Социологический реализм Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм широко известен как один из крестных отцов современной социологии, творчество которого в значительной степени помогло определить предметное содержание и утвердить автономию социологии как научной и учебной дисциплины. Он был одной из наиболее крупных фигур в социологии классического этапа ее развития.
Наряду с другими видными представителями этого периода - К. Марксом, М. Вебером, Ф. Тённисом, В. Парето - Э. Дюркгейм оказал огромное влияние на формирование целого ряда влиятельных концепций современной социологии. Социологи различных национальных школ вновь и вновь находят в теоретическом наследии Дюркгейма весьма плодотворные идеи для развития новых теорий, объясняющих и моделирующих самые разнообразные социальные явления.
Биография Эмиля Дюркгейма Эмиль Дюркгейм родился в 1858 г. во французском г. Эпинале в семье богатого потомственного раввина. Родные с детства прочили его в священнослужители. Однако раввином он так и не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Тем не менее, интерес к религии, ее корням, истокам, роли, а также функции, которую она выполняет в любом обществе, не покидал Дюркгейма до конца его жизни и нашел впоследствии отражение в его творчестве.
Он учился в Высшей Нормальной школе в Париже, по окончании которой несколько лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1887 г. он получил назначение на должность преподавателя социальной науки и педагогики в университете г. Бордо. Спустя десять лет он возглавил здесь первую во Франции кафедру социологии. В 1896 г. Э.Дюркгейм начал руководить новым научным периодическим изданием, появление которого рассматривается как серьезное событие в истории социологии.
Журнал L Annee sociologique, редактировавшийся им с 1896 по 1913 гг можно охарактеризовать, скорее, даже как своеобразную лабораторию, нежели просто журнал, поскольку в нем публиковались результаты исследований прежде всего исследователей дюркгеймовской школы. Этот ежегодник, несомненно, был основным институциональным фактором господства дюркгеймовской социологии среди различных конкурирующих групп во Франции. Сотрудники журнала образовали сильное научное течение, основанное во многом на идеях его главного редактора, которое получило затем название французской социологической школы, на несколько десятилетий определив развитие социологии в этой стране.
В 1902 г. Дюркгейм получил приглашение в Сорбонну, где впоследствии именно на базе его лекционного курса по социологии была создана кафедра науки о воспитании и социологии, которую он и возглавил. По откликам современников, он был блестящим преподавателем, и его лекции, сочетавшие в себе научную строгость стиля изложения и черты своеобразной социологической проповеди, пользовались неизменным успехом у студентов и сотрудников.
Дюркгейм не только решительным образом сформировал французскую социологию, но был и очень важной фигурой во французской интеллектуальной и даже политической жизни, выйдя далеко за пределы социологии как дисциплины. Творческое наследие Дюркгейма весьма обширно и разнообразно включая его идеи и работы по поводу социализма, мимо чего не мог в ту эпоху пройти ни один социолог. Он опубликовал ряд книг, множество статей и рецензий кроме того, многие из его статей и лекционных курсов были опубликованы посмертно. Интерес к его творчеству значительно оживился в современной социологии.
С начала 90-х годов нынешнего столетия после почти векового перерыва начали вновь появляться издания дюркгеймовских работ на русском языке. Социологизм Дюркгейма, как методология научного исследования С именем Дюркгейма тесно связана сама институционализация социологии во Франции - стране, где и зародилась эта наука.
Многие считают его последовательным продолжателем позитивизма в изучении общества. Это, вероятно, отчасти верно и вполне естественно, поскольку авторитет Конта как основателя социологии был достаточно высок. Действительно, Дюркгейм, будучи продолжателем контовской позитивистской традиции в социологии, во многом руководствовался образцами естественнонаучного анализа, ставя во главу угла своего научного метода необходимость эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений.
Его первая большая книга называлась О разделении общественного труда. Тема ее - взаимоотношения между индивидом и обществом - проходила впоследствии красной нитью через все творчество. Признавая ценность эмпирического наблюдения, Дюркгейм в тоже время отдавал должное необходимости чисто умозрительного теоретического анализа, чтобы понять глубинные причины и истоки социальных явлений. Кроме того, он считал, что контовский закон трех стадий интеллектуальной эволюции слишком упрощенно и прямолинейно подходит к объяснению человеческой истории и ее движущих сил, поскольку в истории различных обществ просматривается гораздо большее число генеральных линий развития.
Постепенно Дюркгейм формирует собственный социологический метод, который наиболее отчетливо изложен в работе Метод социологии. Теоретико-методологической базой, на которой Дюркгейм строил систему своих социологических взглядов, стал так называемый социологизм, который считают одной из разновидностей социологического реализма.
Основная особенность этого направления заключалась в противопоставлении себя номинализму. Социологический реализм провозглашает в качестве своей парадигмы необходимость и требование признавать в качестве особой реальности наряду с реальностью природной среды и реальностью внутреннего психического мира человека человеческое общество. В Правилах социологического метода Дюркгейм пытался показать, что общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам.
Как он утверждал, общество - это реальность, существующая сама по себе sui generis. Этот отличительный характер социальной реальности выражается уже тем фактом, что невозможно пожелать, чтобы эта реальность исчезла. Общество противостоит нашим мыслям и желаниям, потому что оно обладает объективностью, которая сравнима с объективностью природы, хотя и не есть то же самое. Строго говоря, социологизм не претендует на какое-то совершенно особое толкование и объяснение социальной жизни в качестве отдельной общесоциологической теории.
Суть этой философско-социологической концепции состоит, скорее, в утверждении определенной исходной позиции признание первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также использования социологических методов для объяснения этого бытия. Поскольку общество признается не просто специфической, но и доминирующей, высшей реальностью, постольку социологический способ объяснения всего, что происходит в окружающем мире социологизация провозглашается как единственно верный.
Он должен либо исключать другие способы, либо включать их в себя в качестве частного случая. Онтологический сущностный аспект социологизма состоит в утверждении прежде всего автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности - физической, биологической, психологической. Эта реальность включена в универсальный мировой порядок. Она основательна, устойчива и подчиняется действию определенных законов.
Таким образом, утверждается тот предмет, который отличает социологию от всех других наук, также имеющих свои предметы. Однако для вычленения социологической науки требуется еще, чтобы предмет ее был доступен наблюдению и поддавался объяснению - подобно тому, как наблюдаемы и объясняемы факты, с которыми имеют дело другие научные дисциплины. Отсюда и возникает теория социального факта. Содержание социальной реальности, считает Дюркгейм, составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к психологическим, ни к правовым и т.п. фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками. 1 Объективное, т.е. независимое ни от одного отдельно взятого индивида, существование.
Для того чтобы понять сущность социальных фактов, их нужно наблюдать извне, открывать заново, как мы открываем факты физической реальности. Поэтому, утверждает Дюркгейм, социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи - это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению. Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем между тем настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью объективного научного исследования. 2 Способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительная сила, а значит, детерминировать его действия.
Регуляция поведения индивида в обществе определяется отнюдь не индивидуальными причинами и побудительными мотивами, а совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в котором он живет, и подталкивающих его на совершение именно таких, а не иных поступков.
К морфологическим, образующим своеобразный материальный субстрат общества, можно отнести, например, плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно.
При этом необходимо различать физическую плотность в материальном смысле, измеряемую числом членов общества, приходящихся на единицу площади территории, и моральную, под которой Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. Сочетание этих двух видов плотности определяет особенности социальной дифференциации или общественного разделения труда в данном обществе.
Вообще при объяснении социальных явлений Дюркгейм особенно на начальных этапах своего творчества довольно активно использовал демографические и социально-экологические факторы. Кроме того, к морфологическим социальным фактам можно было бы отнести целый ряд производных от совместной деятельности людей, например, доминирующий характер поселений, в которых живут члены общества, количество и качество путей сообщения и др. Другими словами, морфологические социальные факты - это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей, однако при этом они носят не природный характер, а, скорее, порождены деятельностью самого общества.
Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны т.е. имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, независимы от него и обладают принудительной силой, нежели морфологический, хотя и не имеют столь вещественного воплощения. К ним следует отнести коллективные представления, совокупность которых образует коллективное или общее представление.
Структуру социологии, по Дюркгейму, должны составлять три основные отрасли морфология, социология и общая социология. Социальная морфология, подобно анатомии, должна заниматься изучением того, как устроено общество, каковы материальные формы проявления его структуры социальные организации, состав народонаселения, его плотность, распределение по занимаемой территории и т.д. Социальная физиология изучает различные сферы жизнедеятельности общества и разделяется на ряд частных социологических теорий социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и т.п. И, наконец, общая социология синтезирует достижения и выводы двух первых разделов и устанавливает наиболее общие социальные законы.
Идея социального солидарности в обществе Тема изучения природы и характера социальной связи вообще является, пожалуй, центральной во всем научном творчестве Дюркгейма. К чему бы он ни обращался - к проблемам типологии обществ или к выявлению социальных факторов, к изучению разделения труда или раскрытию роли религии - везде его постоянно занимает одно что заставляет людей сплачиваться воедино, притягиваться друг к другу, а что разъединяет их? Каждый знает, что мы любим того, кто похож на нас, кто мыслит и чувствует, как мы. Но не менее часто встречается и противоположное явление. Часто случается, что мы чувствуем влечение к людям, которые на нас непохожи, именно потому, что они непохожи на нас. Исходя из этого, он считает необходимым различать две формы социальной солидарности Эти понятия он вводит в своей первой работе Об общественном разделении труда, считая, что именно характер и глубина разделения труда если не определяет, то довольно адекватно отражает общий уровень развития общества и формирует тот или иной господствующий тип социальной связи. Дюркгейм здесь во многом основывался на идее конструирования идеальных типов обществ, между которыми существует определенная историко-логическая преемственность.
Солидарность же рассматривается как высший универсальный принцип, высшая моральная ценность.
Поэтому морально и само разделение труда.
Механическая солидарность преобладает, по Дюркгейму, в архаических или примитивных обществах. Это солидарность вследствие сходства. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего - язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания например, в виде изустных преданий, в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Механической солидарностью легко управлять.
При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Органическая солидарность, складывающаяся в более развитых, продвинутых обществах это продукт дифференциации функций его членов, углубления разделения общественного труда. Люди здесь - чем дальше, тем сильнее - отличаются друг от друга по самым разным характеристикам.
Однако именно вследствие этого они все сильнее нуждаются друг в друге, не могут друг без друга обойтись - обмен функциями, деятельностью и ее продуктами приводит к все более глубокой взаимозависимости, а значит, к все большему сцеплению этих социальных частиц. Разделение труда здесь понимается не только как чисто экономическое, но, скорее, универсальное, всеобъемлющее социальное явление. Каждый из людей по отдельности несовершенен, дополняя же друг друга, они создают мощную интеграцию.
Такой тип солидарности называется органическим по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специфические функции, и лишь только все вместе они создают возможности для функционирования организма как целого. Возникновение человеческой индивидуальности возможно лишь там, где доминирует органическая солидарность. Анализу социальной связи, ее характера и различных видов проявления посвящена, по сути, и одна из наиболее известных работ Дюркгейма Самоубийство. Эта книга общепринято рассматривается как классический социологический труд. В качестве такового его анализируют, в частности, П. Сорокин и Н. Смелзер в своих учебниках по социологии. Название этой работы имеет подзаголовок Социологический этюд. В этом исследовании Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств.
Он показал, используя обильные статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания.
Первый большой раздел этой книги рассматривает факторы внесоциального характера, способные оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе психопатические состояния расовые и наследственные особенности сезонные колебания климатических условий механизмы подражания. При анализе статистических данных Дюркгейм обращает внимание читателя на целый ряд закономерностей в городах удельный вес самоубийств выше, чем в сельской местности самоубийства чаще совершают протестанты, нежели католики холостяки более склонны к самоубийствам по сравнению с семейными людьми и т.д. Все это говорит о том, что основным фактором самоубийств как более или менее массового явления выступает прежде всего характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности.
В соответствии с этим Дюркгейм и разрабатывает свою типологию самоубийств. Рассмотрим кратко основные типы этой классификации. Эгоистическое самоубийство - человек не сладив с группой выходит на индивидуальный протест Альтруистическое самоубийство - в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность. Согласно Дюркгейму, альтруистический суицид, т.е. самоубийство во имя групповых интересов, был результатом сильного группового давления и социального одобрения.
Существует и целый ряд других также не менее типовых случаев, когда люди жертвуют своей жизнью на благо общества или - при определенных обстоятельствах - в угоду сложившимся традициям и обычаям.
Общим же свойством альтруистических самоубийств является их прямая противоположность эгоистическому и недостаточное развитие индивидуализма. Оно обычно совершается во имя долга. Аномическое самоубийство. Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия - это социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием, или такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Такая ситуация довольно часто возникает в переходные периоды, в эпохи реформ и социальных катаклизмов, когда прежние нормы, к которым большинство членов общества приспособились и привыкли их выполнять, перестают действовать, а новые еще не закрепились.
Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Понятно, что многие в такой ситуации ощущают себя как бы в нормативном вакууме и теряют социальную ориентацию.
Дюркгейм рассматривает, например, причины всплеска кривой самоубийств в периоды экономических кризисов. Но, вероятно, аномические самоубийства являются продуктом не одних лишь экономических кризисов. В той же мере другие социальные изменения, протекающие в сравнительно краткие периоды времени в политической, идеологической сферах общественной жизнедеятельности, сдвиги в области нравственного регулирования могут вызвать существенную дезориентацию сознания и своеобразную моральную панику.