Основы научного понимания субъекта Российской Федерации
Современное российское законодательство не дает конкретного определения субъекта Российской Федерации и его конституционно-правового статуса. Тем не менее, формулировку данных понятий возможно вывести из смысла конституционных норм.
Субъектом Российской Федерации является государственно-территориальное образование, входящее в состав единого федеративного государства - Российской Федерации и обладающее конституционно гарантированными правами по осуществлению государственной власти на соответствующей территории. Субъектами Российской Федерации по Конституции РФ 1993 года являлись 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область и 10 автономных округов (Ст. 65 Конституции РФ).
Правовое положение субъекта Российской Федерации обозначается в настоящее время в теории конституционного права следующими терминами: «статус», «правовой статус», «конституционный статус», «конституционно-правовой статус». Соответственно возникает вопрос, есть ли разница между этими терминами и какой из них наиболее предпочтителен в рамках доктрин конституционного права Российской Федерации и конституционного права ее субъектов.
Исходя из смысла ст. 66 Конституции Российской Федерации под статусом субъекта понимаются те основы его правового положения, которые урегулированы конституционными нормами, принимаемыми на двух уровнях - федеральном и субъекта Федерации, в то время как о конституционно-правовом статусе, а точнее, о его изменении говорится применительно к федеральному конституционному регулированию.
В данном случае термин «конституционно-правовой статус» субъекта Федерации используется в широком смысле, т.е. для обозначения его правового положения, урегулированного нормами конституционного права, источниками которого является широкий круг перечисленных выше нормативно-правовых актов.
Более узкое содержание несет в себе термин «конституционный статус» субъектов Российской Федерации, под которым логично понимать правовое положение субъекта Федерации, под которым логично понимать правовое положение субъекта Федерации, урегулированное нормами Конституции Российской Федерации и соответствующих конституций (уставов) субъектов Российской Федерации.
Возможен и третий подход, в определенной мере примиряющий расхождения в содержании ст.66 и 137 Конституции РФ. В соответствии с этим подходом конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации - это основы его правового положения, урегулированные конституционным законодательством Федерации и ее субъектов, а именно Конституцией Российской Федерации, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также решениями Конституционного Суда Российской Федерации и решениями конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации о нормативном толковании конституционных и уставных норм.
Содержание конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, т. е. его структурно-функциональная сторона, складывается, по меньшей мере, из следующих основных элементов:
- принципы конституционно-правового статуса;
- основные признаки государственности;
- права и обязанности; - ответственность субъектов Российской Федерации.