1. Понятие «мировоззрение». Структура мировоззрения.
2. Исторические типы мировоззрения.
3. Предметная область философии. Особенности философского знания.
Философия – одна из древнейших областей человеческого знания. Слово «философия» имеет два греческих корня: «phileo» – любить и «sophia»– мудрость. В дословном переводе с греческого оно значит «любовь к мудрости». Впервые этот термин употребил Пифагор, а в активное использование его ввел Платон, который понимал слово «sophia» иначе, чем просто «мудрость». Под «софией» Платон понимал всеобщую гармонию мира, недоступную для человека. Простой смертный не в состоянии постичь её, он может только любить её. Поэтому точнее по смыслу, заложенному великим греком, было бы перевести слово «философия» как любовь к гармонии, к истине, постоянное стремление человека к истинному постижению гармонии мира.
Философия представляет собой развитую культуру мышления. Это также жажда этой культуры мышления. Философствуя, человек преображает свой ум в разум. Философия заключает в себе определенный способ мышления, определённую логику мышления, поэтому с философией вообще не сталкивается только тот, кто вообще не мыслит. А каждый мыслящий человек имеет свой стиль мышления, владеет каким-то конкретным способом суждения о вещах, событиях. Но у каждого человека стиль мышления свой: развитый или не очень, логичный или нет, глубокий или поверхностный. Философия оказывает неоценимую услугу любому человеку, который к ней приобщается: она помогает формированию глубокого последовательного мышления, учит рассуждать, выносить суждения, ставить вопросы там, где на первый взгляд кажется все ясным.
Философия – это прекрасная тренировка ума, а наш ум – это ничто иное, как умение мыслить. Для воспитания ума одних только знаний недостаточно, надо ещё уметь пользоваться этими знаниями. «Многознание уму не учит», - говорил древнегреческий мыслитель Гераклит.
Знание само по себе является просто совокупностью сведений, заложенных в память. Ум же предполагает умение правильно распоряжаться этими знаниями, соотносить их с фактами и событиями реальной жизни. Кроме того, умный человек может не только хорошо использовать уже имеющиеся у него знания, но и самостоятельно пополнять их.
Русский философ Э.В.Ильенков называл ум «гигиеной духовного здоровья», которое также необходимо человеку, как и здоровье физическое. Для поддержания хорошей физической формы человеку необходимы тренировки. Точно также обстоит дело и с нашими умственными способностями: чтобы поддерживать свой ум в хорошей форме, его необходимо тренировать. Философия как раз и выполняет эту задачу.
Философия учит думать строго и последовательно, закрепляет такой стиль мышления, который основан на хорошо продуманной, осмысленной и строго аргументированной позиции. Именно этот стиль мышления ведёт человека к истине. Познавательная ценность умозаключения, подкреплённого фактологическими доказательствами и логической аргументацией, огромна, даже если оно не претендует на абсолютную завершённость и достоверность.
Философия формирует критичность мышления и культуру сомнения, которые не позволяют те или иные знания возводить в абсолют. Именно гипотетическая возможность ошибки любого знания (и научного в том числе) освобождает путь для новых открытий, создаёт предпосылки для восприятия новой информации и воспитывает мудрость, включающую в себя терпимость даже к тем взглядам, с которыми мы категорически не согласны.
Помимо проблем профессионального и житейского характера в разные периоды жизни перед человеком встают и другие вопросы: что есть добро, а что зло; как устроен окружающий нас мир; каково место человека в мире; существуют ли во Вселенной закономерности или господствует здесь хаос; может ли человек познать окружающую его действительность, и до каких пределов простирается познание… В этом ряду можно поставить ещё множество вопросов, каждый из которых будет иметь общемировоззренческий характер.
Размышляя над этими вопросами, люди будут находить самые разнообразные ответы на них, которые могут опираться на простой жизненный опыт и здравый смысл, на веру в божественное или на научное знание. Иначе говоря, ответы эти будут зависеть от типа мировоззрения, которое имеет тот или иной человек.
Философия является одним из типов мировоззрения. Причём это такое мировоззрение, которое требует большой глубины мышления и высокого уровня развития абстрактно-логических способностей.
Выдающийся мыслитель XVII в. Р. Декарт говорил, что только философия «отличает нас от дикарей и варваров» и каждый народ «тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют».
Для того чтобы разобраться, в чём состоит специфика философского осмысления мира, надо сравнить философию с другими типами мировоззрения.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений об окружающем мире и о месте внем человека. Субъектом мировоззрения может быть отдельный человек, группа людей или общество в целом.
Мировоззрение имеет свою внутреннюю структуру, т.е. состоит из нескольких элементов. Основой мировоззрения являются знания. Однако одних только знаний для формирования мировоззрения недостаточно. В его состав входит оценочный элемент, т.е. оценка тех или иных фактов действительности с точкизрения ценностей данного общества, данной социальной группы или данной личности. Кроме знаний и оценки обязательной составляющей мировоззрения являютсяубеждения. Знания только тогда приобретают характер мировоззрения, когда они становятся убеждениями. Убеждения отличаются от знаний тем, что имеют определенную эмоциональную окраску. Убеждения предполагают не простое знание, понимание чего бы то ни было, а обязательную уверенность в своей правоте, в истинности своих знаний.
Кроме того, мировоззрение включает в себя оценку тех или иных фактов действительности с точки зрения ценностей общества, социальной группы или личности.
Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Идеалы служат духовным ориентиром во всей человеческой жизнедеятельности, придают смысл и целеустремлённость всему человеческому существованию.
В состав мировоззрения включаются также чувства, настроения, переживания, представляющие собой его эмоционально-психологическую сторону. Эмоциональная сторона оказывает существенное влияние на мировоззренческую позицию человека.
Таким образом, видно, что в мировоззрении присутствуют интеллектуальные, чувственные и эмоциональные элементы. Причём в различных типах мировоззрения соотношение рационального и эмоционального различно. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения называется мироощущением. Мироощущение – это чувства, настроения, переживания, которые связаны с восприятием человеком окружающей действительности и себя.
Формирование познавательных образов и представлений называется мировосприятием. Рациональную, познавательную сторону мировоззрения называют миропониманием. Все три уровня присущи любому типу мировоззрения, однако соотношение их различно: в научном и философском мировоззрении преобладает миропонимание, в мифологическом и религиозном – мироощущение и мировосприятие.
По способу формирования мировоззрение может быть обыденно-практическим и теоретическим.
Обыденно-практическое мировоззрение формируется стихийно на основе жизненного опыта и практической деятельности. Несмотря на свою ненаучность, оно играет в жизни человека и общества большую роль, т.к. является массовой формой сознания. Для обыденного мировоззрения характерна неоднородность, т.к. оно вырастает из условий жизни, а эти условия различны у всех людей. Другая особенность такого мировоззрения состоит в том, что для него особенно характерны всевозможные предрассудки и извращенное толкование явлений природы и социальной жизни. Третья особенность – полная бессистемность, отсутствие обоснованности и глубины познания.
Теоретическое мировоззрение – это более высокий уровень. Разновидностью теоретического мировоззрения является философия. Роль философии в формировании мировоззрения чрезвычайно велика, т.к. именно она позволяет осознать ту градацию ценностей, которая образует «ядро» мировоззрения. Философия опирается одновременно на опыт социальной жизни и на частные системы научного знания, образуя квинтэссенцию культурно-интеллектуального уровня развития эпохи. Философия рождается вместе с возникновением теоретической деятельности. Именно теоретический характер отличает философию от других типов мировоззрения, за исключением, пожалуй, научного, для которого тоже характерна теоретическая форма выражения. Вопрос о взаимосвязи философского и научного мировоззрения требует особого внимания.
Под научным мировоззрением понимается представление о явлениях окружающей действительности, доступных научному изучению. Научное мировоззрение формируется любыми науками: историческими, естественными, социальными.
В настоящее время, в эпоху расцвета научного мышления, нередко забывается глубокая взаимосвязь науки и других областей духовной жизни общества: часто приходится слышать о противоречии между научным и религиозным, научным и философским мировоззрением. Среди течений научного мировоззрения существуют направления, которые полагают, что научное мировоззрение может заменить собой любое другое (в т.ч. и философское). Однако это не так. Против такой позиции выступали многие крупные учёные. Например, известный русский естествоиспытатель В.И. Вернадский писал: «Никогда не наблюдали мы до сих пор в истории человечества науки без философии, и, изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, всепроникающий науку элемент во всё время её существования».
В истории науки и философии уже был период отрицания различных форм мировоззрения в угоду одной. Было это в средние века, когда в течение нескольких столетий христианская церковь отстаивала идеи единого религиозного мировоззрения, которое якобы заменяет все формы научного и философского мировоззрения. В результате получилась только многовековая упорная борьба людей науки с притязаниями христианских и отчасти мусульманских богословов. Со временем церковь была вынуждена признать правоту науки во многих вопросах.
Для науки также неправомерно отрицать другие формы мировоззрения. Все формы мировоззрения оказывают взаимное влияние друг на друга.
Исторически первым типом мировоззрения был миф. Миф (греческое слово mifos) – предание, сказание. Мифы – это сказания древних народов, отражающие их представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.
Мифы возникали у всех народов на ранних стадиях развития общества, когда человек был не столько разумный, сколько эмоциональный, а его сознание – это скорее мироощущение, чем мировоззрение.
Для этой эпохи характерен перенос на природу психофизических свойств человека, его неотделимость от природы. Такая неотделимость выражена, в частности, в тотемизме, фиксирующем зависимость первобытного человека от животных. В целом же бытие природное воспринималось даже не столь антропоморфно, сколь биоморфно, ибо сам человек был далёк ещё от противопоставления себя другим живым существам. И хотя в мифах заключено определенное осмысление мира и самого человека, его возникновения, жизни и смерти, космических явлений, это осмысление являлось результатом стихийной аналогии между миром человеческим и природным, причём человек здесь выступает не как индивид, а как племенная коллективность.
Мифологическое сознание мыслит человека в полном, можно сказать, абсолютном единстве с природой, с миром, а в самом мире ему видится некая универсальная связь, тотальная причинность всего во всем. Отсюда формируется стремление человека воздействовать на события с помощью магии, моделируя ритуально или даже словесно тот процесс, в который необходимо вмешаться (например, охоту). В мифе удивительным образом переплетались вымысел и реальность, начала знания и религиозной веры, будущие философские вопросы и этические нормы. Это свойство мифологии связывать в себе многое, содержать внутри себя в единстве различные явления называется синкретизмом. Синкретизм (от греческого «соединение») означает нерасчленённость первобытного сознания, во-первых, на разнообразные формы (религию, науку, философию, искусство, литературу) и, во-вторых, неразрывность элементов сознания (например, вымысла) и практической деятельности, объективной реальности. В этой синкретичности заключено своеобразие мифа.
Как особая форма общественного сознания миф характерен для первобытной культуры. С развитием общества он уступил место другим формам мировоззрения. Религия и философия, вышедшие из мифа, продолжали решение вопросов, поставленных мифологическим сознанием: это вопросы о происхождении мира и человека, о сущности человека и его месте в мире, это проблемы общественной жизни и многое другое, без чего не обойдётся ни одно мировоззрение. Надо сказать, что некоторые особенности мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании наряду с элементами философских и научных знаний. Иногда некоторые политики, государственные деятели или люди, желающие приобрести влияние, целенаправленно создают мифы. Однако в современном обществе можно говорить только лишь о фрагментарном существовании мифа на некоторых уровнях. Чем выше уровень образовательного и культурного развития человека, тем менее он будет подвержен влиянию мифологического сознания.
Следующий исторический тип мировоззрения, выросший из мифа, – религия. Религия (от латинского religio – благочестие, набожность, святыня) – это мировоззрение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Религия возникла, по-видимому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40 –50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и возможность отрыва мысли от действительности. Если для мифологического сознания характерно слияние воедино мышления и действительности, духовного и материального, то для религиозного сознания, напротив, характерно разделение мира на реальный и сверхъестественный, души и тела. Первоначально возникающие религии, как правило, были политеистическими, т. е. предполагали наличие нескольких (или множества) богов. На более высоких ступенях развития общества политеистические религии сменяются монотеизмом (единобожие). Для религии характерно чувственно-образное восприятие мира, направленность на человеческую душу, эмоции и переживания, которые испытывает человек.
В отличие от религии философия на первом плане своего внимания имеет интеллектуальную сторону мировоззрения. Философия как особый тип мировоззрения и вид познавательной деятельности возникла примерно 2500 лет назад (в середине I тысячелетия до н.э.) в Индии, Китае и Древней Греции. Первоначально философия объединяла в себе всё теоретическое знание человека о мире. Науки в современном её понимании не было. По мере накопления знаний от философии отделились математика, астрономия, медицина, а затем и другие науки. С отделением от философии специальных наук сужается предмет философии. Однако происходит углубление сугубо философского познания, стали возникать собственно философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии или первоначалах всего сущего), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), аксиология (учение о ценностях), социальная философия и др.
Предметная область философского знания включает в себя исследование природы, человека, общества, познания. Определяя область философского интереса, необходимо обозначить специфику философии.
Одним из первых объектов, на который было направлено философское познание, была и остается природа. Природу изучает целый комплекс естественных наук. Но философию не интересуют частные природные явления или законы, изучением которых занимаются естественные науки. Философия ставит общие вопросы возникновения и строения мира, рассматривает принципы движения и развития, распространяющиеся на все области действительности. Из разрозненных фактов, получаемых с помощью других наук, философы стараются создать целостную картину мира.
Другой круг проблем, которыми интересуется философия, связан с закономерностями общественной жизни и построением модели идеального государства.
Третий крупный раздел философского знания – человек: его сущность, способности и взаимосвязь с миром.
На протяжении всей её истории в философии отражались общие представления о действительности, о природной и социальной реальности, о месте и назначении человека в мире, о субъективном и объективном, о познавательной и преобразующей деятельности, о творчестве, о свободе, счастье человека. В ней находили своё отражение ценности и нормы человеческой деятельности, давалась их субординация и обоснование.
Иначе говоря, философия, как и другие науки, познает объективный мир и человека. Однако философское постижение мира имеет свои особенности. В отличие от частных наук философия изучает мир не непосредственно, а опосредованно, опираясь на научные знания. Таким образом, наука выступает посредником между философией и объективной действительностью. Поэтому философия бывает тесно связана с наукой. Система Коперника и ньютоновская динамика послужили основой для философского понимания пространства, времени, материи, силы и движения, которые долгое время оставались в силе и определяли многие философские системы. Связь философии с действительностью и наукой можно изобразить следующей схемой (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение философии и частных наук
Наука исследует и познаёт частные явления и законы действительности: биология – законы жизнедеятельности живых организмов; химия – строение, свойства и взаимопревращения веществ; история, социология – законы общественного развития и т.д. Предметом же философии являются всеобщие связи, отношения и свойства действительности (природы, человека, общества). Гегель называл философию наукой о всеобщем, т.е. таких свойствах и отношениях, которые относятся ко всем сферам действительности (это, например, качественная и количественная определённость, причинно-следственные связи, структурность, движение и покой, противоречие и отрицание).
Таким образом, философия представляет собой особого рода знание о действительности, которое философы стремятся рационально обосновать и систематизировать. Это знание выражается в характерном для философии языке категорий. Философию нельзя назвать наукой в классическом понимании этого термина. Она занимает промежуточное положение между наукой, искусством и религией и вбирает в себя некоторые особенности этих трех областей духовной деятельности. С наукой философию объединяет любовь к истине и притязание на обладание истиной, способность оперировать абстракциями и создавать из них логические конструкции. С религией философию роднит вера в исходные принципы и то, что они являются разновидностью мировоззрения. С искусством философию сближает личностный характер философского творчества и его результатов. В науке результат носит безличный характер. В нем, как правило, не остаётся никаких следов личности того, кто получил результат. И хотя законы науки часто носят имена открывших их ученых, это – лишь дань уважения и признательности потомков. Никто сейчас не будет изучать оптику по трудам Гюйгенса, Ньютона или Юнга, она гораздо полнее и лучше изложена в современных учебниках. На философском труде всегда лежит отпечаток личности философа. Философский труд всегда выражает особенности личности философа, и только благодаря этому труд философа выражает миропонимание своей эпохи.
Таким образом, философия является особым видом духовной деятельности, особым способом познания и обладает специфическими чертами.
Первой отличительной чертой философии является её теоретический характер. Другая специфическая черта заключается во всеобщности философского знания, т.е. философия познает универсальные характеристики мира как целого. Еще одна особенность проявляется в отношении философии к своей собственной истории. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. В отличие от науки философия постоянно обращается к, казалось бы, давно решенным проблемам. В связи с этим философам важно знать не только современное состояние проблем, но и их историю. История философии органически входит в состав философского знания. Философия постоянно опирается на собственные исходные предпосылки и в зависимости от новой ситуации в науке или общественной жизни вновь ставит на повестку дня свои традиционные проблемы, переформулирует их или по-новому решает.
Философское познание мира осуществляется с помощью особых средств или методов. Философские методы имеют универсальный характер. Они задают самые общие принципы исследования и в научном познании. Основным методом философского познания на его современном уровне выступает диалектика.
Диалектика дословно с греческого переводится как искусство вести спор, беседу. В таком смысле диалектику использовал Сократ. В современном понимании термин «диалектика» имеет два значения: 1) учение о всеобщих связях и закономерностях, движении и развитии через противоположности; 2) метод познания, рассматривающий мир во взаимосвязи всех его составляющих и в процессе постоянного изменения и развития.
Можно выделить несколько исторических форм диалектики.
1. Стихийная диалектика древних философов. Она была характерна для всех первых философских учений античных мыслителей. Ярким представителем античной диалектики был Гераклит из Эфеса. Согласно Гераклиту, всё в мире состоит из противоположностей, противоборствующих сил и тенденций. Идея борьбы и единства противоположностей – это важнейшая идея Гераклита. Борьба противоположностей определяет сущность любой вещи, любого процесса. Действуя одновременно, эти противоположно направленные силы образуют состояние, которым определяется внутренняя гармония вещей. Борьба и война лежат в основе мироздания. Война (борьба) всеобща, пишет Гераклит, она составляет истинную справедливость, является условием существования упорядоченного космоса. Гераклит рассматривал мир в постоянном процессе изменения. «Всё течёт, всё изменяется, - говорил он. – В одну реку нельзя войти дважды, потому что на входящего всякий раз текут всё разные воды». Символом вечного движения и изменения для Гераклита был огонь.
2. Идеалистическая диалектика. Большинство мыслителей, стоявших на идеалистических позициях, рассматривали мир диалектически. Крупнейшим представителем идеалистической диалектики был немецкий философ конца XVIII – начала XIX веков Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Диалектика в его работах достигла высшего этапа своего развития. Он разработал целостное учение о развитии (диалектику) и противопоставил диалектику метафизике.
Основной тезис гегелевской философии заключается в следующем: объективное абсолютное мышление составляет первооснову и движущую силу всего сущего. Это объективное мышление Гегель называл абсолютной идеей или мировым разумом. Мировой или абсолютный разум – это некое нематериальное объективно существующее начало. Он находится в постоянном движении и развитии. Причём движение и развитие Гегель понимал как самодвижение и саморазвитие, т.е. движение и развитие, которые имеют внутренний источник. В процессе саморазвития абсолютная идея порождает всю действительность… Диалектика Гегеля имела идеалистический характер, так как с его точки зрения, развитие характерно только для логических сущностей, категорий, а весь мир не развивается во времени, а только лишь разворачивается в пространстве. Для логических сущностей характерно саморазвитие и самодвижение, источником которого являются противоречия. Противоречие есть «корень всякого движения и жизненности».
3. Материалистическая диалектика – это учение о природе и обществе, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. Маркса не устраивало идеалистическое объяснение мира как самореализации абсолюта. Однако Гегель покорил его своим диалектическим методом анализа. Именного диалектика привлекала Маркса в гегелевской философии.
Используя диалектический метод Гегеля, Маркс объяснял объективную действительность не из абсолютной идеи, а из неё самой, то есть указал на внутренние источники развития природы и общества, которыми выступают противоречия.
Важнейшими принципами диалектического метода являются: объективность, всесторонность, конкретность, историзм и принцип противоречивости.
Помимо диалектики в философии используются и другие методы: индукция и дедукция, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, экстраполяция, идеализация, мысленный эксперимент.
Однако диалектика стала ведущим методом познания в науке и философии только в XIX веке. В философии XVI-XVIII веков господствовала метафизика.
Метафизика представляет собой противоположный диалектике метод познания, который рассматривает мир в статике, игнорирует изменения, развитие и всеобщие взаимосвязи явлений действительности.
Являясь особым видом духовной деятельности, философия выполняет определенные функции в обществе:
1. Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она стремится дать целостную картину мира и содержит определённое понимание места человека в мире.
2. Гносеологическая функция связана с тем, что философия рассматривает общие принципы познания (например, познаваем ли мир, что есть истина и каковы её критерии, каково соотношение чувственного и рационального в познании и т.д.).
3. Методологическая функция: формируя целостную картину мира, философия, вместе с тем, вырабатывает общую методологию познания, всеобщий метод, которым пользуются все другие науки. Для науки XVII-XVIII вв. был наиболее характерен метафизический способ рассмотрения своего объекта. Естественно-научные открытия, совершенные в конце XIX в., невозможно было втиснуть в рамки метафизического способа мышления, и с тех пор в науке и философии утверждается диалектика как всеобщий метод познания.
4. Интегрирующая функция тесным образом связана со спецификой философского знания. Опираясь на частные науки, философия обобщает их и объединяет в единую картину мира. Более того, интегрирующая функция проявляется не только по отношению к науке, но распространяется и на другие области духовной жизни: в философских системах происходит объединение политических, правовых идей, религиозно-нравственных принципов.
5. Аксиологическая функция выражается в ориентации философии на определенные ценности. Все философские системы создают свою систему ценностей и идеалов, и с позиций этих ценностей рассматривают отношение «мир – человек».
6. Из аксиологической функции вытекает критическая функция. Выдвигая свои идеалы и ценности, каждая философская система подвергает критическому анализу те факты действительности или те философские построения, которые не укладываются в рамки данной ценностной ориентации.