Обратим внимание на представления о человеке в Древнем Египте. Они были весьма сложными, и их осмысление требовало от человека значительной интеллектуальной и духовной работы, что сильно стимулировало его развитие. В Древнем Египте осмысление сущности человека, значимости его внутреннего мира преломлялось через призму религиозных ценностей. Именно последние и определяли характер аксиологического ряда в Древнем Египте. Конечно, материальные блага всегда приветствовались людьми, но, по сравнению с религиозными идеями, они были второстепенными. Для древнего египтянина самым важным делом являлось то, какое погребение он заслужит своей жизнью. Чем более значимая и нравственная жизнь велась человеком, тем более величественное погребение ожидало его. Основы жизненной стратегии древнего египтянина удачно выражены в «Рассказе Синухе» (Синух является реальным историческим лицом, жившим в ХХ веке до н. э.). Бежавший из страха перед заговором высокопоставленный египетский вельможа, подводя итог своей счастливой судьбе на чужбине, хвалится достигнутыми материальными благами, но готов их отдать для того, чтобы быть погребенным на родине. Об этом он говорит так: «Полз я ползком от голода, а теперь я оделяю хлебом соседа. Бежал человек из страны своей нагим, теперь же щеголяю я в платьях из тонкого льна. Бежал человек без спутников и провожатых, теперь же богат я людьми. Прекрасен мой дом, обширно поместье мое, и помнят обо мне во дворце. О бог, предначертавший мое бегство, кто бы ни был ты, будь милосерд, приведи меня в царский дворец! Быть может, ты дашь мне узреть края, где сердце мое бывает всякий день. Что желаннее погребения в той стране, где я родился?» И заканчивается рассказ не описанием материальных благ, а описанием построенной гробницы, в котором подчеркивается, что всё необходимое для посмертных богослужений уже приготовлено. Главная мысль в этом рассказе заключена в том, что первостепенным является не то, как человек будет жить и выглядеть перед людьми на земле, а то, в каком виде он уйдёт из этой жизни на суд бога Осириса.
По мнению египтологов, египтяне насчитывали не менее 10 составляющих человеческого существа, гармония которых нарушалась в результате смерти человека. Для обеспечения же вечной и радостной жизни необходимо было сохранить единство и гармонию этих составляющих.
Наиболее известные и часто упоминаемые в источниках компоненты человеческой сущности обозначаются как Ка и Ба. Ка представляет собой невидимого духовного двойника, который рождается и растет вместе с человеком. Этот двойник безгрешен и являет собой образ, по которому человек должен организовываться. Ка может жить и вне тела человека, например, в цветке. После смерти человека Ка, благодаря погребальным ритуалам, способен сохранять вечную материальную жизнь. Ка передаёт человеку информацию о его индивидуальности, помогает вспомнить своё «я». Отправиться к своему Ка – означало умереть. Надо отметить, что боги тоже обладают Ка, причём не в единичных количествах. Например, у бога Ра насчитывалось 14 Ка. Считалось, что одно из Ка Осириса живёт в теле фарона. У фараонов также насчитывалось несколько двойников Ка.
Ба – это составная часть человеческой сущности. Ба несёт персональную ответственность за содеянное. Ба отвечает на загробном суде Осириса. Если человек был грешником, то Ба пожирается рядом находящимся чудовищем, что означает окончательную смерть. Праведники же отправляются на блаженные поля Илау. В труде «Беседы» Ба описывается так: «Воистину, кто перейдёт в загробное царство – будет в числе мудрецов, без помехи говорящих с божественным Ра». Ба изображалась птицей с человеческой головой, напоминавшей этрусских вещих птиц Алконоста и Сирина. Ба понималось как внутренний собеседник человека; если же этот собеседник не отвечал, то человек испытывал страх. В христианстве наиболее близким аналогом Ба является душа. Христианская традиция при отождествлении Ба с душой берёт начало с творчества египетского писателя IV века Гораполлона, который, создавая трактат об египетских идеограммах, перевёл Ба на коптский язык в значении душа; однако важно учитывать, что разница между этими понятиями существует. Ба изображалась в виде птицы с человеческой головой, а иногда и с руками.
Рен – сокровенное имя человека, способное замещать человека во время отсутствия его самого. Следует подчеркнуть, что придавалось особое значение имени, которое, согласно поверьям, сильно подвержено магическому воздействию. Зная настоящее имя человека, маг мог повлиять на его судьбу, поэтому подлинное имя человека или бога — сокровенная тайна, которую нельзя раскрывать даже в самых критических ситуациях. Это утверждение наглядно иллюстрирует миф о Ра и Исиде. Богиня Исида, которая вела жизнь земной женщины, стала уставать от жизни простых смертных. Она стремилась к тому, чтобы занять место среди всемогущих богов. Для этого ей важно было приобрести силу верховного бога Ра, что являлось возможным лишь при условии знания его настоящего имени. Исида, стремясь узнать подлинное имя бога Солнца, сотворила змея, который ужалил Ра. Спасти Ра от смерти сможет лишь произнесённое богиней заклинание, но для этого она должна назвать его настоящее имя. Ра пускается на всевозможные хитрости для сохранения тайны и выдаёт ей Рен лишь под угрозой неминуемой гибели. Свое признание Ра облекает в следующие слова: «Да обыщет меня Исида, и да выйдет мое имя из моего тела в ее тело». По другим текстам, Ра открыл своё имя так: «Согласно моей воле, Исиде будет дозволено узнать моё тайное имя, и, покинув моё сердце, оно перейдёт в её». Вероятно, имя здесь мыслится как материальная субстанция, обладающая способностью перемещения.
Ах – сверкающий дух, проявляющийся лишь после смерти человека и пребывающий рядом со звёздами. Ах воплощает имя человека, уготованное ему прежде рождения, то есть в его предсуществовании. По сути, Ах – это часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. По-египетски Ах буквально означает светлый, просветленный, освещенный, блаженный. Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно всё, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех её видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.
Другая часть души – Шуит (Шу) – тень, обладающая собственной индивидуальностью и силой. Шуит считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая тёмная сторона
Секхем – сила, жизненная энергия человека, обитает на небе среди Богов.
Сах – так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освящающих ее обрядов. Это слово можно перевести как мумия, или точнее, священные останки. Главное назначение оболочки Сах – входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим. По состоянию и виду тела посвящённый мог судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек. Для очищения Сах использовался комплекс мер. Часть мер касалась физических манипуляций, например, обрядовых очищений при помощи воды, солей натрия, мазей. Другая часть была связана с молитвами, пением гимнов, которые могли бы благотворно воздействовать на другие составляющие природы человека, взаимосвязанных с Сах.
К составляющим человеческую природу также относили душу-сердце, вместилище человеческого сознания (др. — егип. Иб, позд. — егип. Эб). Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвящённых, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту. Эб – это бессмертная душа. Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, поскольку сообщало богам всю информацию о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех как добрых, так и злых мыслей человека. Правда, в «Книге мёртвых» предлагались заклинания, побуждающие Эб не говорить богам о злых мыслях человека. Для этого использовались специальные заклинания, а над сердцем в мумии помещался амулет скарабея.
Также необходимо выделить другую составляющую природы человека, но с идентичным названием – Эб – душа-причина, или надсознание. Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания.
Другой компонентой природы человека считается Эб как душа-смысл, или самосознание; по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей, человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни.
После смерти человека все его оболочки (Ка, Ба, Эб, Ах) отделялись от тела (Сах) и покидали его на 70 дней. Возвращаясь к своему Сах, души Ка, Ба, Эб и Ах обеспечивали магическое Воскресение умершего. Воскреснувший покойник отправлялся на суд Осириса.
Важной чертой религии египтян было то, что целью их религиозных ритуалов, молитв было не удачное перевоплощение, а стремление приобщиться к вечной жизни. Вечное, личное, бессмертное бытие души, в наидревнейшем сознании египтян, представляет следующие пять периодов: 1) предсуществование души без тела; 2) жизнь на земле в теле; 3) жизнь в аменти (загробном мире) без тела; 4) душепереселение – жизнь в телах; и, наконец, 5) жизнь опять со своим человеческим телом. Символом же вечной жизни была птица Феникс. В данном случае важно обратить внимание на то, что периодизация жизни в Древнем Египте была подчинена не стремлению продлить род или изменить собственными человеческими силами окружающий мир, а сохранению человеческой природы и утверждению его места в божественном мироздании. Здесь кроется серьёзное отличие древнеегипетского понимания цели индивида от православного, для которого цель жизни человека заключена в обожении (уподоблении Богу) через стяжание Святого Духа. Религиозная доктрина Древнего Египта учит не делать ничего, что превышало бы необходимый минимум, которого требует хозяйственная жизнь; относиться к другим людям нравственно. Вместе с тем в православии, помимо нравственного отношения к другим людям, постулируется необходимость бережного отношения к собственному духовному облику, а нейтральное отношение к жизни, в которой индивид не приумножает своих затрат более необходимого минимума, оказывается невозможным, что подчёркивает необходимость активной духовной жизни человека, которая могла бы охватить и его хозяйственную деятельность.
Между тем в Египте подчёркивалось значимость счастья и радости, как высших благ. В Древнем Египте считали: «Богатства можно достичь, если их желаешь, но какая польза от богатства, если нет желаний». Поступки древних египтян были обусловлены их стремлением к счастью, которое не требует обоснований. Например, детей египтяне очень любили и воспитывали их не столько ради продления рода, сколько ради радости в жизни.
Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом культуры Древнего Египта была вера в индивидуальное бессмертие. Причём речь идёт о бессмертии не только фараона, но и всякого другого человека, который вёл добродетельную жизнь, не нарушал божественных законов, чтил богов и был похоронен согласно ритуалам. Тем не менее в бедных семьях не всегда находились средства на совершение даже самых скромных ритуалов.
Однако египетские обряды и молитвы выходили за рамки заупокойного характера и проводились во время таких праздников, как воскрешение Осириса, разлив Нила. Последний связывался с тем, что Исида, переживая за страдания людей, роняет свои слёзы в воды Нила, и он периодически выходит из своих берегов. В Египте существовал и повседневный цикл богослужений. Молитва у египтян называлась Кекх (обращаться к Богу), а размышления о духовном назывались Уаа (советоваться с сердцем). Храмовые соотружения египтяне вседа делали из камня, не из кирпича. Храм имел прямоугольную продолговатую форму. Алтарное место храма понималось как пространство, в котором пристутсвует душа бога, в честь которого построен храм. Храм понимался как место, в котором небо спускается на землю, соединяется с ней, поэтому нахождение в храме обязывало к богоподобному поведению.
Надо отметить, что тексты египетских молитв весьма поэтичны. Вот один из них в переводе Константина Бальмонта, который достоверно передаёт смысл молитвы:
«Вот очищения. Воскурения для Сокровенного, чей облик есть Солнце, для владыки Карнака, для Солнцеликого, великого на месте своём. Фараон здесь с тобою. Жизнь, Здоровье, Сила, Устой, царь Юга и Севера, фараон, повелитель всех живущих вовеки.
Вот дары приготовленные. Возьми их. Чисты и истинны все они. Достоверны. Возьми их, о бог, возлюбивший душистые смолы».
Подчеркнём, что в данной молитве важной фигурой является фараон, ибо считалось, что он по своей природе максимально приближен к богам и власть получает именно от них. От богов же фараон получает знания о принципах правления страной и организации жизни людей, поэтому власть фараона являлась сакральной и крепкой. Молитвы являлись обязательной частью жизни древних египтян, тем более, как считалось в Древнем Египте, слова воплощают предметы и явления, обладают существенной материальной силой. Речь приводит в порядок слова, а значит, и мироустройство. Это понимание слова отразилось и в искусстве Древнего Египта. Так, любое изображение живого существа непременно сопровождается написанием его имени. Египетская же поэзия (особенно на оригинальном языке) отличается необыкновенной красотой, проникновенностью и глубиной мысли. Причём ошибочно полагать, что поэзия, или какой-либо другой вид искусства, увлекала лишь узкую привилегированную группу людей. Поэзией интересовались и крестьяне, и рыбаки, что делало высокое искусство востребованным, способным к действенному воздействию на духовную и материальную жизнь общества. Более того, тексты папирусов свидетельствуют о высоком уровне грамотности населения, которое, независимо от своего социального положения (если не считать рабов), имело возможность научиться чтению и письму в специальных школах. Поэтому неудивительно, что для народов, соседствующих с Египтом, почти всякий подданный фараона являлся своего рода примером духовного и интеллектуального облика.