Для создания силы трения необходимо предварительное натяжение ремня силой F0 (рисунок 4.4, а). При этом ветви ремня удлинятся на величину λ.
Рисунок 4.4 – Схема нагружения ременной передачи
При рабочем ходе происходит перераспределение натяжений в ветвях ремня: натяжение в ведущей ветви увеличивается до F1, а в ведомой уменьшается до F2.
Условие равновесия шкива относительно оси вращения
.
(4.12)
Откуда
.
(4.13)
где Ft = 2Т1 / d1 – окружное усилие на шкиве.
При работе ременной передачи геометрическая длина ремня остается неизменной, т. к. удлинение рабочей ветви компенсируется равным сокращением холостой ветви, т. е.
и .
(4.14)
Отсюда
.
(4.15)
Решая совместно уравнения (4.13) и (4.15), получим
;
(4.16)
Эти уравнения устанавливают зависимость между усилиями F1, F2, Ft и F0, но не раскрывают влияние сил трения на тяговую способность ременной передачи. Эта связь устанавливается уравнением Эйлера
,
(4.17)
где е – основание натурального логарифма; α – угол обхвата ведущего шкива; f – коэффициент трения (для плоскоременных передач f ≈ 0,35, клиноременных – f´ ≈ 3 f ).
Это уравнение дает качественную характеристику влияния f и α на работу передачи – чем больше величина этих параметров, тем выше ее тяговая способность.
При обегании ремнем шкивов в ремне возникают центробежные силы
,
(4.18)
где А – площадь сечения ремня; ρ – плотность материала ремня; υ – скорость ремня.
Эта сила отбрасывает ремень от шкива, ослабляет натяжение F0 и тем самым понижает тяговую способность передачи. Однако влияние Fυ существенно сказывается на работоспособности передачи при скоростях ≥ 20 м/с.
При натяжении ремня на валы и опоры действует усилие
(4.19)
Обычно Fв ≈ (2 ÷ 3)Ft, что является существенным недостатком ременной передачи.