Как бы не были ограничены способности животных к научению отношениям и переносу, однако, эти способности существуют. И поэтому необходимо объяснить, на что опирается такое научение.
Американский психологТолмен высказал предположение, что здесь имеет местознаковое научение. Животное реагирует на предмет, как на знак, т.е. отвечает не на свойства самого предмета, а на то, что этот предмет обозначает.
Уже в учении И. П. Павлова отмечался такой сигнальный, т.е. знаковый характер условных раздражителей. Собака реагирует слюноотделением не на свойства самой лампочки (свет, тепло, форму), а на то, что она являетсязнаком скорого появления пищи.
Однако, во всех ассоциативных теориях стимул выступает как знак определенных других предметов или действий. Ведь связываются элементы воспринимаемого мира и элементы ответного поведения.
Толмен предположил, что стимул (предмет или его свойства) может выступать какзнак определенной структуры действий. И обратно, действие может выступать как знак определенной структуры предметов или их свойств.
Это уже совершенно иное отношение, чем ассоциативные связи: вещь — вещь, свойство — свойство, вещь — действие, свойство — действие и т.д. Отношения:
Знак — означаемое, вещь — структура действий, действие — отношения вещейинформационные.
В этих отношениях один из членов не отражает каких либо конкретных вещей, свойств вещей или действий. Он отражает нечто отвлеченное — соотношения, структуры, характер связей. Так, например, связь между обобщенным образом окружности и словом «окружность» — это связь между двумя «вещами». Она может образоваться на основе ассоциаций: показа рисунка, сопровождаемого словом «окружность». Но связь между словом «окружность» и понятием «место точек, равноудаленных от данной» — это связь между «вещью» (звучащее или написанное слово — тоже вещь) и «не — вещью» — некоторой структурой.
Такую связь нельзя усвоить на основе ассоциаций. (Они закрепят лишь связь слов, а не отношение слово — понятие). Эта связь не основана на пространственно-временной физической смежности обоих членов (понятие не находится в физическом времени и пространстве). Не основана она и на психологической смежности (слово «окружность» не похоже на саму окружность).Нет здесь и смежности логической (слово «окружность» не является ни видом, ни родом того, что оно означает). Наконец, нет и функциональной смежности (слово «окружность» не является ни причиной, ни следствием, ни целью, ни свойством окружности и т.д.).
Это—связь смысловая, т.е. знаковая,информационная, или как ее еще называют,семиотическая.
Самзнак может не иметь ничего общего с обозначаемым. Он представляет собойкод, т.е. просто средство описания, отображения, выражения любой информации.
Именно поэтому знак может выделять и отображать такие абстрактные, невидимые, не имеющие «зримого образа» свойства вещей и процессов, как их структуры и отношения «а чистом виде».
Означаемым значением при этом может быть и любая смежность вещей или их свойств, лежащая в основе ассоциативных связей. Но знак означает не эти вещи или их свойства, а сам характер их смежности (сходство, логическое отношение, причинную связь и т.д.). Например, высказывание «туча — причина дождя) не соединяет просто тучу и дождь, а отображает характер самой связи между ними (причинная). Но и высказывание: «из тучи пошел дождь» тоже отображает не только тучу и дождь, по и характер их связи (в пространстве и времени).
Итак, рассматриваемая концепция включает в структуру научения информационные процессы. По ней:
1. Сущность интеллектуального научения заключается в формировании у обучающегося информационных систем типа знак — означаемое.
2. Содержание интеллектуального научения заключается в отражении и закреплении самих общих структур, связей и отношений, характеризующих реальный мир и целесообразную деятельность.
3. Условия интеллектуального научения:
а) отвлечение, абстрагирование структур от вещей и процессов, которым они присущи;
б) отвлечение, абстрагирование действий и поведения от объектов, над которыми они совершаются, и конкретных условий, в которых они осуществляются.
4. Основа научения, соответственно, не отбор (селекция) и выделение значащей информации, а ее организация и кодирование.