Традиционно метод обучения определяют как способ взаимосвязанной и взаимоообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения.
Система общих методов обучения имеет следующий вид:
-методы формирования сознания (рассказ, объяснение, беседа, учебные дискуссии, лекции, диспуты);
-методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, педагогическое требование, лабораторные работы, проблемно-поисковые методы, создание воспитывающих ситуаций);
-методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание;
-методы контроля (специальная диагностика, устный и письменный опрос, самопроверка, тестирование).
В контексте гуманистической парадигмы образования особое место занимает в настоящее время т.н. интерактивное обучение. Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие:
1)эвристическая беседа; 2) дискуссия; 3) «мозговая атака»; 4) метод «деловой игры» и другие.
Эвристика - (от греч. - нахожу) -система логических приемов и методических правил исследования; метод обучения, способствующий целенаправленному развитию продуктивно-познавательных качеств мышления (находчивости, оригинальности, активности, самостоятельности и пр.). Следует отметить, что в практике педагогического процесса в вузе перечисленные методы, скорее всего, будут выступать не в «чистом виде», не самостоятельно, а их элементы будут «вкраплены» в разных долях в разные формы занятий. Возможно, что несколько разных методов из числа рассмотренных будут взаимодействовать на одном и том же занятии. Таким образом, следует иметь в виду, что использование и выбор методов обучения зависит от целей обучения, научной значимости изучаемого материала, от индивидуально-психологических особенностей студентов и уровня их подготовленности. Форму обучения можно определить как способ, характер взаимодействия педагога и обучаемых, обучаемых между собой, обучаемых с изучаемым материалом. В вузе функционируют разнообразные организационные формы обучения: лекция, семинар, самостоятельная работа студентов, производственные и учебные практики, дипломное и курсовое проектирование.
На протяжении всей истории высшей школы с момента зарождения до наших дней ведущей формой обучения является лекция. Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского lection - чтение.
Опыт и специальные исследования показывают, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Более того, в процессе обучения складываются ситуации, когда лекционная форма не может быть заменена никакой другой:
-при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция становится основным источником информации;
-новый учебный материл по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;
-отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;
-по основным проблемам курса существуют разнообразные концепции. Лекция необходима для их объективного освещения.
-лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.
Если учесть значительно возросшую информированность молодежи по многим вопросам, обилие источников и каналов информации, то ясно, что информационная функция современной лекции - важная, но далеко не единственная и не ведущая ее функция. В современных условиях не утрачивается, а возрастает роль таких функций вузовской лекции как мотивационная (развитие интереса к науке, познавательных потребностей) организационно-ориентационная (ориентация в источниках, литературе) профессионально-воспитательная (воспитание, развитие специальных способностей) методологическая (образцы научных методов объяснения, анализа, прогноза) оценочная и развивающая (формирование мыслительных операций). Реализация указанных функций позволяет осуществлять на лекции разностороннее воспитание студентов, вот почему воспитательную функцию считают не рядоположенной остальным, а интегрирующей.
Студенту первого курса следует знать некоторые правила ведения записей на лекции. Процесс обучения в университете предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство оперативной обратной связи.
Семинарские занятия как форма обучения имеет давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. На семинаре основную роль играет функция обобщения и систематизации знаний. Главное в семинарском занятии не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление и углубление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения.
Эффективным методом самостоятельной работы студентов является семинар в виде развернутой беседы по плану, заранее им известному, а также небольшого сообщения или доклада с последующим их обсуждением.
Заслушивание и обсуждение докладов студентов является довольно распространенной формой. Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную, систематическую работу студентов и помощь педагогов по мере необходимости.
При проведении семинарских занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам может выступить заранее подготовленное сообщение. Сообщения отличаются от докладов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом. Очередной выступающий на семинаре должен выражать свое мнение по поводу поставленных вопросов и строил свой ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями, ставил задачу своего выступления, т.е. указывал, какой аспект проблемы собирается изложить, аргументировал свое мнение и подводил итоги свои рассуждения.
Важным элементом семинара выступает дискуссия.
Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Следует помнить, что добровольность выступлений - это еще не дискуссия, хотя и свидетельство активности студентов. Дискуссия оправдывает свое название в том случае, если обсуждаемый вопрос сложен, важен и неоднозначен по подходу и толкованию, т.е. предполагает альтернативные ответы.
Участие в дискуссии формирует у партнеров (студентов и преподавателей) коммуникативные навыки, культуру общения, в том числе умение терпимо относиться к мнению собеседника, вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, умение слушать и уважать мнение оппонента.
Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем - диспут (от лат. disputare - рассуждать, спорить) - специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две и более стороны, отстаивающие свои позиции.
Некоторые семинарские занятия могут проводиться методом «мозгового штурма», цель которого заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении студентов от инерции мышления, в активизации творческого мышления, преодолении привычного хода мысли при решении поставленной задачи; он позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории.
Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных предложений, даже самых невероятных. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке инженеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. «Лаборатория» происходит от латинского слова «labor» - труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.
Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины. Важней их стороной являются упражнения. Как правило, на лабораторных работах основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи.
Важное значение в процессе обучения студентов имеют средства обучения, которые дают возможность полнее и глубже, доходчивее и проще изложить содержание излагаемого материала, способствуют формированию положительных мотивов учения.
Виды средств обучения весьма разнообразны, их состав постоянно меняется в зависимости от уровня развития науки и техники. Наиболее распространенными видами средств обучения являются:
1.Объекты окружающей среды, взятые в натуральном или специально препарированном для целей обучения виде (образцы горных пород, почв и минералов, машины и их части, археологические находки и пр.).
2.Действующие модели (машин, механизмов, аппаратов, сооружений и т.д.).
3.Макеты и муляжи (технических установок и сооружений и пр.).
4.Приборы и приспособления для учебных экспериментов.
5.Графические средства (картины, рисунки, схемы, карты и т.п.).
6.Технические средства (компьютеры, локальные компьютерные сети, учебные кинофильмы, видео и аудио-записи и т.д.).
7.Учебники и учебные, методические пособия.
Учебник занимает особое место среди других средств обучения. Он является ведущим видом учебной литературы. В нем систематически излагается материал на современном уровне достижений данной науки и на доступном студенту языке. Чтение учебника - важная часть самостоятельной работы и учебы. Если некоторые студенты считают эту работу чуть ли не единственно нужной, то это является заблуждением. Роль учебника в самостоятельной учебе велика, хотя и не всеобъемлюща. Она ограничена соответствующими функциями учебника в изучении науки. Основная функция учебника - ориентировать студента в системе знаний, умений, навыков, которые должны быть усвоены в соответствии с программой учебного предмета. Вторая функция учебника состоит в том, что он очерчивает некий круг обязательных знаний по данному предмету, не претендуя на глубокое раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения. Дело студента - принять их к сведению, чтобы самому разобраться в рекомендованной научной литературе и в том, чего нет в учебнике. Учебник не предназначен для заучивания, хотя из-за краткого изложения вопросов порой оказывается не до конца понятным тот или иной важный раздел или параграф, понятие или категория. Чтобы избежать бездумного заучивания, текст рекомендуется конспектировать, отмечая на полях тетради, что именно осталось не до конца понятным
Особенностью современного этапа развития человечества является вступление его в информационную цивилизацию, в связи, с чем особое значение приобретают технические средства, позволяющие принимать, обрабатывать и хранить необходимую для образовательно-развивающих целей информацию.
Компьютер как средство обучения имеет следующие возможности, обеспечивающие ему широкое применение в педагогическом процессе:
Комбинаторные - запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить в запомненной информации необходимую;
Вычислительные: быстро и точно преобразовывать любые виды информации;
Графические - представлять результаты своей работы в четкой форме (текст, рисунки, графики, диаграммы и др.);
Моделирующие - строить (создавать) модели (в том числе и динамические) реальных объектов и явлений.
Информационные технологии способны формировать такие характеристики, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики способствуют созданию условий для творческого учебного познания. Создаются возможности воспринимать по-новому кажущиеся очевидными факты, находить способы соединения далеких на первый взгляд вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией.
Условия, создаваемые с помощью компьютера, способствуют формированию мышления обучающихся, ориентируют их на поиск системных связей и закономерностей. Но, являясь мощным средством оказания помощи в понимании людьми многих явлений и закономерностей, компьютер может вызвать развитие алюголизма (потерю контроля над ситуацией), появление синдрома социальной изоляции и даже компьютерной зависимости - новой болезни эпохи развитых информационных технологий. Cущественной частью педагогического процесса в вузе является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа - это планируемая деятельность студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей категории. В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, курсовых работ и дипломных проектов. Исследования показывают, что самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют три человека. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов:
1.Репродуктивный (тренировочный) уровень.
2.Реконструктивный уровень.
3.Творческий, поисковый уровень.
1.Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.
2.Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты.
3.Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские, задания, курсовые и дипломные проекты).
Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками научно-технической, производственно-технологической и общественно-политической информации включает в себя два основных взаимосвязанных элемента - умение читать и умение вести записи. Культура чтения - составная часть умственного труда и культуры личности вообще - основа ее активной познавательной деятельности. Важное условие успешности работы с книгой - соблюдение определенной последовательности.
Один из сложных видов самостоятельной работы - конспектирование. Каких-либо единых, пригодных для каждого студента методов и приемов конспектирования не существует. Однако это не исключает некоторых, наиболее общих правил, которыми следует овладеть любому студенту.
В конспекте (от лат. conspectus - обзор) должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Умение излагать мысли автора сжато, кратко и собственными словами приходит с опытом и знаниями. Но их накоплению помогает соблюдение одного важного правила - не торопиться записывать при первом же чтении, вносить в конспект лишь то, что стало ясным.
Форма ведения конспекта может быть самой разнообразной, она может изменяться, совершенствоваться. Но начинаться конспект всегда должен с указания фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания.
Расширению и углублению знаний студентов способствует подготовка реферата (от лат. referre - докладывать, сообщать). Студенческие рефераты, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на лекциях и семинарских занятиях. Ведущее место должны занимать темы, которые представляют профессиональный интерес, несут элемент новизны. Тем самым создается мотивационная готовность к самостоятельному выполнению задания. Реферат, включающий обзор нескольких источников, может служить основой доклада на определенную тему для выступления на семинаре или коллоквиуме. Cлово «коллоквиум» происходит от латинского слова «collokvium» - разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя со студентами для диагностики результатов самостоятельной работы. Он выполняет контрольно-обучающие функции. Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показали исследования и опыт практической деятельности, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения.
Контроль педагогического процесса выполняет следующие взаимосвязанные функции:
Диагностическая функция: контроль это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.
Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала. Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить пробелы, формирует творческое отношение к предмету, стремление развить способности. Систему контроля образуют экзамены, зачеты, письменные контрольные работы, рефераты, семинары, коллоквиумы, проектные работы. Каждая из форм имеет свои особенности и преимущества. Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развиваются навыки социального взаимодействия. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют больших затрат на проверку. Курсовые и дипломные проекты выявляют уровень и качество самостоятельной работы студента, его творческие способности, сформированность профессиональных качеств и свойств.
По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.
Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опросы, контрольные задания, тестирование).
Тематический контроль - это оценка результатов определенной темы или раздела программы.
Рубежный контроль - проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. Итоговый контроль - экзамен или зачет по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Заключительный контроль - госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией. Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}