Они многообразны и сложны. Но в качестве основных можно выделить такие: поддержку рынка созданием правовой базы и конкурентной среды через антимонопольное законодательство (антимонопольная политика); перераспределение доходов, корректировка распределения ресурсов для оптимизации структуры национального продукта, стабилизация экономики через контроль за уровнем занятости и инфляции (антиинфляционная политика);ограничение некоторых элементов рынка в обеспечении общественного потребления, таких, как: охрана общественного порядка, водоснабжение, национальная оборона, образование, медицинское обслуживание, экологический контроль (социальная политика); охрану национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике внешнеэкономическая политика), антициклическое регулирование.
В определении методов и инструментов регулирования есть стандартные наборы, которые делятся на правовые и административные, - это преимущественно прямые методы, и экономические, которые могут быть прямыми и косвенными.
Правовое регулирование состоит в установлении государством законодательных норм и правил работы фирм, заключения контрактов, отношениях с профсоюзами и др.
Административное регулирование включает контроль над ценами, доходами, учетной ставкой банков, валютным курсом, охраной среды и социальную защиту населения.
Рассмотрим экономические методы.
Прямые методы регулирования – это властно-распорядительные отношения с хозяйствующими субъектами, целевое финансирование секторов экономики, регионов, фирм субсидиями, дотациями, льготными кредитами.
Их цель - защита населения и общественно необходимых секторов экономики. Инвестиции в определенные отрасли могут идти по двум направлениям:
а) развитие государственного сектора (в угольной промышленности, на железной дороге и водном транспорте, в научно-исследовательской работе, подготовке кадров, строительстве оборонных заводов);
б) субсидирование негосударственных предприятий (предоставлением товаров по низким ценам, поддержкой крупного бизнеса льготами в налогообложении - США).
Косвенные методы регулирования: кредитно-денежные, налоговые, бюджетные меры и индикативное (рекомендательное) планирование; лицензирование, регистрация фирм, антимонопольные запреты, лимиты цен, установление минимальной зарплаты; планы и комплексные программы, стандарты, нормативы, тарифы, государственные инвестиции; учетная ставка, резервная норма, операции на рынке ценных бумаг, кредитные льготы, валютные интервенции; налоговые ставки, таможенные пошлины, налоговые льготы.
В связи с этим, различают три типа государственного регулирования экономики: полный государственный монополизм в управлении (СССР); различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов, которые реализованы в японской, шведской моделях, ФРГ, Австрии, Китае; крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства (США).
Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти. Степень обособленности этих органов власти зависит от уровня централизации управления в стране. Так, в Великобритании она более низкая, чем во Франции. В административных структурах США преобладает число автономных органов.
В итоге выделяются две главные модели государственного регулирования экономики: реактивная (адаптационная) модель, характерная для США (она четко реагирует на «осечки» рынка через специальные регулирующие органы и использование прямого и косвенного регулирования); проактивная модель (например, японская) использует прогнозирование, координирующие и корректирующие рекомендации в переговорах государства и предпринимателей.
В целом уменьшается роль прямых методов регулирования и повышается значение косвенного. Это получило название дерегулирования. Кроме того, сейчас в экономической политике наблюдается процесс децентрализации – перенос решения многих проблем с макроуровня на более низкий уровень отдельных регионов и фирм, что снижает социальную напряженность.