Конспект лекций по предмету "История"


Экономика.

В результате индустриализации и коллективизации и свертывания НЭП все предприятия, магазины, банки…, колхозы оказались под контролем государства. На смену рыночным отношениям пришел план, выполнение которого контролировалось административно-командной системой. В 1939г.парткомы получили право контролировать администрацию предприятий.
Общественные отношения.
В обществе формировалась массовая психология уравнительства: пусть в бедности, но зато все равны. Контроль за массами осуществлялся через общественные организации: профсоюзы, комсомол (1918г.), пионерскую организацию (1922г.), созданные как самостоятельные, в 30-годы они превратились в зависимый от партийно-государственный верхушки инструмент воздействия на психологию масс.
Национальные отношения.
Под видом федерации СССР превратился в унитарное государство. Партийно-государственные органы проводили свою политику без учета интересов народов. Так в Чечено-Ингушетии, где население проживало некомпактно, провели коллективизацию… Руководители республик не смели принимать самостоятельных решений без согласования со Сталиным. Это приводило к перегибам в национальной политике, больно ранило национальное самосознание и создавало причины для последующих национальных конфликтов.
Личность.
Человек, оторванный от собственности, средств производства, власти, не мог быть личностью в правовом отношении. Права личности подменялись классовыми, групповыми интересами. Интересы общества ставились превыше личных. Школа воспитывала личности в духе непримиримости к «врагам народа» и преданности партии во главе ас товарищем Сталиным.
Система уничтожала то, что входит в понятие «свободная личность»: самостоятельность и независимость суждений, критичность, оригинальность, инициативность, творческое мышление. Люди становились простыми исполнителями.
Политическая жизнь.
Формирование однопартийной системы сопровождалось ликвидацией оппозиции внутри ВКП (б) и слиянием партии с государством. Совнарком обладал исполнительной и законодательной властью. Роль Совета, как органов власти, принижалась. Все это создавало условия для забвения общих интересов и злоупотреблений, стоящих у власти. Конституция 1936г. провозглашала права и свободы граждан, но они не обеспечивались. Партийно-государственный аппарат вмешивался в сферу правосудия. Существовали «альбомные дела». Суд вершили всякого рода «двойки» и «тройки». Возросла роль НКВД (Ягода, Ежов, Берия). Опасаясь сопротивления военных. Сталин ликвидировал цвет армии: Тухачевского, Блюхера, Егорова, Якира. В 36 расстреляли Каменева и Зиновьева. В 37г. Бухарина и Рыкова. Люди жили в страхе видя в каждом скрытого «врага народа». Репрессии привели к тому, что во главе государства оказались люди с невысоким уровнем общественной и политической культуры, не смевшие принимать каких-либо решений без согласования с со Сталиным. Так последний становился вождем. Этому способствовали и его личные качества такие как мстительность, воля к достижению цели.
В тоже время на формирование культа вождя повлияли низкий уровень культуры, образования, вековые традиции и психология масс.
Вопросы:
1. Что такое тоталитаризм?
2. Каковы его основные черты?
3. Когда и как экономика оказалась под контролем государства?
4. Какую психологию формировали у советских людей?
5. Как через общественные организации осуществлялся контроль за массами?
6. Как тоталитаризм проявился в национальных отношениях?
7. Можно ли считать советских людей той поры личностями в полном смысле этого слова? Почему?
8. Каким образом вся власть в стране оказалась под контролем правящей партийно-государственной верхушки во главе со Сталиным?
9. Почему 30-е годы ознаменовались массовыми репресси


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.