Понятие, структура и виды предпринимательских правоотношений
Предпринимательские правоотношения представляют собой общественные отношения по осуществлению предпринимательской деятельности, связанные с ними отношения некоммерческого характера и отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности, урегулированные нормами предпринимательского права.
Предпринимательское правоотношение - это урегулированное нормами предпринимательского права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей.
Предпринимательское правоотношение - это индивидуализированное отношение, т.е. отношения между лицами, связанными между собой правами и обязанностями.
Предпринимательскому правоотношению как одному из видов правоотношений присущи общие признаки, характерные для всех правоотношений: возникновение, изменение или прекращение только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них; связанность субъектов правоотношений взаимными правами и обязанностями; волевой характер; охрана со стороны государства; индивидуализированность субъектов, строгая определенность их взаимного поведения, персонификация прав и обязанностей1.
Структура предпринимательского правоотношения включает следующие элементы:
- субъекты правоотношения;
- объекты правоотношения;
- содержание правоотношения.
Субъекты (стороны) правоотношения - это участники правового отношения (субъекты права), являющиеся носителями взаимных прав и обязанностей.
Объектом правоотношения является то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов. Объектом правоотношения в юридической науке и практике называют предмет деятельности участников правоотношений.
Предметом деятельности субъектов (участников) предпринимательских правоотношений могут быть существующие материальные реальные блага либо процесс их создания. В рамках предприни-кьскйх правоотношений процесс создания материальных и духовных 6лаг именуется либо производством работ, либо оказанием услуг. Идеальные блага выражаются (опредмечиваются, олицетворяются в образе продуктов (результатов) творческой деятельности в виде личных неимущественных благ.
Так, в литературе традиционно выделяются следующие объекты предпринимательских правоотношений:
- вещи (имущество), в том числе деньги и ценные бумаги;
- действия обязанных субъектов;
- собственная деятельность субъекта права;
- неимущественные блага, используемые в предпринимательской деятельности (например, коммерческая тайна, фирменное наименование, товарный знак и пр.).
Содержание предпринимательского правоотношения включает в себя две категории: понятие субъективного права и понятие юридической обязанности.
Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не только через их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит из трех компонентов:
- в сфере правосознания, в том числе профессионального правосознания юристов, должны иметься определенные представления относительно сущности и характера того или иного элемента правовой системы;
- эти представления должны найти закрепление в соответствующих положениях действующего законодательства;
- законодательно закрепленные принципы права должны реализовываться посредством правоприменения в конкретной сфере общественных отношений. Следовательно, принципы предпринимательского права имеют важное значение в процессе правоприменения, с их помощью осуществляется толкование всех норм предпринимательского законодательства, познается действительный смысл этих норм, что позволяет правильно их применять.