Имморализм (от лат. im — «не») представляет собой критический по отношению к существующей морали тип мышления, который проявляется в стремлении выйти из-под регулятивной власти долженствования, в отрицании ценностных установок и устойчивых нормативных систем. Имморализм довольно часто, но совершенно неправильно считают разновидностью аморализма.
Существуют абсолютный имморализм, который принципиально отвергает сам принцип морального регулирования, и относительный имморализм, который подвергает критическому переосмыслению современные ему конкретно-исторические формы морали. В истории философии имморализм представлен весьма широко.
Классическими имморалистами были Ф. Ницше и русский философ К. Леонтьев. Для таких мыслителей характерен поиск метафизической основы бытия, при соприкосновении с которой должно быть преодолено все внешнее, «не подлинно сущее». «Переоценка всех ценностей» производится ради выхода на принципиально иной, новый уровень духовности/Леонтьев, например, был ярким и последовательным критиком всех основных морально-либеральных принципов XIX века: идеалов гуманизма, прогресса, равенства, сострадания к несчастному, эксплуатируемому народу. С его точки зрения, гуманисты любят человека только за то, что он человек. А любить надо не просто человека, любить надо человека сильного, яркого, человека, который старается быть человеком, который мучается, страдает, но выковывает из себя личность. «Европейская мысль поклоняется человеку потому только, что он человек, поклоняться она хочет не за то, что он герой или пророк, царь или гений. Нет, она поклоняется не такому особому и высокому развитию личности, а просто индивидуальности всякого человека и всякую личность желает сделать счастливою (здесь на земле), равноправною, покойною, надменно-честною и свободною в пределах известной морали. Это то искание всечеловеческой равноправности и всечеловеческой правды, исходящей не от положительного вероисповедания, а от того, что философы зовут личной, автономической нравственностью, это-то и есть яд, самый тонкий и самый могучий, из всех столь разнородных зараз, разлагающих постепенным действием своим все европейские общества»( Цит. по: Бердяев Н. А. Константин Леонтьев // Бердяев Н. А. о русской философии. Ч. 1. С. 204.).
Имморализм является сложным, многогранным феноменом, имеющим множество ипостасей. Он реализуется на разных уровнях освоения человеком действительности и в определенные периоды предстает в качестве мощной социальной силы, существенной влияющей на ход исторического развития. Имморализм представляет собой необходимое условие динамического развития культуры и, ] в частности, ее моральной составляющей, выступая в качестве диалектической антитезы конкретно-историческим системам нравственности.