В современных приводах преимущественно используются клиноременные передачи, так как клиновидная форма поперечного сечения ремня позволяет существенно увеличить тяговую способность передачи.
Рисунок 4.3 – Взаимодействие со шкивом плоского (а) и клинового (б) ремня
Вследствие натяжения плоского ремня элементарная сила трения о поверхность шкива (рисунок 4.3, а):
,
(4.1)
где dR – нормальное усилие; f – коэффициент трения.
Элементарная сила трения боковой поверхности клинового ремня о поверхность канавки шкива (рисунок 4.3, б)
,
(4.2)
где φ = 400 – угол клина канавки шкива; f´ - приведенный коэффициент трения
.
(4.3)
Таким образом, клиновидная форма ремня увеличивает его сцепление со шкивом примерно в три раза, что значительно увеличивает тяговую способность ременной передачи. Форму канавки шкива выполняют таким образом, чтобы между ее основанием и ремнем был некоторый постоянный зазор. Это обеспечит постоянный контакт боковых поверхностей ремня с канавкой шкива. Также ремень не должен выступать за пределы наружного диаметра шкива, так как это может привести к быстрому разрушению выступающей части.