Сущность диалектических категорий
Находящемуся в постоянном движении и развитии реальному миру соответствует столь же динамичная система понятий и категорий, отражающих события и процессы этого мира в нашем мышлении. Даже самая простая мысль о каком-либо предмете или явлении уже содержит в себе определенные понятия и категории, с помощью которых мы способны связывать окружающие нас события в стройную систему идей, взглядов и оценок. Если бы мы, воспринимая объекты, не подводили их под какие-то понятия и категории, то мы бы просто бессмысленно смотрели на внешний мир, не в силах понять его. Понятия и категории, существующие в нашем мышлении, выступают необходимой предпосылкой всякого познания.
Любая наука основана на определенном устойчивом понятийном аппарате, оперирует понятиями различной степени общности и значимости. Понятие есть абстрактная форма мышления, которая отражает свойства, связи и отношения предметов и явлений определенного класса по их специфическим признакам. Основу понятийного строя мышления составляют категории, являющиеся ядром любого понятийного аппарата; на них строится вся система понятий данной науки. Сама наука не разрабатывает системы универсальных категорий, применимых к познанию любой сферы реальности; выведение, формулировка и систематизация категорий - задача философии. Категории философии - это предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные и универсальные связи и отношения реальности, важнейшие ступени познания мира.
Философские категории воспроизводят качества, свойства, связи и отношения бытия в максимально общем виде, регулируя и направляя процесс нашего познания мира. Это такие категории, как «бытие», «материя», «пространство», «время», «число», «сущность», «мера», «сознание», «истина», «красота» и т. д. Категории диалектики являются составной частью системы общефилософских категорий, отражая не только саму реальность, но и процесс ее постоянного развития. Законы диалектики представляют собой взаимосвязанную систему определенных категорий и сами законы суть развернутые категории, такие, как категории «причинности», «системности», «отрицания», «противоречия» и т. п. Отражая объективную диалектику действительности, они выступают в качестве всеобщего метода ее познания. Среди системы диалектических категорий наиболее выделяются парные категории диалектики, выступающие в качестве различных сторон и ступеней познания реального мира, отражающие универсальные связи бытия. Парные категории диалектики характеризуют противоположные, «полярные» стороны всех существующих в мире предметов, явлений и процессов, и сами образуют целостную и гибкую систему всеобщих понятий, отражающих противоречивость и изменчивость бытия.
По мере развития человеческих знаний о мире результаты познания вызревали, обрабатывались и формировались в мышлении и языке познающего субъекта. Философский анализ и направлен, в первую очередь, на выявление и формулировку всеобщих категорий и универсальных схем познания, он осмысливает их, показывает их взаимосвязь и дает им наиболее четкое выражение. В результате этого образуется цельный категориальный аппарат, который придает мышлению огромную силу, делает возможным сознательное применение категорий для познания и преобразования действительности. В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о реальных связях бытия с соответствующими формами их выражения в нашем мышлении; они одновременно являются отражением объективных процессов мира и познавательными приемами, при помощи которых осмысливаются сами эти процессы.
Среди бесконечного многообразия связей реального мира диалектическое познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей, которые и выражало парами противоположных категорий.
«Единичное - общее», «часть - целое», «система - элемент», «содержание - форма» отражают устройство и организованность бытия. Причинные связи характеризует такая группа парных категорий диалектики, как «сущность - явление», «причина - следствие», «случайность - необходимость», «возможность - действительность». Все они объединяются в единую систему диалектических категорий, взаимосвязанных пар, которые постоянно переходят друг в друга, содержат в себе промежуточные ступени и состояния.