Производство экспертиз
Судебная автотехническая экспертиза является одним из видов инженерно-транспортных экспертиз, разделяясь при этом сама на несколько видов. Наиболее распространенными вопросами, разрешаемых судебной автотехнической экспертизой, являются:
1. С какой скоростью двигался автомобиль в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в исходных данных длины следа торможения на юз?
2. Какой остановочный путь имеет автомобиль в условиях места происшествия?
3. Какова продолжительность движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
4. На каком расстоянии от места наезда находился автомобиль в момент начала реакции водителя с последующим применением торможения?
5. На каком расстоянии «т места наезда находился автомобиль в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
6. На каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент, когда автомобиль находился от места наезда на расстоянии, равном остановочному пути?
7. На каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент начала реакции водителя с последующим применением торможения?
8. Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода, указанном в исходных данных?
9. Как в данной ситуации должен был действовать водитель в соответствии с Правилами дорожного движения?
10. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие в момент возникновения препятствия или опасности для движения?
11. Соответствовали ли действия водителя техническим требованиям Правил дорожного движения?
12. Каково техническое состояние тормозной системы (рулевого управления, ходовой части и т.д.) транспортного средства?
13. Если тормозная система (рулевое управление, ходовая часть и т. д.) транспортного средства неисправна, то в чем заключается неисправность, по какой причине и когда она возникла, мог ли водитель обнаружить данную неисправность до происшествия и по каким признакам?
14. Имеется ли причинная связь между обнаруженной неисправностью транспортного средства и происшествием?
15. Когда (задолго до происшествия, непосредственно перед происшествием, в процессе происшествия, после происшествия) и по какой причине произошло разрушение данной детали (узла)?
16. Допустима ли Правилами дорожного движения эксплуатация транспортного средства с данной неисправностью?
17. В каком положении относительно границ проезжей части находилось транспортное средство в момент столкновения (или в любой другой момент времени)?
18. Какими частями столкнулись транспортные средства, каково было их положение в момент столкновения?
19. Стояло или двигалось транспортное средство в момент столкновения?
20. Горела ли лампочка фары транспортного средства во время столкновения (наезда)? Если лампочка горела, то какой свет был включен - ближний или дальний?
21. Кто из находящихся в транспортном средстве лиц сидел на месте водителя во время ДТП?
Судебно-медицинская экспертиза. Наиболее частым предметом судебно-медицинской экспертизы при расследовании автомобильных происшествий являются живые лица, получившие травму, трупы погибших; реже - вещественные доказательства, обнаруженные на пострадавшем, автомобиле и месте происшествия.
В каждом случае автомобильной травмы судебно-медицинский эксперт независимо от того, известны ли ему обстоятельства происшествия и представлены ли ему материалы дела, на основании объективных данных, полученных при исследовании трупа или освидетельствования потерпевшего, имеет возможность и обязан решить следующие вопросы общего плана: характер и локализация выявленных следов и повреждений на одежде и теле и их давность; прижизненно или посмертно образовались повреждения; механизм образования повреждений (от удара, сотрясения, давления, трения); одновременно или в разное время возникли повреждения; место первичного или повторного приложения силы и направление ее действия; мог ли пострадавший с имеющимися повреждениями передвигаться; причина смерти; степень причиненного здоровью вреда; нет ли морфологических изменений внутренних органов, указывающих на наличие у пострадавшего заболеваний; наличие и степень алкогольного опьянения.
После ответов на вопросы общего плана эксперту необходимо решить вопросы, относящиеся непосредственно к установлению автомобильной травмы и ее видов:
- какой вид автомобильной травмы имел место (травма от столкновения автомобиля с человеком, от переезда колесом, от выпадения, травма в кабине автомобиля, травма от придавливания между частями автомобиля и другими предметами);
-механизм образования повреждений при конкретном виде автомобильной травмы, фазы травмы и последовательность их наступления;
- какими частями автомобиля оставлены следы и повреждения;
- положение пострадавшего в момент травмы и взаимное положение тела человека и частей автомобиля;
- направление удара, переезда, придавливания и др.
В случае, если труп обнаружен на улице или дороге, а свидетели происшествия не были установлены, на разрешение эксперту нужно поставить специальный вопрос, не имеется ли на его одежде и теле признаков насильственной смерти от других причин, кроме наезда автомобиля.
Расследуя ДТП, необходимо помнить о сложности всякого дорожно-транспортного происшествия. Несмотря на кажущуюся простоту (столкновение, опрокидывание, наезд и т.д.), каждое ДТП является сугубо индивидуальным автопроисшествием как по характеру, так и по совокупности фактических обстоятельств комплексу причин, вызвавших его, а также - непосредственной причинной связи между действием (бездействием) и наступившим отрицательным последствием, примером этого может быть причинение тяжкого вреда здоровью нескольким лицам, совершенное при следующих обстоятельствах.