Конспект лекций по предмету "Предпринимательское право"


Понятие, структура и виды предпринимательских правоотношений

Понятие, структура и виды предпринимательских правоотношений
Предпринимательские правоотношения представляют собой общественные отношения по осуществлению предпринимательской деятельности, связанные с ними отношения некоммерческого характера и отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности, урегулированные нормами предпринимательского права.
Предпринимательское правоотношение - это урегулированное нормами предпринимательского права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей.
Предпринимательское правоотношение - это индивидуализированное отношение, т.е. отношения между лицами, связанными между собой правами и обязанностями.
Предпринимательскому правоотношению как одному из видов правоотношений присущи общие признаки, характерные для всех правоотношений: возникновение, изменение или прекращение только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них; связанность субъектов правоотношений взаимными правами и обязанностями; волевой характер; охрана со стороны государства; индивидуализированность субъектов, строгая определенность их взаимного поведения, персонификация прав и обязанностей1.
Структура предпринимательского правоотношения включает следующие элементы:
- субъекты правоотношения;
- объекты правоотношения;
- содержание правоотношения.
Субъекты (стороны) правоотношения - это участники правового отношения (субъекты права), являющиеся носителями взаимных прав и обязанностей.
Объектом правоотношения является то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов. Объектом правоотношения в юридической науке и практике называют предмет деятельности участников правоотношений.
Предметом деятельности субъектов (участников) предпринимательских правоотношений могут быть существующие материальные реальные блага либо процесс их создания. В рамках предприни-кьскйх правоотношений процесс создания материальных и духовных 6лаг именуется либо производством работ, либо оказанием услуг. Идеальные блага выражаются (опредмечиваются, олицетворяются в образе продуктов (результатов) творческой деятельности в виде личных неимущественных благ.
Так, в литературе традиционно выделяются следующие объекты предпринимательских правоотношений:
- вещи (имущество), в том числе деньги и ценные бумаги;
- действия обязанных субъектов;
- собственная деятельность субъекта права;
- неимущественные блага, используемые в предпринимательской деятельности (например, коммерческая тайна, фирменное наименование, товарный знак и пр.).
Содержание предпринимательского правоотношения включает в себя две категории: понятие субъективного права и понятие юридической обязанности.
Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не только через их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит из трех компонентов:
- в сфере правосознания, в том числе профессионального правосознания юристов, должны иметься определенные представления относительно сущности и характера того или иного элемента правовой системы;
- эти представления должны найти закрепление в соответствующих положениях действующего законодательства;
- законодательно закрепленные принципы права должны реализовываться посредством правоприменения в конкретной сфере общественных отношений. Следовательно, принципы предпринимательского права имеют важное значение в процессе правоприменения, с их помощью осуществляется толкование всех норм предпринимательского законодательства, познается действительный смысл этих норм, что позволяет правильно их применять.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.