Закрепление конституционного строя в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации
Конституции практически всех республик региона начинаются с провозглашения республики суверенным государством. Однако понимание содержания суверенности различное у федерального центра и у республик региона. Основной проблемой является то, что с точки зрения федерального законодательства мера государственной суверенности Российской Федерации не тождественна суверенности республик в ее составе, а с точки зрения республиканских норм в большинстве своем речь идет о равноправии федерального центра и каждого отдельного субъекта федерации.
Так, например ст. 1 Конституции Республики Дагестан гласит: «Республика Дагестан есть суверенное, единое, демократическое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана». Затем в этой же статье утверждается верховенство и приоритет республиканского законодательства над федеральным, а именно: «Республика Дагестан принимает свою Конституцию и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории». Ст. 65 Конституции Республики Дагестан конкретизирует данное положение: «Действие федеральных законов и других правовых актов Российской Федерации, противоречащих суверенным правам и интересам Республики Дагестан, может быть приостановлено Республикой Дагестан на всей территории. Эти акты могут быть опротестованы в установленном законом порядке». Более того, ст. 70 Конституции Республики Дагестан провозглашает право Дагестана на одностороннее прекращение федеративных отношений: «Республика Дагестан сохраняет за собой право на изменение своего государственно-правового статуса на основе волеизъявления дагестанского народа».
Интересна в плане содержания суверенитета и Конституция Кабардино-Балкарской республики. Так, в ее преамбуле говорится, что «Верховный Совет Кабардино-Балкарской Республики, выражая волю многонационального народа Кабардино-Балкарии, свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, реализуя неотъемлемое право кабардинской и балкарской наций, всего народа Республики на самоопределение, подтверждает государственный суверенитет Кабардино-Балкарской Республики как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях, за исключением полномочий, добровольно делегируемых обновленной Российской Федерации на основе равноправного Федеративного договора, и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство».
Коллизия правовых норм в вопросе толкования содержания суверенитета субъектов Российской Федерации с федеральным законодательством четко отражена в конституционных документах Республики Северная Осетия - Алания. А именно: приоритет Конституции Республики над Конституцией Российской Федерации закреплен в ст. 62 п. 4 Конституции Республики: «В случае невыполнения Российской Федерацией обязательств, взятых на себя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеративным Договором по отношению к Республике Северная Осетия - Алания, Республика Северная Осетия - Алания оставляет за собой право самостоятельно осуществлять соответствующие полномочия». Настораживает возможность односторонней оценки действий Российской Федерации по выполнению своих обязательств перед Республикой.
Откровенным сепаратизмом отдают нормы дудаевской Конституции Чеченской Республики. Так, преамбула Конституции фиксирует провозглашение Чеченской Республики как самостоятельного суверенного государства и признает себя равноправным субъектом в системе мирового содружества наций.
Ст. 1 Конституции гласит: «Чеченская Республика - суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения чеченского народа (а другие населяющие республику народы? - авт.). Она обладает верховным правом в отношении своей территории и национальных богатств; самостоятельно определяет свою внешнюю и внутреннюю политику; принимает Конституцию и законы, обладающие верховенством на ее территории. Государственный суверенитет Чеченской Республики неделим».
Не обошли этой проблемы и в Ингушетии. Так, ст. 2 Конституции Республики Ингушетия определяет, что «Республика Ингушетия в пределах своих полномочий осуществляет всю полноту государственной власти и самостоятельно определяет свое административно-территориальной устройство». А ст. 7 Конституции Ингушетии декларирует приоритет республиканского законодательства над общероссийским: «Законы и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти и управления Российской Федерации правомерны на территории Республики Ингушетия, если они не противоречат суверенным правам Республики Ингушетия». Следует обратить особое внимание и на процесс подписания двусторонних договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации о распределении полномочий и предметов ведения в республиках Северного Кавказа. При этом в регионе считают, что двусторонние договоры являются способом оптимизации отношений центра и регионов.