Конспект лекций по предмету "Социально-философская проблематика"


Философский анализ общества

В предыдущем разделе речь шла о природе, о взаимодействии природы и общества. Как уже отмечалось, природа является необходимым условием жизни общества, в том числе физического и духовного существования человека. Однако хорошо известно, что человек не может существовать не только вне природы, но и вне общества. Ведь, как заметил еще Аристотель, вне общества может жить только гений или сумасшедший. Поэтому естественно, что одно из важнейших мест среди философских проблем занимает проблема человеческого общества, или просто общества. Идея о том, что общество представляет собой систему, источ­ник развития которой находится в ней самой, в настоящее время является общепризнанной и не требует особой аргументации. Поэтому мы рассмотрим следующие проблемы: в чем состоит специфика социальной системы по отношению к другим систе­мам объективной реальности; какова структура социальной сис­темы; каковы законы развития общества.
Итак, в чем же состоит отличие социальной системы от сис­тем, действующих в природе? Эти отличия состоят в следующем:
1. общество, в отличие от природы, представляет собой сис­тему не только материальных, но и духовных отношений, скла­дывающихся между людьми в процессе их совместной деятельно­сти;
2. центральным элементом любой социальной системы явля­ется человек, обладающий сознанием, поступающий в соответст­вии со своими желаниями и стремящийся к определенным це­лям, что придает развитию общества значительную степень неоп­ределенности, а следовательно, и непредсказуемости;
3. сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также являются системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т. д.);
4. развитие общества подчиняется как всеобщим законам, так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде;
5. социальная система представляет собой согласованность элементов и в то же время их несогласованность, наличие гар­моничных тенденций и конфликтного взаимодействия. Таким образом, общество — это живая, противоречивая, саморазвиваю­щаяся система.
Итак, общество, являясь подсистемой объективной реально­сти, существенно отличается от других, природных систем, как биологических, так и физических. Социальная система пред­ставляет собой сложнейшую из известных систем объективной реальности, которая охватывает совокупность социальных объек­тов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Всякая социальная система как целостный организм характеризуется такими признаками, как самодеятель­ность, самоорганизация, саморазвитие.
В социальной философии в зависимости от уровня сложно­сти и организации выделяют, как правило, пять уровней социаль­ных систем. Первый: фундаментальный уровень организации об­щества — человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация; второй: государство или группа взаимосвя­занных государств; третий: социальные институты, обеспечиваю­щие функционирование общественных отношений; четвертый: классы, социальные группы (общности), слои, страты, а также другие виды объединений людей; пятый уровень: отдельная лич­ность, которую также можно рассматривать как социальную сис­тему.
Вторая проблема, выделенная нами, предполагает раскрытие структуры социальной системы. Что же представляет собой соци­альная структура общества? Социальная структура общества — это исторически сложившаяся форма организации общества, представляющая собой определенную форму устойчивых связей, отношений, возникших на их основе социальных групп и институ­тов, которые обеспечивают целостность общества, сохранность его свойств при воздействии на него различных внутренних и внеш­них факторов.
Структура общества включает в себя множество разнообраз­ных элементов. Основными среди них являются:
а. субъекты общества (человек, люди и их объединения);
б. взаимоотношения и связи между людьми;
в. социальные институты;
г. деятельность;
Характеризуя субъект общества — первый элемент его струк­туры, необходимо отметить, что каждый человек включен в опре­деленное сообщество или социальную группу (или несколько групп). В процессе совместной жизнедеятельности людей в об­ществе формируется устойчивая структура социальных общно­стей, включающая в себя такие группы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т. д. Впрочем, в зависимости от цели исследования социальные группы и сообщества могут диф­ференцироваться и по другим признакам. Например, по социально-демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, пен­сионеры); территориальным (жители города, жители села); по роду занятий (рабочие, служащие, учащиеся, творческая интел­лигенция); отношению к собственности (предприниматели, на­емные рабочие), а также по уровню доходов, уровню образованно­сти и т. д.
Глубоко раскрыть сущность общества позволяет второй эле­мент его структуры — общественные отношения.
Общественные отношения — это определенная связь, зависи­мость между субъектами, составляющими общество. Отношения являются своего рода цементирующим материалом, который объединяет людей в общество, превращает в монолит его отдельные элементы. Чем разнообразнее социальные отношения, тем более высокоразвитым является общество.
В зависимости от сферы жизнедеятельности общества выде­ляются экономические, политические, идеологические, социаль­ные, религиозные и другие отношения. В зависимости от субъек­тов, между которыми возникают отношения, выделяют семейные (семейно-бытовые), родовые, классовые, национальные, межго­сударственные и иные отношения. Могут также рассматриваться отношения как между сферами жизнедеятельности общества, так и внутри этих сфер. Необходимо также учитывать взаимосвязи и взаимопроникновение общественных отношений и то, что их роль постоянно меняется.
Третий элемент структуры общества — социальные институты.
Социальный институт представляет собой исторически сло­жившиеся формы организации и регулирования общественной жизни.
С помощью социальных институтов упорядочиваются отно­шения между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества. Социальные институты в современной социальной философии рассматриваются как раз­личные организации, учреждения, соответствующие социальной структуре общества; как совокупность социальных норм и правил, определяющих устойчивые формы социального поведения и дей­ствия; как системы поведения в соответствии с этими нормами.
В зависимости от сферы общественных отношений выделя­ют, как правило, следующие группы социальных институтов: 1) экономические (производство материальных благ, разделение труда, собственность и др.); 2) политические (государство, пар­тии, полиция, армия); 3) правовые (законодательные и судебные органы, институты правоприменения, правового воспитания и др.); 4) культурные (научные, художественные объединения, соз­дающие культурные ценности); 5) религиозные; 6) институты стратификации (распределение позиций и человеческих ресур­сов); 7) институт родства, брака и семьи и др.
Деятельность составляет следующий элемент социальной структуры общества.
Проблема деятельности была предметом пристального вни­мания многих мыслителей и философов. Значительный вклад в исследование социальной деятельности внесли такие философы, как И. Кант, Г. В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, К. Маркс, М. Вебер, пришедшие к выводу, что социальная деятельность во всех ее разновидностях представляет собой общий знаменатель, к кото­рому можно свести все многообразие форм общественной жизни. К этой мысли, в частности, пришел Макс Вебер, увидевший осно­ву жизни общества в социальном действии, которое он определил как человеческое поведение, направленное на другого человека. Развивая его идеи, Толкотт Парсонс утверждал, что вся социаль­ная практика по сути является совокупностью «взаимоотноше­ний между исполняющими свои обязанности людьми». Пример­но так же рассуждал и Карл Маркс. Он сделал вывод о том, что общество есть «продукт взаимодействия людей».
Основываясь на этой традиции, современные социальные философы видят в социальном действии субстанцию всего соци­ального, исходный пункт всей системы общественных отноше­ний, а также средство интеграции социальной системы и всех ее компонентов. Сегодня не требует доказательства идея, что имен­но посредством деятельности человек приобрел отличительные от природных социальные формы бытия.
В философской литературе деятельность как социально-фи­лософская категория употребляется для обозначения какого-либо проявления социальной активности, посредством которой создаются условия общественной жизни. В отличие от приспосо­бительной деятельности животных, деятельность человека пред­ставляет собой единство материального и идеального. Социаль­ная деятельность превращает внешнюю природу во «вторую при­роду», т. е. культуру. Таким образом, деятельность можно определить как человеческую форму активного отношения к окру­жающему миру, содержанием которой является целесообразное его преобразование в интересах людей.
Более подробно проблема социальной деятельности будет рас­смотрена в теме «Человек как предмет философского анализа».
Как сложная саморегулирующаяся система общество имеет несколько подсистем, или сфер. К основным сферам обществен­ной жизни относятся: экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая) и социальная (в узком смысле этого слова), или гуманитарная сфера, в которой осуществляется деятельность по обслуживанию населения. Рассмотрим особен­ности и функции каждой из этих сфер общественной жизни.
1. Экономическая (материальная) сфера — охватывает процес­сы материального производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также производительные силы и производственные отношения общества, научно-технический прогресс и технологическую революцию.
В системе социальной деятельности материальному произ­водству принадлежит ведущая роль. Материальное производство направлено прежде всего на удовлетворение материальных по­требностей людей: потребностей в пище, одежде, жилище и т. д. Удовлетворение материальных потребностей является основным условием удовлетворения всех других потребностей.
Признавая важную роль сферы материального производства в жизни общества, современная социальная философия все же считает, что ее нельзя абсолютизировать и сводить к ней все раз­нообразие человеческой деятельности. Тем более что в последние десятилетия XX в. в наиболее развитых странах мира наблюда­лась тенденция относительного уменьшения доли материального производства за счет увеличения доли производства услуг.
2. Духовная сфера — это сфера деятельности, в которой осуще­ствляется духовное производство, т. е. создаются не вещи и пред­меты, а идеи, образы, научные и художественные ценности с це­лью удовлетворения духовных потребностей человека. Эти цен­ности также материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей: в книгах, картинах, скульптурах и т. д. Но главное в этих предметах — не материальная, а духовная цен­ность, выраженные в них идеи, образы и чувства.
Духовное производство является обязательной составляющей производства вообще, с помощью него создаются условия для роста человеческой духовности, без которой невозможно сущест­вование человечества.
3. Политическая (управленческая) сфера — это сфера деятель­ности различного рода администраторов, управляющих, полити­ков. Ее специфическая задача — поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отно­шений. Такая деятельность направлена на обеспечение согласо­ванности, упорядоченности различных сфер общественной жиз- ии. Без этого, как и без материального или духовного производ­ства, она невозможна.
Структура управленческой деятельности включает в себя: управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение; управление вещами (функция за­конодательства о собственности, земле).
Управление осуществляется на различных уровнях: от госу­дарства до предприятия и семьи. Эта деятельность играет огром­ную роль в развитии общества, его судьбе, но ее часто поражают многочисленные «болезни»: злоупотребление методами принуж­дения или насилия, чрезмерное разрастание чиновничьего аппа­рата. Высшей формой управленческой деятельности является по­литическая деятельность. Именно на этом уровне решаются судь­бы миллионов людей. И именно поэтому цена допущенных ошибок в управленческой сфере может быть особенно велика.
4. Социальная (гуманитарная) сфера обеспечивает создание предпосылок для жизни, активности людей. Она включает в себя деятельность врачей, учителей, артистов, юристов, работников сферы обслуживания. Конечно, люди могут заниматься самоле­чением, самообразованием, могут сами себя развлекать. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активно­сти, непосредственное обслуживание человека — настолько важ­ное общественное дело, что общество включается в этот процесс с помощью школ, вузов, путем создания системы охраны здоро­вья и правозащиты.
Таковы основные подсистемы, или сферы общественной жизни, на основе которых возникает общественная структура.
Все сферы социальной жизни взаимосвязаны, поэтому их не­обходимо рассматривать только в единстве. Абсолютизация од­ной из сфер общественной жизни приводит к деформированию общества. В центре каждой из сфер, как и в обществе в целом, находится человек, объединяющий все сферы в единую общест­венную систему.
Развитие общества и функционирование его основных сфер происходят по определенным законам. Социальный закон — это всеобщие, объективные, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями в различных сферах жизни общества, определяющие его развитие. Социальные законы реализуются через сознательную деятельность людей, од­нако это не означает, что люди в процессе своей деятельности могут создавать или отменять их. Люди могут только изменять ус­ловия действия законов. Существование социального закона оп­ределяется теми объективными условиями, в которых живут лю­ди. Поскольку эти условия в процессе человеческой жизнедея­тельности изменяются, то изменяются и законы общественного развития: одни из них исчезают, другие проявляются в измененной форме.
Следовательно, социальным законам присущ истори­ческий характер, они действуют как тенденция, которая проявля­ется лишь при определенных обстоятельствах и в определенный период времени.
Изучение социальных законов предполагает и их классифи­кацию. Классификация законов общества осуществляется, как правило, по нескольким критериям.
По сфере действия: а) социологические законы — это законы, фиксирующие существенные связи и отношения общества как единого целого. Выделяют такие социологические законы: зако­ны структуры, законы функционирования, законы развития; б) законы отдельных сфер жизни общества — экономические, по­литические, социальные и т. д.
По временному признаку, а) общеисторические (общие зако­ны) — это те законы, которые распространяются на весь истори­ческий период и объединяют в единое целое все сферы жизни об­щества; б) специфические законы — законы общества, распро­страняющиеся на определенные этапы его развития.
По месту в общественной жизни: а) основные — законы, кото­рые играют решающую роль в общественной жизни; б) неоснов­ные — законы, имеющие второстепенное значение в обществен­ном развитии.
Итак, общество, являясь подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других природных систем – как биологических, так и социальных.
Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов, среди которых основными являются: субъекты общества (человек, люди и их объединения), взаимоотношения между людьми, социальные институты и деятельность.
К основным сферам, или областям общественной жизни относятся: экономическая, духовная, политическая и социальная. Все эти сферы общественной жизни взаимосвязаны, и их необходимо рассматривать в единстве.
Контрольные вопросы
1. Какие теоретические модели общества существуют в социальной философии и чем они отличаются?
2. Какие вы знаете методологические принципы познания общества?
3. Какова структура общества как социальной системы?
4. поясните содержание основных понятий, раскрывающих характер структуры общества: элемент, отношение, субъект, объект и др.
5. Охарактеризуйте основные закономерности развития современного общества.
6. Раскройте своеобразие основных сфер общественной жизни.
7. Что понимается под статикой общества и его динамикой?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.