Конспект лекций по предмету "Философия"


Лекция 6. Философская антропология

Философская антропология – в широком смысле слова означает философское учение о человеке, его природе, сущности. В этом значении данное учение охватывает самые различные, нередко противоположные, философские направления, ориентированные на проблему человека – персонализм, прагматизм, религиозная философия, экзистенциализм, феноменология и др., а также и научные представления о различных измерениях человека, изучаемые в отдельных науках. Такой антропологический поворот в философии был вызван переменами в социальной и духовной жизни мира, драматическими событиями и катастрофами первой мировой войны и последующего десятилетия, необходимостью переосмысления человеческого бытия «на изломе».
В философии 20 века сложились многообразные образы человека, исходя из которых предполагалось, что «человеческое» измерение должно быть понято исходя из него самого, из его «жизненного мира». Несмотря на внешнюю пестроту а иногда и внутреннюю противоречивость философских антропологических построений 20 в. объединяющим их началом является особый интерес к вопросу об определении человека, к поиску его сущностных параметров. Какие бы измерения человеческого опыта не затрагивались – «экзистенция», «жизнь», «спасение», «душа», «дух» и т.д. – все они вопрошают о главном – что есть человек. Этот вопрос всегда открыт с точки зрения философской антропологии 20 в., ибо человек в своем существовании всегда возможность, проект, он «есть» лишь в той мере, в какой делает себя тем, что он есть.
В философской антропологии 20 в. прослеживаются два основных подхода: первый восходит к Ф. Ницше (парадигма «жизни»), второй – к Кьеркегору (парадигма «существования» или «экзистенции»). В рамках первого подхода человек рассматривается как витальное существо, а значит представляет собой часть жизненного, т.е., в конечном счете, природного процесса. С точки зрения второго подхода, фундаментальной антропологической характеристикой является экзистенция. Человек здесь рассматривается как «самость», результат собственного «полагания» и в то же время застает себя как нечто уже «положенное». Он содержит в себе «проективность» и «брошенность», «свободу» и «фактичность», «самополагание» и «положенность». Человеческое бытие есть с самого начала «бытие-в-мире» (Хайдеггер, Ясперс, Марсель, Сартр), ибо человек есть то, что он из себя делает.
Несколько в стороне от западной мысли осуществлялись философско-антропологические поиски русской мысли. В русской религиозной философии критикуется позиция сознания, приписывающая человеку центральное место в бытии, т.е. в конечном счете ставящая человека на место Бога – «человекобожие» (Вл. Соловьев, С.Л. Франк, Булгаков и др.). В то же время «думы» о человеке в русской философии последней трети 19 – первых десятилетий 20 в. перекликаются по экзистенциональной проблематике с западной философской мыслью, с «философией экзистенции». Предвосхищая Сартра, Н. Бердяев и Л. Шестов утверждают первичность свободы по отношению к бытию.
Экзистенционально-феноменологическая линия философской традиции 20 в. дополняется подходами мыслителей, считавших себя представителями «научной» философской антропологии. Общим для представителей направления, претендующего на статус самостоятельной философской дисциплины - философской антропологии, является понимание ее как науки. Рассмотрим более подробно основные положения о человеке, отстаиваемые в рамках философской антропологии как науки (Шелер, Плеснер, Гелен).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.