В предыдущем разделе речь шла о природе, о взаимодействии природы и общества. Как уже отмечалось, природа является необходимым условием жизни общества, в том числе физического и духовного существования человека. Однако хорошо известно, что человек не может существовать не только вне природы, но и вне общества. Ведь, как заметил еще Аристотель, вне общества может жить только гений или сумасшедший. Поэтому естественно, что одно из важнейших мест среди философских проблем занимает проблема человеческого общества, или просто общества. Идея о том, что общество представляет собой систему, источник развития которой находится в ней самой, в настоящее время является общепризнанной и не требует особой аргументации. Поэтому мы рассмотрим следующие проблемы: в чем состоит специфика социальной системы по отношению к другим системам объективной реальности; какова структура социальной системы; каковы законы развития общества.
Итак, в чем же состоит отличие социальной системы от систем, действующих в природе? Эти отличия состоят в следующем:
1. общество, в отличие от природы, представляет собой систему не только материальных, но и духовных отношений, складывающихся между людьми в процессе их совместной деятельности;
2. центральным элементом любой социальной системы является человек, обладающий сознанием, поступающий в соответствии со своими желаниями и стремящийся к определенным целям, что придает развитию общества значительную степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости;
3. сам человек является сложной системой и существует как система в системе. Другие элементы общества также являются системными формами и образуют определенные автономные системы (государство, экономика, политика, право и т. д.);
4. развитие общества подчиняется как всеобщим законам, так и специфическим социальным законам, действующим только в социальной среде;
5. социальная система представляет собой согласованность элементов и в то же время их несогласованность, наличие гармоничных тенденций и конфликтного взаимодействия. Таким образом, общество — это живая, противоречивая, саморазвивающаяся система.
Итак, общество, являясь подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других, природных систем, как биологических, так и физических. Социальная система представляет собой сложнейшую из известных систем объективной реальности, которая охватывает совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм. Всякая социальная система как целостный организм характеризуется такими признаками, как самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие.
В социальной философии в зависимости от уровня сложности и организации выделяют, как правило, пять уровней социальных систем. Первый: фундаментальный уровень организации общества — человечество в целом, осознающее свои интересы как единая цивилизация; второй: государство или группа взаимосвязанных государств; третий: социальные институты, обеспечивающие функционирование общественных отношений; четвертый: классы, социальные группы (общности), слои, страты, а также другие виды объединений людей; пятый уровень: отдельная личность, которую также можно рассматривать как социальную систему.
Вторая проблема, выделенная нами, предполагает раскрытие структуры социальной системы. Что же представляет собой социальная структура общества? Социальная структура общества — это исторически сложившаяся форма организации общества, представляющая собой определенную форму устойчивых связей, отношений, возникших на их основе социальных групп и институтов, которые обеспечивают целостность общества, сохранность его свойств при воздействии на него различных внутренних и внешних факторов.
Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов. Основными среди них являются:
а. субъекты общества (человек, люди и их объединения);
б. взаимоотношения и связи между людьми;
в. социальные институты;
г. деятельность;
Характеризуя субъект общества — первый элемент его структуры, необходимо отметить, что каждый человек включен в определенное сообщество или социальную группу (или несколько групп). В процессе совместной жизнедеятельности людей в обществе формируется устойчивая структура социальных общностей, включающая в себя такие группы, как семья, род, племя, нации, классы, сословия, касты и т. д. Впрочем, в зависимости от цели исследования социальные группы и сообщества могут дифференцироваться и по другим признакам. Например, по социально-демографическим (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры); территориальным (жители города, жители села); по роду занятий (рабочие, служащие, учащиеся, творческая интеллигенция); отношению к собственности (предприниматели, наемные рабочие), а также по уровню доходов, уровню образованности и т. д.
Глубоко раскрыть сущность общества позволяет второй элемент его структуры — общественные отношения.
Общественные отношения — это определенная связь, зависимость между субъектами, составляющими общество. Отношения являются своего рода цементирующим материалом, который объединяет людей в общество, превращает в монолит его отдельные элементы. Чем разнообразнее социальные отношения, тем более высокоразвитым является общество.
В зависимости от сферы жизнедеятельности общества выделяются экономические, политические, идеологические, социальные, религиозные и другие отношения. В зависимости от субъектов, между которыми возникают отношения, выделяют семейные (семейно-бытовые), родовые, классовые, национальные, межгосударственные и иные отношения. Могут также рассматриваться отношения как между сферами жизнедеятельности общества, так и внутри этих сфер. Необходимо также учитывать взаимосвязи и взаимопроникновение общественных отношений и то, что их роль постоянно меняется.
Третий элемент структуры общества — социальные институты.
Социальный институт представляет собой исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни.
С помощью социальных институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение в обществе, обеспечивается устойчивость общества. Социальные институты в современной социальной философии рассматриваются как различные организации, учреждения, соответствующие социальной структуре общества; как совокупность социальных норм и правил, определяющих устойчивые формы социального поведения и действия; как системы поведения в соответствии с этими нормами.
В зависимости от сферы общественных отношений выделяют, как правило, следующие группы социальных институтов: 1) экономические (производство материальных благ, разделение труда, собственность и др.); 2) политические (государство, партии, полиция, армия); 3) правовые (законодательные и судебные органы, институты правоприменения, правового воспитания и др.); 4) культурные (научные, художественные объединения, создающие культурные ценности); 5) религиозные; 6) институты стратификации (распределение позиций и человеческих ресурсов); 7) институт родства, брака и семьи и др.
Деятельность составляет следующий элемент социальной структуры общества.
Проблема деятельности была предметом пристального внимания многих мыслителей и философов. Значительный вклад в исследование социальной деятельности внесли такие философы, как И. Кант, Г. В.Ф. Гегель, И.Г. Фихте, К. Маркс, М. Вебер, пришедшие к выводу, что социальная деятельность во всех ее разновидностях представляет собой общий знаменатель, к которому можно свести все многообразие форм общественной жизни. К этой мысли, в частности, пришел Макс Вебер, увидевший основу жизни общества в социальном действии, которое он определил как человеческое поведение, направленное на другого человека. Развивая его идеи, Толкотт Парсонс утверждал, что вся социальная практика по сути является совокупностью «взаимоотношений между исполняющими свои обязанности людьми». Примерно так же рассуждал и Карл Маркс. Он сделал вывод о том, что общество есть «продукт взаимодействия людей».
Основываясь на этой традиции, современные социальные философы видят в социальном действии субстанцию всего социального, исходный пункт всей системы общественных отношений, а также средство интеграции социальной системы и всех ее компонентов. Сегодня не требует доказательства идея, что именно посредством деятельности человек приобрел отличительные от природных социальные формы бытия.
В философской литературе деятельность как социально-философская категория употребляется для обозначения какого-либо проявления социальной активности, посредством которой создаются условия общественной жизни. В отличие от приспособительной деятельности животных, деятельность человека представляет собой единство материального и идеального. Социальная деятельность превращает внешнюю природу во «вторую природу», т. е. культуру. Таким образом, деятельность можно определить как человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное его преобразование в интересах людей.
Более подробно проблема социальной деятельности будет рассмотрена в теме «Человек как предмет философского анализа».
Как сложная саморегулирующаяся система общество имеет несколько подсистем, или сфер. К основным сферам общественной жизни относятся: экономическая (материальная), духовная, политическая (управленческая) и социальная (в узком смысле этого слова), или гуманитарная сфера, в которой осуществляется деятельность по обслуживанию населения. Рассмотрим особенности и функции каждой из этих сфер общественной жизни.
1. Экономическая (материальная) сфера — охватывает процессы материального производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также производительные силы и производственные отношения общества, научно-технический прогресс и технологическую революцию.
В системе социальной деятельности материальному производству принадлежит ведущая роль. Материальное производство направлено прежде всего на удовлетворение материальных потребностей людей: потребностей в пище, одежде, жилище и т. д. Удовлетворение материальных потребностей является основным условием удовлетворения всех других потребностей.
Признавая важную роль сферы материального производства в жизни общества, современная социальная философия все же считает, что ее нельзя абсолютизировать и сводить к ней все разнообразие человеческой деятельности. Тем более что в последние десятилетия XX в. в наиболее развитых странах мира наблюдалась тенденция относительного уменьшения доли материального производства за счет увеличения доли производства услуг.
2. Духовная сфера — это сфера деятельности, в которой осуществляется духовное производство, т. е. создаются не вещи и предметы, а идеи, образы, научные и художественные ценности с целью удовлетворения духовных потребностей человека. Эти ценности также материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей: в книгах, картинах, скульптурах и т. д. Но главное в этих предметах — не материальная, а духовная ценность, выраженные в них идеи, образы и чувства.
Духовное производство является обязательной составляющей производства вообще, с помощью него создаются условия для роста человеческой духовности, без которой невозможно существование человечества.
3. Политическая (управленческая) сфера — это сфера деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков. Ее специфическая задача — поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Такая деятельность направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер общественной жиз- ии. Без этого, как и без материального или духовного производства, она невозможна.
Структура управленческой деятельности включает в себя: управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение; управление вещами (функция законодательства о собственности, земле).
Управление осуществляется на различных уровнях: от государства до предприятия и семьи. Эта деятельность играет огромную роль в развитии общества, его судьбе, но ее часто поражают многочисленные «болезни»: злоупотребление методами принуждения или насилия, чрезмерное разрастание чиновничьего аппарата. Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность. Именно на этом уровне решаются судьбы миллионов людей. И именно поэтому цена допущенных ошибок в управленческой сфере может быть особенно велика.
4. Социальная (гуманитарная) сфера обеспечивает создание предпосылок для жизни, активности людей. Она включает в себя деятельность врачей, учителей, артистов, юристов, работников сферы обслуживания. Конечно, люди могут заниматься самолечением, самообразованием, могут сами себя развлекать. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активности, непосредственное обслуживание человека — настолько важное общественное дело, что общество включается в этот процесс с помощью школ, вузов, путем создания системы охраны здоровья и правозащиты.
Таковы основные подсистемы, или сферы общественной жизни, на основе которых возникает общественная структура.
Все сферы социальной жизни взаимосвязаны, поэтому их необходимо рассматривать только в единстве. Абсолютизация одной из сфер общественной жизни приводит к деформированию общества. В центре каждой из сфер, как и в обществе в целом, находится человек, объединяющий все сферы в единую общественную систему.
Развитие общества и функционирование его основных сфер происходят по определенным законам. Социальный закон — это всеобщие, объективные, необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между процессами и явлениями в различных сферах жизни общества, определяющие его развитие. Социальные законы реализуются через сознательную деятельность людей, однако это не означает, что люди в процессе своей деятельности могут создавать или отменять их. Люди могут только изменять условия действия законов. Существование социального закона определяется теми объективными условиями, в которых живут люди. Поскольку эти условия в процессе человеческой жизнедеятельности изменяются, то изменяются и законы общественного развития: одни из них исчезают, другие проявляются в измененной форме.
Следовательно, социальным законам присущ исторический характер, они действуют как тенденция, которая проявляется лишь при определенных обстоятельствах и в определенный период времени.
Изучение социальных законов предполагает и их классификацию. Классификация законов общества осуществляется, как правило, по нескольким критериям.
По сфере действия: а) социологические законы — это законы, фиксирующие существенные связи и отношения общества как единого целого. Выделяют такие социологические законы: законы структуры, законы функционирования, законы развития; б) законы отдельных сфер жизни общества — экономические, политические, социальные и т. д.
По временному признаку, а) общеисторические (общие законы) — это те законы, которые распространяются на весь исторический период и объединяют в единое целое все сферы жизни общества; б) специфические законы — законы общества, распространяющиеся на определенные этапы его развития.
По месту в общественной жизни: а) основные — законы, которые играют решающую роль в общественной жизни; б) неосновные — законы, имеющие второстепенное значение в общественном развитии.
Итак, общество, являясь подсистемой объективной реальности, существенно отличается от других природных систем – как биологических, так и социальных.
Структура общества включает в себя множество разнообразных элементов, среди которых основными являются: субъекты общества (человек, люди и их объединения), взаимоотношения между людьми, социальные институты и деятельность.
К основным сферам, или областям общественной жизни относятся: экономическая, духовная, политическая и социальная. Все эти сферы общественной жизни взаимосвязаны, и их необходимо рассматривать в единстве.
Контрольные вопросы
1. Какие теоретические модели общества существуют в социальной философии и чем они отличаются?
2. Какие вы знаете методологические принципы познания общества?
3. Какова структура общества как социальной системы?
4. поясните содержание основных понятий, раскрывающих характер структуры общества: элемент, отношение, субъект, объект и др.
5. Охарактеризуйте основные закономерности развития современного общества.
6. Раскройте своеобразие основных сфер общественной жизни.
7. Что понимается под статикой общества и его динамикой?