Конспект лекций по предмету "Культурология"


Культура Древней Греции

Культура Древней Греции.
Именно греки открывают те недостающие элементы, без которых был невозможен феномен цивилизации. Именно греки изобрели математику, науку, философию. Феномен дедуктивного умозаключения из общих посылок был открыт греками. Греки на место летописи поставили историю, что было не менее важным, чем открытие науки и философии.
Как у всех древних народов, в религии греков были местные общинные культы, боги-покровители. Но в изображении последних были своеобразные тенденции, что явилось результатом культурного, политического и экономического объединения греческих полисов (городов-государств). В греческом мире индивид идеально вписывался в полис, а полисная структура - в космос. Соответственно в греческой модели мира космос, несмотря на свою величественность, был понятен и доступен. Боги в такой модели были хоть и высшими существами, но вполне доступными для общения. Более того, боги даже обладали понятными для человека слабостями. Если восточный человек перед своими богами склонялся и трепетал, то эллин в этом вопросе проявлял любознательность, был дерзок и своеволен. По мере развития греческой цивилизации боги все более облагораживались. Древние греки божественность, сверхчеловечность понимали в смысле красоты, абсолютной гармонии, преодолении природных изъянов. Граждане, подражая природе и богам, видели перспективы в усовершенствовании своих человеческих возможностей и качеств. На этой почве сложилось убеждение, что быть гражданином - значит быть прекрасным. В мировоззрении греков изначально нераздельно слиты наука и искусство. Одушевленно-разумный Космос воспринимался как нечто эстетически возвышенное. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о людях, которые бессмертны и вечно молоды.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между мифом и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
1. Мифология - есть первая форма целостного теоретического знания, в которой соединяются гносеологическое эстетическое, коллективное и индивидуальное; это своеобразная предфилософия древности.
2. Миф - материально-вещественное, чувственно-теоретическое бытие. Миф - это реальность, но иного уровня, чем объективная реальность бытия.
3. Миф - это символический, поэтический, но вместе с тем и фаталический рисунок жизни, в котором самое невероятная бытийная фантастика соединяется с абсолютным бытовым реализмом.
4. Миф - это больше чем первоначальная форма знаний, это вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. Это начальный тип мировоззрения, который можно назвать предмировоззрением.
Исследуя древнегреческие мифы, русский критик XIX в. В.Г.Белинский писал: «Мифология была выражением жизни древних, и их боги были не аллегориями, не риторическими фигурами, а живыми понятиями в живых образах» (Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, Т. 7, с. 108) Мифология для греков была содержанием и формой их мировосприятия. Поэтому древнегреческий миф - это не бесплодная фантазия, а в основе своей - реальная истина, дополненная воображением и призванная руководить жизнедеятельностью коллектива. Вспомним миф о яблоке раздора. Не могут поделить яблоко из сада Гесперид, на котором написано: прекраснейшей, три богини - Афина. Гера и Афродита. Не само яблоко интересует их, хоть оно и золотое, но начертанное на нем слово. Каждая из богинь считает себя прекраснейшей и не желает уступать свой титул своим соперницам; неодолимое желание быть первой толкает их на подкуп, лесть и угрозы. Судьей в споре должен стать троянский герой Парис. От его решения зависит настроение богинь, а значит и судьба целых народов.
Остановил Париса Гермес и ласково заговорил с ним, протягивая яблоко: «Возьми это яблоко и отдай его самой прекрасной. Зевс повелел тебе быть судьей в споре богинь.»
Смутился Парис, смотрит на богинь и не может решить которая из них прекрасней. Тогда богини стали обещать, соблазняя его, великие награды. Гера обещала ему власть над всей Азией. Афина - военную славу и победу. Афродита же обещала ему прекраснейшую из смертных женщин - Елену, дочь Зевса и Леды. Недолго думал Парис, услышав обещание Афродиты. Он отдал Яблоко ей. Таким образом, прекраснейшей из богинь была признана Афродита. А Гера и Афина возненавидели Париса, Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ. Эту беспощадную и разрушительную войну олицетворяет фракийский бог война Арес - злобный и кровожадный. Даже сам Зевс гневается на него. Войну решительно отвергает и греческий мудрец Нестор. Люди на войне открыто объявляются у Гомера на войне простыми пешками в руках богов, их действия слепы, а их последствия непредсказуемы. Война превращается в слепую игру стихийных сил, а героизм часто оборачивается глупостью и безрассудством. Так было, так и будет. Идут века угрюмой чередою, но страсти, владеющие умами и душами людей и правителей, остаются прежними.
В преамбуле Устава ЮНЕСКО говорится, что война начинается в умах людей. Это, по существу, верно, и в конце концов необходимо внести соответствующие изменения в наши умы и устранить страхи и опасения, ненависть и подозрения (Джавахарлал Неру). Но если бы так легко было внести изменения в умы, как переписать уставы и конституции?!
Героические, теогонические, космогонические и этиологические мифы объясняли причины событий, определяли образ жизни и поведения людей. Главный принцип решения вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода, и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера - наиболее полном собрании древнегреческих мифов процесс творения мира представляется следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный тёмный хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из хаоса произошла Богиня Земли - Гея. Из хаоса, источника жизни, поднялась и мощная, все оживляющая любовь - Эрос.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущем и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реально, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифологическая трактовка мира способствовала зарождению натурфилософской традиции, согласно которой источник развития мира в самом мире. Поэтому подлинно божественным и абсолютно совершенным является сам бесконечный Космос, который причина и основа самого себя. Отхождение от мифологии к философии меняло и характер трактовки мира. От мифологического обожествления различных стихий и сил природы, античный натурфилософ переходит к обожествлению Мира как целого. Древнегреческой философии присущи такие черты как онтологизм, космологизм, объективизм, рационализм, эстетизм. Истинным отечеством философии как независимой области знания, особым типом мировоззрения и специфической формой осмысления всей Природы (Вселенной) в целом явилась античная Греция.
Если идея бога-творца была чужда мифологии и философии древних греков, то образы героев занимали особое место в их творчестве. Об уровне художественного творчества свидетельствуют эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» - выдающиеся памятники мировой литературы. Высокое литературное искусство, выдвинувшее на первый план человека и его роль в своей судьбе, несмотря на предопределение богов, является драгоценным вкладом античной Греции в сокровищницу мировой культуры. Прозаические жанры античной литературы далеко не совпадают с нашими представлениями. Жанры, которые мы в настоящее время рассматриваем как чисто научные, в древности культивировались по преимуществу с художественными целями. Сюда относятся история, философия и ораторское искусство. В.Г. Белинский справедливо заметил: «У греков была даже художественная история, где с критическим анализом событий соединялось и художественное изложение». (Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т.6., с.96.).
Одним из замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен родилась трагедия, а из озорных - комедия. Древнегреческая драматургия открыла миру выдающихся классиков: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана и др. Древнегреческая культура отличилась и своими архитектурными сооружениями (храмами, театрами, общественными зданиями). Самые знаменитые образцы греческой архитектуры, сохранившиеся до нашего времени в афинском акрополе, - храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Их отличительной особенностью является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.
Особой всемирной славой пользуется скульптура Древней Греции. Известны имена таких скульпторов, как Мирон, Поликлет, Фидий, Лисипп. Они изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное волнений и сомнений, выражают то совершенство, которого человек, если еще не достиг, но достичь может и должен.
Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, идеал, выступающий целью культурного процесса. Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западно-европейского мира культуры. Образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований. В этом и состояла цель культуры: развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, что позволило бы ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Античный человек не теряет своего единства с природой, и чувство сопричастности ей перерастает в «любование космосом», а прямое соприкосновение с ней - в умозрение.
Выдающийся вклад в развитие математических наук и техники внесли Евклид и Архимед (элементарная геометрия, понятие бесконечно большого числа, гидравлический закон, основы теоретической механики, винтовой насос, конструкции боевых метательных машин, оборонительных орудий и т.д.); в развитие астрономии - Аристарх (доказательства вращения Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца); Гипарх (установка точной длины солнечного года и вычисление расстояния от Земли до Луны и Солнца и др.), в развитии медицины - Герофил и Эрасистрат (открытие нервной системы, описательная анатомия человека и др.). Все не перечислить.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.