Проблема перспективы российской государственности: унитаризм, федерация или конфедерация
В настоящее время абсолютно симметричных федераций с точки зрения юридической фактически нет. Наименее удачной считается модель федерализма - асимметричная федерация. Конституция асимметричной федерации изначально закрепляет разнородность субъектов федерации по их природе и статусу. В асимметричных федерациях зачастую назревают конфликты и размежевания, так как различия между субъектами федерации становятся постоянным источником недовольства тех, кто необъективно ущемлен в правах.
Научно доказано и опытом подтверждено, что федерация, построенная по территориальному признаку, является достаточно устойчивым государственным образованием (Германия, США). Таким образом, территориальный принцип следует считать более предпочтительным. Однако, это вовсе не исключает использования и национального (этнического) фактора при построении федеративного государства. К группе государств, где уживаются оба фактора формирования федеративного государства, относится Российская Федерация.
Сегодня по-прежнему перед Россией стоит проблема выбора перспектив своей государственности: унитаризм, федерация или конфедерация. Это происходит по той причине, что Россия на протяжении достаточно длительного советского периода своей истории была унитарным государством и сохраняла при этом некоторые институты федерализма, хотя на основании Конституции РСФСР 1978 г. Россия являлась автономной федерацией.
На наш взгляд унитаризм для России не возможен по той причине, что к нему нет предпосылок. Хотя на достаточно ограниченный срок для России централизация власти не помешала бы.
Скорее можно согласиться с наличием угрозы к становлению конфедерации, об этом много говорят и пишут. На наш взгляд это крайне не желательно для нашей страны с такой молодой демократической системой. Наиболее вероятным вариантом для Российской Федерации остается развитие федеративного демократического правового государства. Федерализм не является чуждым элементом для населения России.
Поступают предложения, прежде всего, по изменению и уточнению некоторых статей в Конституции Российской Федерации. Чаще всего это касается закрепления принципа суверенитета Российской Федерации, юридического запрета сецессии, а также устранения противоречия норм Конституции, касающихся статуса субъектов Федерации. (Речь идет о ст. 5, которая устанавливает равноправность субъектов и ст. 66, которая допускает различия в статусах республик, краев, областей, автономных округов). Опять же при этом устраняется асимметрия федерации.
Федерация в России должна строиться на территориальном принципе, а вопросы самоопределения должны решаться на уровне национально-культурной автономии. При этом Федерация должна стать симметричной, что в последующем позволит пересмотреть количественный состав субъектов Российской Федерации и некоторые способы формирования государственных органов власти. Большое число разностатусных субъектов не позволяет эффективно руководить такой огромной страной, как Россия. Поэтому важной задачей становится сокращение этого огромного числа субъектов до реального, возможного для управления. С точки зрения теории управления,. давно известно, что управлять эффективно можно числом объектов не более 20, а если точнее, то 7 или 8. А в нашем государстве субъектов стало 89. Для такого большого числа субъектов неприемлема и двухзвенная система управления. Для решения проблемы требуется трехзвенная структура управления страной. (В свое время Петром I была проведена реформа по созданию восьми губерний, затем был опыт создания более крупных территориальных образований - генерал-губернаторств).
Решая вопрос о преобразовании системы государственной власти с целью усиления федерального центра и упорядочения отношений между различными звеньями управления, В. В. Путин выбрал в качестве основного направления реформу правового статуса региональных лидеров и в том числе губернаторов.
Создавая новый федеративный механизм в России, не следует забывать о постоянном внимании на поддержание баланса сил между центром и субъектами. Это касается и власти и ресурсов. Это и новый уровень сотрудничества центра и регионов на основе взаимосогласованного распределения между ними полномочий и ответственности. При этом проблему должен видеть и решать не только центр, но и властные структуры субъектов Российской Федерации. Именно они должны проникнуться мыслью о невозможности свободного развития своего субъекта во вред другим или центру в целом. К сожалению, не везде сегодня можно заметить тенденцию к такой постановке проблемы. Таким образом, основными направлениями развития российской государственности сегодня уже становятся: стремление к закреплению конституционно необходимых для развития федерализма в России ряда юридических норм; сокращение числа субъектов в Российской Федерации; стремление к территориальному принципу выделения субъектов, что может привести к симметричности федерации и созданию более реальной и эффективной трехзвенной системы управления.