Конспект лекций по предмету "Криминалистика"


Производство экспертиз

Производство экспертиз
Судебная автотехническая экспертиза является одним из видов инженерно-транспортных экспертиз, разделяясь при этом сама на несколько видов. Наиболее распространенными вопросами, разрешаемых судебной автотехнической экспертизой, являются:
1. С какой скоростью двигался автомобиль в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в исходных данных длины следа торможения на юз?
2. Какой остановочный путь имеет автомобиль в условиях места происшествия?
3. Какова продолжительность движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
4. На каком расстоянии от места наезда находился автомобиль в момент начала реакции водителя с последующим применением торможения?
5. На каком расстоянии «т места наезда находился автомобиль в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных?
6. На каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент, когда автомобиль находился от места наезда на расстоянии, равном остановочному пути?
7. На каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент начала реакции водителя с последующим применением торможения?
8. Располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода, указанном в исходных данных?
9. Как в данной ситуации должен был действовать водитель в соответствии с Правилами дорожного движения?
10. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие в момент возникновения препятствия или опасности для движения?
11. Соответствовали ли действия водителя техническим требованиям Правил дорожного движения?
12. Каково техническое состояние тормозной системы (рулевого управления, ходовой части и т.д.) транспортного средства?
13. Если тормозная система (рулевое управление, ходовая часть и т. д.) транспортного средства неисправна, то в чем заключается неисправность, по какой причине и когда она возникла, мог ли водитель обнаружить данную неисправность до происшествия и по каким признакам?
14. Имеется ли причинная связь между обнаруженной неисправностью транспортного средства и происшествием?
15. Когда (задолго до происшествия, непосредственно перед происшествием, в процессе происшествия, после происшествия) и по какой причине произошло разрушение данной детали (узла)?
16. Допустима ли Правилами дорожного движения эксплуатация транспортного средства с данной неисправностью?
17. В каком положении относительно границ проезжей части находилось транспортное средство в момент столкновения (или в любой другой момент времени)?
18. Какими частями столкнулись транспортные средства, каково было их положение в момент столкновения?
19. Стояло или двигалось транспортное средство в момент столкновения?
20. Горела ли лампочка фары транспортного средства во время столкновения (наезда)? Если лампочка горела, то какой свет был включен - ближний или дальний?
21. Кто из находящихся в транспортном средстве лиц сидел на месте водителя во время ДТП?
Судебно-медицинская экспертиза. Наиболее частым предметом судебно-медицинской экспертизы при расследовании автомобильных происшествий являются живые лица, получившие травму, трупы погибших; реже - вещественные доказательства, обнаруженные на пострадавшем, автомобиле и месте происшествия.
В каждом случае автомобильной травмы судебно-медицинский эксперт независимо от того, известны ли ему обстоятельства происшествия и представлены ли ему материалы дела, на основании объективных данных, полученных при исследовании трупа или освидетельствования потерпевшего, имеет возможность и обязан решить следующие вопросы общего плана: характер и локализация выявленных следов и повреждений на одежде и теле и их давность; прижизненно или посмертно образовались повреждения; механизм образования повреждений (от удара, сотрясения, давления, трения); одновременно или в разное время возникли повреждения; место первичного или повторного приложения силы и направление ее действия; мог ли пострадавший с имеющимися повреждениями передвигаться; причина смерти; степень причиненного здоровью вреда; нет ли морфологических изменений внутренних органов, указывающих на наличие у пострадавшего заболеваний; наличие и степень алкогольного опьянения.
После ответов на вопросы общего плана эксперту необходимо решить вопросы, относящиеся непосредственно к установлению автомобильной травмы и ее видов:
- какой вид автомобильной травмы имел место (травма от столкновения автомобиля с человеком, от переезда колесом, от выпадения, травма в кабине автомобиля, травма от придавливания между частями автомобиля и другими предметами);
-механизм образования повреждений при конкретном виде автомобильной травмы, фазы травмы и последовательность их наступления;
- какими частями автомобиля оставлены следы и повреждения;
- положение пострадавшего в момент травмы и взаимное положение тела человека и частей автомобиля;
- направление удара, переезда, придавливания и др.
В случае, если труп обнаружен на улице или дороге, а свидетели происшествия не были установлены, на разрешение эксперту нужно поставить специальный вопрос, не имеется ли на его одежде и теле признаков насильственной смерти от других причин, кроме наезда автомобиля.
Расследуя ДТП, необходимо помнить о сложности всякого дорожно-транспортного происшествия. Несмотря на кажущуюся простоту (столкновение, опрокидывание, наезд и т.д.), каждое ДТП является сугубо индивидуальным автопроисшествием как по характеру, так и по совокупности фактических обстоятельств комплексу причин, вызвавших его, а также - непосредственной причинной связи между действием (бездействием) и наступившим отрицательным последствием, примером этого может быть причинение тяжкого вреда здоровью нескольким лицам, совершенное при следующих обстоятельствах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.