Спрос – это количество товара или услуги, которое может быть куплено в определенном месте, по определенной цене, в определенное время. Закон спроса определяет: «при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены». Или: при низких ценах покупают больше.
Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены увеличение числа покупок создает эффект дохода; во вторых, подешевевший товар покупать выгоднее, чем другой – это эффект замещения.
Закон спроса не действует в трех случаях: при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен; при колебании цен на вещи, которые служат средством вложения денег (валюта, золото, антиквариат); при переключении спроса на высококачественные товары с ростом доходов.
Действие закона спроса показывает кривая спроса (см. рис. 2):
Движение точки вдоль кривой спроса показывает изменение величины спроса. Изменение же самого спроса показывает смещение кривой (увеличение спроса – вправо, снижение – влево). Иногда может показаться, что закон спроса не действует: цена выросла, и спрос вырос – это создание иллюзии роста полезности, престижности товара. Это эффект Гиффена, названный по имени английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Низший товар – для бедняков – называют товаром Гиффена.
Факторы спроса: цена товара; цена взаимозаменяемых товаров (субститутов) – выросла цена на импортное масло, спрос переключился на отечественное; цена взаимодополняемых товаров (при повышении цены на пленку и печать спрос на фотоаппараты падает); изменения в среде (в жару растет спрос на мороженое); изменения в полезности товара; величнна доходов (первый закон Энгеля, немецкого статистика Х1Х века) звучит так: «с увеличением дохода удельный вес расходов на товары первой необходимости в общей сумме расходов уменьшается, а на роскошь увеличивается»; представления о будущей экономической ситуации (ожидание понижения или повышения цен), имеются два парадокса закона спроса: первый – повышение цены может вызвать повышение спроса, потому что потребитель считает, что цена в ближайшем будущем вырастет еще больше, второй – снижение цены может вызвать падение спроса – зачем покупать сегодня то, что завтра будет стоить дешевле? Изменения вкусов, привычек, стиля жизни; величина накопленного имущества (богатство).
Все эти факторы можно смоделировать в одной формуле, которая называется функцией от переменных:
Qd = f(P… Pa…Pb…I…T…W),
где W – богатство, I - доход, Т- вкус.