Рассматривая различные случаи научения, мы пришли к выводу, что оно заключается в устойчивых целесообразных изменениях деятельности и поведения индивида, которые происходят благодаря его предыдущей деятельности и поведению. Таким образом, итог научения — это появление у индивида в определенных ситуациях новых видов деятельности и форм поведения, которые позволяют индивиду более успешно решать его жизненные задачи, удовлетворять его потребности, приспособляться к окружающему миру, выполнять его требования и осуществлять свои требования к нему. Любая деятельность и любое поведение складываются из определенных действий. Отсюда вытекает, что, в конечном счете, научение выражается визменении способов и структуры действий индивида.
Сущность и основа, причины и условия этих изменений формулируютсятеорией научения. С наиболее влиятельными из них мы познакомились в лекции I. Там мы увидели, что все существующие теории научения распадаются на две большие группы:ассоциативные и интеллектуальные.
С точки зрения ассоциативных теорий научение происходит благодаряобразованию новых связей между определенными элементами, объектами, свойствами, ситуациями (сторонами) реальности и определенными ответными действиями организма. Эти связи возникаютпод влиянием практического опыта и автоматически «срабатывают» под воздействием соответствующих внешних и внутренних условий.
Для обозначения такого рода связей психологи ввели специальный термин. Они назвали ихнавыками.
В зависимости or вила осуществляемых действий говорят о различных видах навыков. Так, когда преобладает деятельность органов чувств, говорят осенсорных навыках. Их примеры: различение формы букв при чтении; различение фонем — при слушании речи, контроль за работой двигателя на слух (у мотористов); определение расстояний и скорости движения на глаз (у водителей); различение оттенков цвета (у художников, текстильщиков); определение на - ощупь качества кожи (у кожевенников); определение на вкус сорта пищевых продуктов (у дегустаторов) и т. д.
Когда преобладающую роль играет мышечная деятельность, говорят одвигательных (или моторных) навышах. Их примеры: печатание «вслепую» (т. е, не глядя на шрифт) машинисткой, линотипистом, телеграфистом на буквопечатающем аппарате; игра на пианино и струнных музыкальных инструментах, не глядя на клавиши, езда на мотоцикле или велосипеде и т. д.
При сочетании обоих видов деятельности, т. е. когда двигательные акты выполняются под контролем зрения (или слуха), говорят осенсомоторных навыках. Примеры их проявления: письмо, рисование, черчение, вождение автомобиля, посадка самолета, строгание, выпиливание и т. д.
Применительно к умственной деятельности говорят обинтеллектуальных навыках. Например, о навыках счета, чтения показаний приборов. Или еще шире — о навыках решения определенных типов задач, навыках логического мышления и т. д.
При еще более широком подходе говорят онавыках поведения или привычках. Тогда и воспитание сводится к формированию определенных привычных установок, привычных способов мышления, привычных форм выражения чувств, привычных оборотов речи и т. д.
Общим везде остается одно. Обучение рассматривается, как формирование определенных условно-рефлекторных связей, а поведение — как автоматическое срабатывание этих связей при воздействии соответствующего раздражителя. Отсюда вытекает, что при «хорошо» заученном навыкесознание не управляетповедением или деятельностью, а толькосопровождаетих. Ономожет помогать формированию навыка. Например, когда человек учится писать буквы, он сначала должен осознавать, обдумывать каждое движение карандаша по бумаге, сознательно его контролировать и направлять. Аналогично, переходя к написанию слов, он сначала сознательно должен обдумывать и применять правила правописания. Но затем, по мере научения он все меньше задумывается и контролирует свои действия. Выписывание букв и правильное написание слов осуществляются все болееавтоматически.
Таким образом, конечной целью обучения оказывается автоматизация осваиваемых действий, выполнение их без вмешательства и управления со стороны сознания.
Отсюда, вслед за определениемнавыка как цели и результата обучения, вытекает еще одно его определение какавтоматизированного целесообразного действия.