Контрольные органы, учрежденные Международными конвенциями
В рамках ООН существуют органы, созданные в соответствии с пактами и конвенциями.
Действующая в настоящее время система конвенциональных органов по правам человека, одной из главных функций которых является рассмотрение докладов государств, появилась сравнительно недавно. До их создания, согласно решению, принятому ЭКОСОС в 1965 г. по рекомендации Комиссии ООН по правам человека (резолюция 624 В (XXII)), члены ООН представляют Генеральному секретарю ООН ежегодные доклады относительно осуществления тех или иных прав.
Система представления докладов об экономических, социальных и культурных, а также гражданских и политических правах и свободах после вступления Пактов правах человека в силу была заменена новой процедурой, предусмотренной в ряде международных договоров.
В настоящее время функции контроля над соблюдением международных договоров выполняют несколько конвенционных органов:
- Комитет по правам человека. Создан в соответствии со ст. 28 Пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.
- Комитет по расовой дискриминации. Создан в 1970 г. в соответствии со ст. 8 ч. II Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965 г.
- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин4. Создан в 1982 г. в соответствии со ст. 17 - 22 ч. V Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 г.
- Комитет по экономическим, социальным и культурным правам1. Создан Экономическим и Социальным Советом ООН в 1985 г.
- Комитет по защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей. Создан в соответствии со ст. 72 Международной конвенции по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 г.
- Комитет против пыток3. Создан в 1988 г. в соответствии со ст. 17-24 ч. II Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 г.
- Комитет по правам ребенка. Создан в 1990 г. в соответствии со ст. 43-45 ч. II Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.
Эти комитеты вначале обсуждали доклады государств-участников только на основе представленной ими информации. Однако практика показала, что государства-участники международных соглашений по правам человека приукрашивают истинное положение дел и зачастую представляют необъективную информацию. Кроме того, десятки стран до сих пор не ратифицировали основополагающие соглашения по правам человека и поэтому не несут никаких обязательств по предоставлению докладов в конвенциональные органы. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно выражала озабоченность этим и на каждой сессии принимала резолюции, настоятельно призывающие государства ратифицировать Пакты о правах человека и другие основополагающие документы в этой области.
Поэтому члены различных комитетов постепенно начали приходить к выводу о необходимости (в целях объективности и полноты контроля) иметь право использовать любую информацию, а не только поступающую от государства.
В своих общих замечаниях Комитет по правам человека дает толкование отдельных статей Пактов и предлагает меры, которые должны предприниматься государствами для их выполнения. При этом он воздерживался от вынесения рекомендаций в адрес конкретных государств. Так, на одной из своих сессий Комитет дал толкование принципа равенства и запрещения дискриминации, права семьи на защиту обществом и государством и потребовал от государств-участников предпринять законодательные и иные меры для их осуществления. Лишь в последние годы Комитет стал выносить в адрес государств конкретные замечания.
В то же время следует отметить, что масштаб деятельности конвенционных органов постоянно расширяется, растет число обсуждаемых ими докладов, получаемой информации. Полномочия же их весьма ограничены. При этом многие конвенционные органы дублируют работу друг друга. Существует параллелизм в их работе.
Не случайно сегодня ряд ученых-правоведов высказывают предложения о разработке Хартии прав человека для XXI в., которая объединила бы все существующие международные договоры ООН в данной области, позволила бы создать единый орган по правам человека, работающий на постоянной основе (а не от сессии к сессии), наделила бы его полномочиями для принятия конкретных и обязательных для государств решений.
Идея европейской модели конституционного контроля принадлежит известному австрийскому юристу, участнику разработки Конституции Австрии 1920 г., а затем члену Конституционного суда этой страны Г. Кельзену. Он исходил из того, что раз конституция является основным законом страны, из содержания которого вытекают все другие законы, то для обеспечения наибольшей стабильности нужна особая система контроля. Законодательный орган теоретически может рассматриваться в качестве творца (создателя) права, а не в качестве органа по применению права, привязанного к конституции. В действительности же он таким творцом является лишь в ограниченной мере. Следовательно, сам парламент не может учитывать это обстоятельство, с тем чтобы обеспечить свое подчинение конституции. Именно органу, не зависимому от парламента и от другой государственной власти, т. е. судебному органу или Конституционному суду, должно быть поручено аннулирование неконституционных актов.
Таким образом, институт конституционного контроля, защищающий права человека, является неотъемлемым атрибутом демократического правового государства.
Среди разнообразных национальных механизмов и средств обеспечения прав и свобод человека наиболее распространенной является судебная защита. Ее принципы и формы осуществления предусмотрены в разных международно-правовых актах. Так, в п. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. говорится о том, что каждое государство-участник обязуется:
а) обеспечить любому лицу, права и свободы, которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
б) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможность судебной защиты.
В ст. 8 Всеобщей декларации прав человека специально указывается, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Судебная защита прав и свобод гражданина предусмотрена во многих конституциях мира. Положения о судебной власти как гаранте охраны прав и свобод содержаться в Билле о правах США. В XIV поправке к Конституции США говорится о законном судебном разбирательстве как гарантии защиты жизни, свободы и собственности граждан США, о равной для всех защите закона.
Юридической гарантией является охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ)
В России каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в ряде случаев, предусмотренных законом, предоставляется бесплатно.
Необходимость изменения взаимоотношений власти и человека является одной из наиболее сложных задач современной политической реформы в России. В этих условиях важно развитие новых, основанных именно на защите прав человека демократических институтов контроля над деятельностью должностных лиц. Таким институтом, показавшим свою высокую эффективность во многих странах, стал институт омбудсмана, в России - институт Уполномоченного по правам человека. Он строится на принципах открытости и доступности, политической нейтральности, профессионализма и справедливости.