суда РФ применяются в постановлениях конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Более того, прокуроры субъектов РФ и федеральных округов также, требуя приведения в соответствие с федеральным законодательством законодательства субъекта РФ, в качестве обоснования приводят решения Конституционного Суда РФ. Правоприменительная практика федеральных органов исполнительной власти также часто использует этот источник.
В федеративных государствах наряду с федеральным конституционным судом возможно создание конституционных судов в субъектах федерации. Конституционные суды существуют в землях Германии и в субъектах Российской Федерации (а также и в других странах).
Ст. 10 Конституции Российской Федерации предусматривает наличие в системе государственной власти ее судебной ветви. При этом разделение властей, как сказано в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава Алтайского края, является общим принципом организации власти в Российской Федерации в целом, т. е. должно обеспечиваться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации.
Однако у федеральных судов не было полномочий по рассмотрению некоторых категорий споров, возникающих на уровне субъектов РФ. Имеются в виду вопросы защиты конституций и уставов субъектов Федерации и споров о компетенции с участием органов государственной власти и органами местного самоуправления. Несколько разрешилась данная ситуация с принятием Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Если проанализировать тексты конституций и уставов субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе, то можно отметить, что в ряде республик прямо указано на осуществление в них судебной власти также в форме конституционного судопроизводства. Так, конституционный суд прямо включается в судебную систему республик Северо-Кавказского региона: Республика Дагестан и Республика Кабардино-Балкария.
По Конституции Республики Ингушетии Верховный Суд является высшим судебным органом в сфере не только гражданского, уголовного, но и конституционного судопроизводства. К специализированным органам конституционного контроля относилась Согласительная палата Ставропольского края, которая так и не была создана. В Уставе (Основном законе) Ставропольского края в редакции от 09.06.2000 № 19-кз и от 08.11.2000 № 55-кз предусмотрено, что «судебная власть в Ставропольском крае осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Остается не ясной форма конституционного органа на территории Ставропольского края. Однако ясно то, что Устав предусматривает создание органа конституционного судопроизводства (ст. 42 Устава (Основного закона) Ставропольского края).
Конституционные (уставные) суды в субъектах Российской Федерации призваны разрешать споры, возникающие по вопросам исключительной компетенции субъектов Российской Федерации. Назначение этих конституционных (уставных) судов - быть хранителями и защитниками своих конституций и уставов при условии их соответствия Конституции Российской Федерации. Естественно, что наличие двух уровней Конституционных судов - Федерального и судов субъектов Российской Федерации должно было породить ряд проблем в определении их компетенции и во взаимоотношениях при рассмотрении конкретных дел. Например, одни ученые считают, что названные суды совершенно самостоятельны, т. к. имеют различные предметы ведения. По мнению других, обязательно должна быть создана вертикаль. При этом суды субъектов Федерации должны напрямую подчиняться Конституционному Суду Российской Федерации.