Конспект лекций по предмету "Педагогика"


Классификация методов обучения

Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множест­венную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям.
1)По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И.­Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); нагляд­ные (показ, демонстрация и пр.); практические ( лабораторные рабо­ты, сочинения и пр.).
2)По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - сис­тема методов обучения Лернера И.Я. - Скаткина М.Н.: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследо­вательский метод.
3)По основным компонентам деятельности учителя - система ме­тодов Ю.К.Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятель­ности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проб­лемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и рабо­ты под руководством преподавателя ); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение обще­ственной и личностной значимости учения, предъявление педагоги­ческих требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машин­ный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
4)По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И.Махмутова: включает систему мето­дов проблемно-развивающего обучения (монологический, показатель­ный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмиче­ский и программированный).
Различные точки зрения на проблему классификации методов от­ражают естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Но все более четко обозначается целостный подход к харак­те­ристики их сущности. Какой же классификации методов придержи­ваться учителю? Той, какая более понятна ему и удобна в его работе. Из современных классификаций методов рассмотрим методы проб­лемно-развивающего обучения, разработанные М.И.Махмутовым. По нашему мнению эта система методов представляет модифицированную на более высоком уровне систему методов Лернера-Скаткина. С сис­темой же методов обучения Ю.К.Бабанского ввиду популярности его работ читатель может ознакомиться и без нашего участия.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.