Конспект лекций по предмету "Криминалистика"


Особенности тактики следственных действий на первоначальном этапе расследования преступлений, связан

Особенности тактики следственных действий на первоначальном этапе расследования преступлений, связанных с поджогами и пожарами
Осмотр места пожара является не только неотложным, но незаменимым следственным действием, ибо возможность непосредственного обозрения и восприятия обстановки, ее многих существенных для исследования деталей не могут быть впоследствии компенсированы даже самыми подробными показаниями свидетелей и иными материалами дела. Практика показывает, что от качественного и своевременного осмотра места пожара во многом зависит успех всего расследования. Многие дела о пожарах прекращаются или приостанавливаются лишь потому, что осмотр производится некачественно, не выявлены вещественные доказательства. Осмотр места пожара имеет свои особенности, которые требуют от следователя специальной подготовки, высокой квалификации, объективности и тщательности в работе. Осмотр места пожара состоит из решения ряда задач: 1. Установление конструктивно-планировочных особенностей объекта, строительных и конструктивных особенностей здания (сооружения), имеющие отношение к особенностям развития, тушения и последствиям пожара: а) число и планировка этажей, поэтажная высота здания, размеры (в плане) помещений, этажей, схема опор; б) материал и конструкция наружных и внутренних капитальных стен, колонн, опор, перегородок, междуэтажных и чердачных перекрытий, внутренних лестниц, ферм, стропил, прогонов, обрешетки покрытия, кровли, противопожарных стен, дверей и т. п.; в) наличие и состояние шахт, проемов, других отверстий, связывающих этажи и помещения; д) расстояние до соседних зданий (сооружений, установок), степень их огнестойкости, материал стен и кровли; е) другие данные строительно-конструктивного характера, имеющие отношение к причине пожара, распространению огня и дыма, спасению людей, проведению работ по тушению пожара. 2. Выявление наличия и состояния осветительных и силовых электросетей: а) наличие, особенности монтажа, трассировки электросетей; б) особенности монтажа, уровень защиты, техническое состояние и характеристики электрооборудования; в) особенности монтажа, уровень защиты, техническое состояние и характеристики аппаратов защиты; г) схема электросетей с указанием потребителей электроэнергии, марки и сечения жилы, протяженности кабеля для каждого участка между точками коммутации; д) наличие и состояние других установок и оборудования, которые могли оказать влияние на режим протекания электрического тока по электросети. 3. Выявление наличия и состояния продуктопроводов, транспортирующих пожаровзрывоопасные вещества (газы, нефтепродукты и т. п.): а) наличие, особенности монтажа, трассировки продуктопроводов; б) особенности монтажа, технические характеристики и состояние насосного и запорного оборудования; в) состояние изоляции и катодной защиты продуктопроводов; г) схема продуктопроводов; д) состояние резервуарного хозяйства. 4. Определение состояния вентиляции, отопления, пневмотранспорта аварийного дымоудаления и т. п.: а) наличие, особенности монтажа, трассировки коммуникаций; б.) пространственная схема коммуникации с указанием материала, площади и формы сечения коммуникаций на каждом участке, производительности и напора побудителя (вентилятора); в) характеристики транспортируемой среды на различных участках коммуникаций; г) особенности монтажа, техническое состояние электрических цепей управления приводом побудителей. 5. Определение состояния противопожарного водоснабжения, автоматических средств обнаружения, извещения и тушения пожара, средств связи и охранной сигнализации, молниезащиты и др. а) наличие и техническое состояние элементов специальных систем (пожарных кранов, рукавов, стволов, извещателей); б) схема трассировки коммуникаций автоматических систем и цепей управления. 6. Получение данных о поведении строительных конструкций и материалов в условиях пожара. а) наличие и характер обрушений, деформаций строительных конструкций, растрескиваний, отслоений штукатурки, защитного слоя бетона; б) схема ограждающих конструкций и опор (развертка или фронтальный вид), с указанием габаритных размеров, конфигурации зон повреждений конструкций; в) габаритные размеры и конфигурация зон выгорания, деформаций, глубина переугливания, степень окопчения, изменения цвета, наличие окалины и цветов побежалости, и т. п. 7. Обнаружение и фиксация признаков очага пожара, направленность развития горения. 8. Обнаружение, фиксация, изъятие и обеспечение сохранности предметов, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу. 9. Получение данных, отражающих обстановку, в которой был обнаружен пожар, его развитие и тушение. а) установление лиц, обнаруживших пожар (по каким признакам, с какого конкретного места, хронометраж поступков свидетелей до сообщения о пожаре); б) установление лиц (и их конкретных действий) по тушению пожара, эвакуации материальных ценностей до прибытия пожарных; в) состояние запорных устройств, остекления, дверей, стен, перекрытия, пола, различных коммуникаций, на момент обнаружения пожара, прибытия пожарных, окончания тушения пожара, начала осмотра места происшествия; г) пожарно-тактические особенности тушения пожара.
Допрос потерпевших, свидетелей производится с соблюдением требований УПК РФ. В качестве свидетеля может быть любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства по делу. Не могут быть свидетелями лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны дать правильные показания. Для разрешения сомнений в способности лица, обладающего психическими или физическими недостатками, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания обязательно назначение экспертизы. В качестве свидетелей могут быть допрошены работники органов внутренних дел и иные лица.
Закон не устанавливает минимального возраста, с которого возможен допрос в качестве свидетеля, поэтому возможен допрос и малолетних детей. Несовершеннолетние дети, в возрасте до 14 лет, допрашиваются с соблюдением требований УПК РФ, при этом должны присутствовать педагог, воспитатель или врач, а в случае необходимости вызываются законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники.
По вызову следователя, либо лица, производящего дознание, обязан явиться и дать показания каждый, кому такой вызов направлен, вне зависимости от его служебного и общественного положения.
В практике расследования пожаров прежде всего допрашиваются потерпевшие, лица, сообщившие о пожаре, пожарные работники, принимавшие участие в тушении пожара, его очевидцы, представители администрации и другие лица, которые хорошо знали объект пожара.
Допрашиваются также лица, ответственные за противопожарное состояние объекта.
Опросом очевидцев, а также последующими допросами их необходимо выяснить: в каком месте появился огонь или дым и где было наиболее сильное горение. Установление этого обстоятельства имеет важное значение для определения места и количества очагов пожара, их взаиморасположения; в каких местах горевшего здания и какого цвета были дым и пламя, силу и направление ветра во время пожара. Ощущали ли присутствующие какие-либо специфические запахи. Не было ли во время пожара взрывов или вспышек. Принимались ли меры к тушению пожара, какие и кем именно; каким путем можно было проникнуть к месту появления огня, не был ли кто замечен на этом пути перед началом пожара; какие были внесены изменения в обстановку места пожара к моменту прибытия лица, ведущего расследование; если внесены, то кем; не был ли замечен кто-либо из посторонних на месте пожара во время его обнаружения и каково было его поведение; поведение собаки (слышен ли был лай собаки).
Очевидцами по делу о пожарах считаются те свидетели, которые наблюдали возникновение пожара или оказались на месте пожара после его возникновения. Поэтому, необходимо выяснить при допросе очевидцев, когда и в какие часы они увидели или узнали о пожаре, близко или далеко от места пожара были в это время, что сначала заметили: дым или пламя.
Установление цвета и запаха дыма может помочь выяснению вещества, которое горело.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.