Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона
Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре средства реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. На выявленные нарушения законов прокурор должен реагировать посредством актов прокурорского реагирования. Они имеют процессуальный характер, составляются в определенной законом форме.
Акты прокурорского реагирования необходимы прокурору:
- для устранения нарушений закона;
- опротестования противоречащих закону правовых актов;
- принятия мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении;
- предупреждения нарушений закона.
Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона закреплены в Законе о прокуратуре: протест, представление, постановление, предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Протест прокурора - это одно из основных правовых средств реагирования прокурора на выявленные нарушения закона, который приносится на правовой акт в случае его противоречия закону.
Принесение протеста прокурором нужно рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Протест приносится во всех случаях выявления актов, противоречащих закону. Большое значение имеет оформление протеста. Обязательные реквизиты протеста включают:
- точное название органа, в который приносится протест;
- конкретное название закона, которому противоречит опротестованный акт;
- обстоятельства, указывающие на его незаконность;
- четкое изложение требований прокурора;
- подпись лица, принесшего протест с указанием должности и классного чина.
Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания .
В случае несоответствия постановлений Правительства PФ, Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.
Представление прокурора - это акт прокурорского реагирования, направленный на устранение нарушений закона и их причин. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки.
Основанием для его внесения являются установленные факты нарушения закона. Представления должны быть обоснованными, стилистически грамотно оформленными и безупречны ми в правовом отношении.
Учитывая характер нарушения закона должностным лицом, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Вид постановления определяется характером нарушения закона: о возбуждении уголовного дела или о возбуждении производства об административном правонарушении.
В постановлении о возбуждении уголовного дела должны быть указаны:
- источники информации, которые послужили поводом для возбуждения уголовного дела;
- материалы, указывающие на признаки преступления;
- статья уголовного закона, в соответствии с которой возбуждается уголовное дело. В постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении должны быть указаны также:
- данные, которые подтверждают факт административного правонарушения;
- статья административного закона, устанавливающего ответственность за данное правонарушение;
- виновность конкретного лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
- размер имущественного ущерба;
- иные обстоятельства, имеющие значение.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.