Важнейшая задача-возвращение Смоленска и побережья Финского залива. Возможность вернуть Смоленск и др. земли представилась во время борьбы украинского и белорусского народов против Речи Посполитой. Мощное движение украинского и белорусского народов, томившихся под социальным, национальном и религиозном гнетом польско-литовских феодалов началось в 1648г. в Запорожской Сечи под руководством Богдана Хмельницкого. В первых сражениях под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами, войска Хмельницкого одержала победу. По Сборовскому миру 1649г. Речь Посполитая признала Хмельницкого гетманом Украины и самоуправление казаков в трех воеводствах: Киевском, Черниговском и Брацлавском. Через год война возобновилась, и восставшие проиграли сражение в 1651г под Берестечком, а 1652г. одержали победу над поляками под Батогом. Сил не хватало и Б. Хмельницкий обратился к России за покровительством. В 1653 Земский собор принял решение о принятии Украины в подданство России. 8 января 1654г. Переяславская Рада приняла решение о воссоединении Украины с Россией. В 1654г. началась война России с Речью Посполитой, завершившаяся Андруссовским перемирием 1667г. Россия вернула Смоленск, Чернигов, Стародуб, Левобережную Украину и Киев, а по Вечному миру 1686г. Запорожская Сечь перешла в совместное владение России и Р.П., объединившихся против турецко- крымской агрессии.
Война со Швецией 1656-1658г.г. не принесла территориальных изменений.
В17в. была освоена Сибирь (1601 г.-Мангазея, 1649 г.-Анадырский острог). За 50 лет служилые люди, охотники, крестьяне заселили Сибирь. Большое значение сыграли экспедиции. В 1643-46 г.г. В.Поярков открыл Амур. В 1648 г. С.Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой. В 1649-51 г. Хабаров исследовал Приамурье, а Атласов в 1696-99-Камчатку и Кириллы. Центром Сибири стал Тобольск. Отсюда воевода управлял краем, где проживало 25 тыс.чел. Местное население стало платить ясак. Привлекая на свою сторону местную знать, русские закрепляли за ними земли и жаловали права дворян. Вхождение этих народов имело для них в целом положительное значение.
В 1676-82 г.г. царём был Фёдор Алексеевич. При нём в 1682г. отменили местничество, мешавшее управлению страной и армией. После его смерти при участие стрельцов на престол возвели 16 летнего Ивана V и 10 летнего Петра I I, а регентом стала царевна Софья (1682-89г.). При ней в 1687г. открылась Славяно-греко-латинская академия-первое высшее учебное заведение России. Во главе с князем В. Галициным русские впервые совершили безрезультатные походы против Крыма. В 1689г. Пётр I женился. Он считался зрелым человеком, и регентша стала не нужна. Софья не желала уступать власть, но знать поддержала Петра и царевна была заточена в монастырь. Пётр I стал полновластным правителем страны.
Вопросы к теме «Россия при первых Романовых »
1.Когда и как началась династия Романовых?
2.Охарактерезуйте политическое развитие России в XVII веке.
3.Что вам известно о церковной реформе Никона? Каковы её последствия?
4.Какие новые черты появились в экономическом развитии страны?
5.Охарактерезуйте положение различных социальных групп в XVII веке.
6.Каковы причины народных волнений? Назовите известные вам выступления народных масс XVII веке
7.Расскажите, пользуясь картой о крестьянском восстании под предводительством С.Разина.
8.Какие внешнеполитические задачи стояли перед правительством России в XVII веке?
9.Расскажите о борьбе украинского и белорусского народов против гнёта польско-литовских феодалов.
10.Каковы результаты войны России с Речью Посполитой?
11.Проследите по карте экспедиции Сибири и на востоке.
12.Какое значение имело воссоединение Украины с Россией и освоение Сибири для России и народов населяющих указанные территории?
2.8. Русская культура в X – XVIIвв.
Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, созданных обществом в процессе развития.
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением взаимоотношений с соседними странами.
В XII – XIII веках из – за упадка Киева и политического обособления отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.
В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, была создана основа для последующего культурного развития.
Изучение материальной культуры Древней Руси основывается главным образом на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.
Но особенно успешно развивалось оружейное дело: производили мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера создавали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.
Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Мастера изготовляли кольца, перстни, браслеты, кресты, медные и серебряные блюда и кубки.
В Древней Руси умели делать и стеклянные украшения. Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовление с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно.
Столь же широко распространилось плотницкое ремесло. Основными инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью которых возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой.
Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портняжное, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей – всего до 70-ти.
Культура народа связана с его бытом, а быт, определяемый уровнем развития хозяйства страны, связан с культурными процессами. В городах сияли куполами храмы, поражали изяществом дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во время пиров женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Гусляры пели «Славу» именитым гостям. Происходила раздача пищи и денег от имени хозяина неимущим. Любимая забава богатых – соколиная и ястребиная охота. Для просто люда – скачки, турниры.
Женщины носили сарафаны, голову накрывали убрусами / платками /. В селах, деревнях люди жили в избах, полуземлянках. Там люди настойчиво боролись за свое существование: пахали, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись.
Скульптура не получила развития, т. к. статуи напоминали христианским священникам языческих идолов славян.
Типичное жилище в Древней Руси – полуземлянка или бревенчатый сруб, пол земляной или дощатый. Печь топилась по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и большего сохранения тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства составляли лари и лавки, на которых и сидели и спали. Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу мужского костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время – меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей бархатной, у простолюдина кожух шился из овчины, а у князя – из соболя или другого дорогого меха. Только князья могли носить длинные, до пят, плащи.
Фольклор.
Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве – фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия. Обрядовый фольклор: песни и пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Особое место в фольклоре занимает былинный эпос, былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
Письменность и литература.
Сообщение средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось, по - видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита – кириллицы. Самыми ранними из дошедших до нашего времени памятников древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 – 1057 г.г. Изборники 1073 – 1076 г.
В Древней Руси писали на пергамене. Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.
В связи с распространением христианства на Руси стали создаваться школы для «книжного учения». Грамотных людей было довольно много, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты XI – XII ВЕКА. Среди них частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи. В Киеве при соборе Святой Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.
На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.
Уже в XI веке начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям.
Летопись – погодные изложения событий.
Крупнейший летописный свод Киевской Руси – «Повесть временных лет» возник в начале XII веке. Она стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами «Повестями временных лет» были отстаивание христианской веры и защита родной земли.
Автором «Повести временных лет» обычно называют монаха Киева – Печорского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летопись была документом политическим и потом нередко подверглась переработке в связи с приходом к власти нового князя.
В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона написанное во второй трети XI веке, посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В «Поучении Владимира Мономаха» 1117 создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботящегося о подданных, радеющего о единстве и благополучии Руси.
Крупнейшие центры летописания в XII веке – Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко – Волынская земли.
Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Его создатели всегда отражали в первую очередь местные, городские дела. Летописи здесь создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для придворного княжеского летописания, преобладавшего в других русских землях.
Летописание Севера – Востока зародилось при Андрее Боголюбском и отразило стремление этого князя, утвердили первенство Владимира – Суздальского княжества во всей Русской земле. Летописцы стояли на стороне Владимира в его соперничестве со «старшими» городами Ростовом и Суздалем, а князей Андрея Боголюбского и
Всеволода III Большое Гнездо изображали почти как святых.
Галицко – Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галицкой земли. Летопись восхваляла князей Романа и Даниила, пропагандировала идею сильной княжеской власти.
Крупнейшим произведением этой эпохи считается «Слово о полку Игореве», посвященное походу в Новгород – северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» видит в распрях между князьями, в их неподчинении великому киевскому князю.
Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них – «Сказания о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киева – Печорского монастыря Феодосия и д.р.
В условиях средневековья человека редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так характерен жанр «хожений», рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится «Хожение» игумена Даниила, совершившего паломничества в Палестину.
Архитектура.
С принятием христианства на Руси стали, возводится храмы. Первые из них были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X века был построен первый русский каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240).
Типичный русский храм был крестово-купольным.
Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.
Самым ранним из сохранившихся памятников древнерусского зодчества является огромный 13 – купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30-е года XI века). Собор был богато украшен мозаиками и фресками.
Несколько позднее был сооружен собор Святой Софии в Новгороде. Если киевская София нарядна, то новгородская – сурова и лаконичная. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетии.
В XI веке в Киеве и Новгороде возводились и монастырские каменные церкви. Каменное строительство велось и в других городах Руси: в Полоцке, Чернигове.
В XII веке быстро развивалось каменное строительство, поскольку становившиеся самостоятельными князья стремились украсить города и монастыри, подчеркивая тем самым свое богатство и величие.
Два направления в архитектуре XII-XIII веке представлены зодчеством Новгорода и Владимира.
В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средство горожан, предназначались для повседневной службы, поэтому были сравнительно невелики и простые в убранстве. Церкви были приземисты, имели мощные стены. Наиболее известны среди них Георгиевский собор Юрьева монастыря (трехкупольный), церковь Спаса на Нередицы, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскевы Пятницы на Ярославовом дворище.
Новгородское зодчество оказало большое влияние на архитектуру других северо-западных земель: Пскова, Старой Ладоги.
Зодчество Владимиро-Суздальской земли, окончательно сложившиеся во время Андрея Боголюбского, во многом отличалось от новгородского. На Северо-востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Владимирские соборы (Успенский и Дмитриевский), княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота Владимира величественны и нарядны. Дмитриевский собор, построенный при Всеволоде III Большое Гнездо, славится обилием тонкой каменной резьбы. Церковь Покрова на Нерли поражает исключительным изяществом пропорции, легкостью, устремленностью ввысь.