В чем же заключаются действия учащегося, порождаемые этими силами? Иначе говоря, из каких операций складывается та специфическая деятельность индивида, которую называют учением?
Принципиально это зависит от положения, которое
занимает обучаемый в поле педагогических сил и воздействий. т. е. от того, какую информацию он выполняет в педагогической ситуации. Это может быть функция:
а) пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации.
б) активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации.
в) организуемого извне направляемого поиска, обнаружения и использования информации.
В первом случае учащийся играет рольприемника и дешифратора информации. Он — объект формирующих воздействий педагога. В основе научения лежитсообщение и навязывание ему готовой информации и учебных действий.
Во втором случае учащийся играет рольсаморегулирующегося селектора и генератора информации. Он — субъект, формирующийся под воздействием своих развивающихся влечений. В основе его научения лежитсамодвижение, выбор информации и действий, отвечающих его потребностям и ценностям.
В третьем случае учащийся играет роль управляемого селектора и настраиваемого генератора информации. Он — объект педагогических воздействий и субъект познавательной деятельности. Педагог организует внешние источники поведения (требования, ожидания, возможности) так, что они формируют необходимые влечения и ценности у учащегося. А последние определяют активный отбор и использование учеником необходимой информации. В основе обучения здесь лежитнаправление источников деятельности индивида в сторону отбора, переработки и использования требуемой информации и действий (а не простое навязывание этой информации и действий).
Отсюда вытекают три основныхтипа учебных ситуаций и, соответственно,учебных действий индивида. Первый вариант обучения (передача) даетситуацию «готового преподнесения». Учение в ней складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, тренировка и упражнение по готовым образцам и правилам. Второй вариант обучения (самодвижение) даетситуацию «естественного самонаучения». Учение в ней складывается из таких действий, как выбор вопросов и задач, поиск информации и общих принципов, «усмотрение» и осмысливание, творческая деятельность. Наконец, третий вариант обучения (управление) даетситуацию «направляемой познавательной активности». Учение в ней складывается из таких действий, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки, экспериментирование, выбор и применение общих принципов и понятий и т. д.
Для каждой из перечисленных ситуаций характерны свои способы управления деятельностью ученика, т. е. концепция и методы обучения. Так, ситуация «готового преподнесения» отражается в концепции обучения как преподавания. Для него типичны такие методы, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ и задавание. Ситуация «естественного самонаучения порождает концепцию обучения какстимуляции. Характерными для него методами являются пробуждение удивления, любопытства, вопросов и интересов, путем сталкивания учащегося с необычными или впечатляющими фактами и положениями, увлечения примером и эмоциональным отношением и т. д. Наконец, ситуация «направления познавательной активности» выражает концепцию обучения какруководства. Его типичными методами являются постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование и консультация и т. п.
Как бы разнообразны ни были рассмотренные учебные ситуации, концепции обучения, виды учебных и обучающих действий, мотивы и источники учебной деятельности, все они имеют нечто общее. Их конечная задача — направить усилия ученика на то, чтобы чему-то научиться. Если нет такихусилий, направленных к учебной цели, то нет, как мы видели, и самого учения. Вот этот универсальный компонент любого целенаправленного учения мы назовемзаучиванием.
Как же протекает заучивание? Каковы условия, при которых оно происходит? От чего зависят его результаты?
Попробуем рассмотреть, какими данными по этим вопросам располагает педагогическая психология.