Конспект лекций по предмету "Философия права"


Общая характеристика неогегельянской философии права

Общая характеристика неогегельянской философии права
Существенный вклад в развитие естественно-философской мысли в XX столетии сделала неогегельянская философия права. О новом прочтении Гегеля заявил в 1910 году В. Виндельбанд в своем докладе «Возрождение гегельянства». Идеи Гегеля о свободной воле человека как «права самого в себе», о разумности законов, отвечающих природе человека, понятию человека, свободе, о субстанции права как самообусловленной человеческой воле явились источником многих новаторских течений западноевропейской правовой мысли начала прошлого века. В целом же неогегельянская мысль, главным образом, исходила из определения идеи права как свободы. Гегель писал: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его воплощение. Идея права и есть свобода. Система права есть царство реализованной свободы». Так, немецкий философ и правовед М. Мюллер осуществил попытку рассмотреть историю права и общества в целом как «историю свободы», опираясь в своем познавательно-методологическом плане на эклектическое объединение объективного идеализма и экзистенциализма: развитие права - это результат исторического саморазвития свободы, выявляющейся в процессе уяснения человеком своей сущности. Современные последователи Гегеля, как и их учитель, стремятся доказать, как представления, развивающиеся в сознании людей, образуют историю, общество, право. Обусловленное же историческим саморазвитием свободы право стремится создать свободное общее человеческое существование, законодательство и общественный строй в целом. Некоторые неогегельянцы, прежде всего Э. Шпрангер, прибегают к интерпретации философии духа в попытках объяснить историческое развитие права. По Шпрангеру, естественное право - это образ справедливого права, содержащегося в правосознании и возникшего в результате диалектического развития духа. Неогегельянство истолковывает идею права в традициях панлогизма и утверждает: если нет разумного права, есть правовой разум, который должен быть воплощен в позитивном праве. Неогегельянскую теорию права разрабатывали Ф. Розенцвейг, Ю. Биндер, Ф. Блашке, Г. Геллер, Л. Циглер, И. Пленге и др. В частности, плодотворно и тщательно исследовал правовые идеи Гегеля итальянский мыслитель Б. Кроче (1866-1952). Он назвал свою правовую концепцию «религией свободы». По его утверждению, свобода - высший закон человеческой истории и бытии. Но если у Гегеля речь идет о разумных формах объективации свободы в историческом процессе, то Б. Кроче акцентировал внимание на принципиальной невозможности определить характер свободы. Идею необусловленной свободы какими бы то ни было фактическими факторами Б. Кроче использовал для обоснования формальной, юридической свободы и невозможности фактической свободы. По мнению Кроче, лишь «меньшинство; которое правит» (политический класс), знает, чего оно хочет.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.