В деловой коммуникации, предполагающей прием и передачу сообщений в устной или письменной форме, переработку информации, реактивные действия партнеров по коммуникации, трудно избежать ошибок. Однако ограничить их число возможно.
1. Импровизация
Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся предварительно. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего журналиста, скорее всего, будет провальным. Марк Твен утверждал, что «нужно больше трех недель, чтобы подготовить хороший, сжатый доклад экспромтом». Эту мысль сегодня поддерживают и эксперты в сфере риторики.
Исследуя причины ораторских провалов, они пришли к заключению, что на каждые пять минут выступления должно припадать не меньше трех часов работы над сценарием. Согласно их исследованиям, приблизительно в 90% случаев причиной неудачного выступления является недостаточная работа над сценарием самого выступления (под сценарием имеется в виду сбор всех необходимых материалов и написание самого текста выступления).
«Ораторское искусство немыслимое, если автор не овладел досконально предметом, о котором собирается говорить», констатировал знаменитый римский политик и оратор Цицерон. Нужно стараться изучать проблему всесторонне, чтобы достичь доскональности или хотя бы приблизится к ней.
Следует также подумать и о вопросах, которые могли бы возникнуть у автора доклада лично, будь он на месте слушателя. Как правило, при подготовке информационных выступлений рекомендуется следить за тем, чтобы факты, которые наводятся в них, были не спорными, но интересными, актуальными и исчерпывающими. Однако хороший оратор должен быть готов ко всему, так как предвидеть все возможные ситуации нереально и в таком случае импровизация может показать умение человека быстро ориентироваться в сложившихся ситуациях. Скотт Фридман, оратор, писатель и бывший президент филиала Национальной Ассоциации Ораторов в Колорадо, говорит: «Главное для оратора в импровизации – это на секунду остановиться после того, как произошло что-то непредвиденное, потом посмотреть вверх, как будто вы задумались о чем-то, а потом – бум – выдать что-то смешное» .
2. Незнание адресата
Незнание публики может негативно отразится на выступлении. Поэтому следует предварительно узнать, перед кем придется выступать. Хорошо представляя себе адресата публичного выступления, можно легко определить его потребности и ожидания. В зависимости от этих показаний нужно откорректировать отдельные моменты выступления. Важно находится на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями.
«Наукообазие» и терминологические ошибки речи Показательным в данном ключе является опыт М. С. Горбачева. В своих выступлениях он стремился употреблять как можно больше "умных" иностранных слов, не говоря ничего особенно конкретного. Такие речи очень утомляют, и не только потому, что смысла в них не очень много, но и потому, что такое большое количество сложных слов отупляет мозг, который уже ничего потом не понимает.
Даже если человек очень умен, эрудирован и может использовать большинство слов из своего словарного запаса, не нужно убивать публику эрудицией. Говорить нужно о сложных вещах просто, и люди будут оратору благодарны. Большинство политиков стали популярными именно благодаря своей простой, эмоциональной речи, из которой всегда понятно, что этот человек желает сказать. Кроме того, если говорить монотонно, без жестов и эмоций – можно просто усыпить аудиторию.
Даже наилучший оратор может допустить ошибки в своей речи. Может «запутаться язык», или забудется слово. В любом случае, нельзя останавливаться, извинившись, следует просто продолжать говорить. Если выступление интересно - аудитория в 9 случаях с 10 пропустит «ляп» мимо ушей, а этот десятый раз, когда все же кто-то поймет, что человек «споткнулся», всем будет все равно – ведь слушать его интересно.
При подготовке необходимо тщательно продумать план и структуру будущего выступления. Он должен содержать введение, основную часть и выводы. Следует определить ключевые слова и повторять их несколько раз, чтобы присутствующие легче запомнили, о чем идет речь, а также в момент, когда выступающий обратится к аудитории с вопросом или просьбой что-то назвать, – это поможет сконцентрировать внимание на теме выступления и существенно повысит восприятие материала.
Не следует забывать о темпе речи. Наиболее оптимальная скорость для восприятия – приблизительно 100 слов в минуту.
Заключение: Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.