Конспект лекций по предмету "История"


Внешняя политика России в 17в.

Важнейшая задача-возвращение Смоленска и побережья Финского залива. Возможность вернуть Смоленск и др. земли представилась во время борьбы украинского и белорусского народов против Речи Посполитой. Мощное движение украинского и белорусского народов, томившихся под социальным, национальном и религиозном гнетом польско-литовских феодалов началось в 1648г. в Запорожской Сечи под руководством Богдана Хмельницкого. В первых сражениях под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами, войска Хмельницкого одержала победу. По Сборовскому миру 1649г. Речь Посполитая признала Хмельницкого гетманом Украины и самоуправление казаков в трех воеводствах: Киевском, Черниговском и Брацлавском. Через год война возобновилась, и восставшие проиграли сражение в 1651г под Берестечком, а 1652г. одержали победу над поляками под Батогом. Сил не хватало и Б. Хмельницкий обратился к России за покровительством. В 1653 Земский собор принял решение о принятии Украины в подданство России. 8 января 1654г. Переяславская Рада приняла решение о воссоединении Украины с Россией. В 1654г. началась война России с Речью Посполитой, завершившаяся Андруссовским перемирием 1667г. Россия вернула Смоленск, Чернигов, Стародуб, Левобережную Украину и Киев, а по Вечному миру 1686г. Запорожская Сечь перешла в совместное владение России и Р.П., объединившихся против турецко- крымской агрессии.
Война со Швецией 1656-1658г.г. не принесла территориальных изменений.
В17в. была освоена Сибирь (1601 г.-Мангазея, 1649 г.-Анадырский острог). За 50 лет служилые люди, охотники, крестьяне заселили Сибирь. Большое значение сыграли экспедиции. В 1643-46 г.г. В.Поярков открыл Амур. В 1648 г. С.Дежнёв открыл пролив между Азией и Америкой. В 1649-51 г. Хабаров исследовал Приамурье, а Атласов в 1696-99-Камчатку и Кириллы. Центром Сибири стал Тобольск. Отсюда воевода управлял краем, где проживало 25 тыс.чел. Местное население стало платить ясак. Привлекая на свою сторону местную знать, русские закрепляли за ними земли и жаловали права дворян. Вхождение этих народов имело для них в целом положительное значение.
В 1676-82 г.г. царём был Фёдор Алексеевич. При нём в 1682г. отменили местничество, мешавшее управлению страной и армией. После его смерти при участие стрельцов на престол возвели 16 летнего Ивана V и 10 летнего Петра I I, а регентом стала царевна Софья (1682-89г.). При ней в 1687г. открылась Славяно-греко-латинская академия-первое высшее учебное заведение России. Во главе с князем В. Галициным русские впервые совершили безрезультатные походы против Крыма. В 1689г. Пётр I женился. Он считался зрелым человеком, и регентша стала не нужна. Софья не желала уступать власть, но знать поддержала Петра и царевна была заточена в монастырь. Пётр I стал полновластным правителем страны.
Вопросы к теме «Россия при первых Романовых »

1.Когда и как началась династия Романовых?
2.Охарактерезуйте политическое развитие России в XVII веке.
3.Что вам известно о церковной реформе Никона? Каковы её последствия?
4.Какие новые черты появились в экономическом развитии страны?
5.Охарактерезуйте положение различных социальных групп в XVII веке.
6.Каковы причины народных волнений? Назовите известные вам выступления народных масс XVII веке
7.Расскажите, пользуясь картой о крестьянском восстании под предводительством С.Разина.
8.Какие внешнеполитические задачи стояли перед правительством России в XVII веке?
9.Расскажите о борьбе украинского и белорусского народов против гнёта польско-литовских феодалов.
10.Каковы результаты войны России с Речью Посполитой?
11.Проследите по карте экспедиции Сибири и на востоке.
12.Какое значение имело воссоединение Украины с Россией и освоение Сибири для России и народов населяющих указанные территории?


2.8. Русская культура в X – XVIIвв.
Культура – совокупность духовных и материальных ценностей, созданных обществом в процессе развития.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением взаимоотношений с соседними странами.
В XII – XIII веках из – за упадка Киева и политического обособления отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.
В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, была создана основа для последующего культурного развития.
Изучение материальной культуры Древней Руси основывается главным образом на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.
Но особенно успешно развивалось оружейное дело: производили мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера создавали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.
Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Мастера изготовляли кольца, перстни, браслеты, кресты, медные и серебряные блюда и кубки.
В Древней Руси умели делать и стеклянные украшения. Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовление с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно.
Столь же широко распространилось плотницкое ремесло. Основными инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью которых возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой.
Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портняжное, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей – всего до 70-ти.
Культура народа связана с его бытом, а быт, определяемый уровнем развития хозяйства страны, связан с культурными процессами. В городах сияли куполами храмы, поражали изяществом дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во время пиров женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Гусляры пели «Славу» именитым гостям. Происходила раздача пищи и денег от имени хозяина неимущим. Любимая забава богатых – соколиная и ястребиная охота. Для просто люда – скачки, турниры.
Женщины носили сарафаны, голову накрывали убрусами / платками /. В селах, деревнях люди жили в избах, полуземлянках. Там люди настойчиво боролись за свое существование: пахали, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись.
Скульптура не получила развития, т. к. статуи напоминали христианским священникам языческих идолов славян.
Типичное жилище в Древней Руси – полуземлянка или бревенчатый сруб, пол земляной или дощатый. Печь топилась по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и большего сохранения тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства составляли лари и лавки, на которых и сидели и спали. Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу мужского костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время – меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей бархатной, у простолюдина кожух шился из овчины, а у князя – из соболя или другого дорогого меха. Только князья могли носить длинные, до пят, плащи.
Фольклор.
Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве – фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия. Обрядовый фольклор: песни и пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Особое место в фольклоре занимает былинный эпос, былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
Письменность и литература.
Сообщение средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось, по - видимому, с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита – кириллицы. Самыми ранними из дошедших до нашего времени памятников древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 – 1057 г.г. Изборники 1073 – 1076 г.
В Древней Руси писали на пергамене. Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.
В связи с распространением христианства на Руси стали создаваться школы для «книжного учения». Грамотных людей было довольно много, о чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде берестяные грамоты XI – XII ВЕКА. Среди них частная переписка, деловые хозяйственные документы, даже ученические записи. В Киеве при соборе Святой Софии была создана обширная библиотека. Подобные собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных монастырях.
На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.
Уже в XI веке начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям.
Летопись – погодные изложения событий.
Крупнейший летописный свод Киевской Руси – «Повесть временных лет» возник в начале XII веке. Она стала основой русского летописания. Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами «Повестями временных лет» были отстаивание христианской веры и защита родной земли.
Автором «Повести временных лет» обычно называют монаха Киева – Печорского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный труд, в составлении и переработке которого принимали участие несколько летописцев. Летопись была документом политическим и потом нередко подверглась переработке в связи с приходом к власти нового князя.
В летописи нередко включались публицистические и литературные произведения. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона написанное во второй трети XI веке, посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии. В «Поучении Владимира Мономаха» 1117 создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботящегося о подданных, радеющего о единстве и благополучии Руси.
Крупнейшие центры летописания в XII веке – Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко – Волынская земли.
Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Его создатели всегда отражали в первую очередь местные, городские дела. Летописи здесь создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для придворного княжеского летописания, преобладавшего в других русских землях.
Летописание Севера – Востока зародилось при Андрее Боголюбском и отразило стремление этого князя, утвердили первенство Владимира – Суздальского княжества во всей Русской земле. Летописцы стояли на стороне Владимира в его соперничестве со «старшими» городами Ростовом и Суздалем, а князей Андрея Боголюбского и
Всеволода III Большое Гнездо изображали почти как святых.
Галицко – Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галицкой земли. Летопись восхваляла князей Романа и Даниила, пропагандировала идею сильной княжеской власти.
Крупнейшим произведением этой эпохи считается «Слово о полку Игореве», посвященное походу в Новгород – северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» видит в распрях между князьями, в их неподчинении великому киевскому князю.
Важным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них – «Сказания о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киева – Печорского монастыря Феодосия и д.р.
В условиях средневековья человека редко покидал родные края. Тем больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой литературы так характерен жанр «хожений», рассказов о путешествиях. К этому направлению древнерусской литературы относится «Хожение» игумена Даниила, совершившего паломничества в Палестину.
Архитектура.
С принятием христианства на Руси стали, возводится храмы. Первые из них были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X века был построен первый русский каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240).
Типичный русский храм был крестово-купольным.
Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.
Самым ранним из сохранившихся памятников древнерусского зодчества является огромный 13 – купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30-е года XI века). Собор был богато украшен мозаиками и фресками.
Несколько позднее был сооружен собор Святой Софии в Новгороде. Если киевская София нарядна, то новгородская – сурова и лаконичная. Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского зодчества последующих столетии.
В XI веке в Киеве и Новгороде возводились и монастырские каменные церкви. Каменное строительство велось и в других городах Руси: в Полоцке, Чернигове.
В XII веке быстро развивалось каменное строительство, поскольку становившиеся самостоятельными князья стремились украсить города и монастыри, подчеркивая тем самым свое богатство и величие.
Два направления в архитектуре XII-XIII веке представлены зодчеством Новгорода и Владимира.
В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средство горожан, предназначались для повседневной службы, поэтому были сравнительно невелики и простые в убранстве. Церкви были приземисты, имели мощные стены. Наиболее известны среди них Георгиевский собор Юрьева монастыря (трехкупольный), церковь Спаса на Нередицы, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскевы Пятницы на Ярославовом дворище.
Новгородское зодчество оказало большое влияние на архитектуру других северо-западных земель: Пскова, Старой Ладоги.
Зодчество Владимиро-Суздальской земли, окончательно сложившиеся во время Андрея Боголюбского, во многом отличалось от новгородского. На Северо-востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Владимирские соборы (Успенский и Дмитриевский), княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота Владимира величественны и нарядны. Дмитриевский собор, построенный при Всеволоде III Большое Гнездо, славится обилием тонкой каменной резьбы. Церковь Покрова на Нерли поражает исключительным изяществом пропорции, легкостью, устремленностью ввысь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.