1) Бытие как реаольное существование – линия Гераклита
2) Бытие как гарантия реального существования – линия Парменида
3) Материя как форма бытия.
Рездел философии изучающий проблемы бытия – онтология.
В течение более 2-х тысячелетий проблемы бытия остаётся в философии одной из самых фундаментальных проблем.
Суть в стремлении понять, что реально существует в отличие от того, что только кажетсся существующим. В конечном счёте, проблема бытия – проблема человека, его места в мире, проблема того, что естественно и что противоестественнно, что должно быть и чего быть не должно. Проблема того, как нужно поступать и как поступать нельзя. Универсальной предпосылкой учения о бытии является уверенность людей в том, что при всех видимых изменениях происходжящих в природе, обществе мышлении, мире в целом. Тем не менее существуют определённые гарантии стабильности мира, его неунечтожимости. Это лежит в основе человеческого оптимизма, веры в будущее. Это уберегает человека от осознания ужаса, возможносьти гибели мира в любой момент.
Понятию бытие противостоит понятие небытие. Эти два понятия неразрывно свзяны между собой и некотороые философы предлагают рассматривать проблему бытия, как систему – бытие- небытие.
Существует много точек зрения на проблему бытия, но все их можно свести к двум основным подходам, которые были заложены в античное время.
1 подход:
Наиболее отчётливо был сформулирован Гераклитом.
Для гераклита бытие – множество индивидуальных, чувственно воспринимаемых вещей, которые отличаются не только друг от друга, но и от самих себя. Это озночает, что они изменяются во времени, что в каждый момент времени они становятся иными чем были прежде. Гераклит внёс диалектику в понимание бытия, говорит об изменчивости чувственно воспринимаемых вещей. Бытие как поток, в котором всё возникает и гибнет, но никогда не существует устойчивым, твёрдым.
В одну реку нельзя войти дважды.
В бытии всё равнозначно, в бытии нет никаких определяющих жизненных ориентиров, бытие переходит в небытие и наоборот. Так что одна и таже вещь, одновременно, существует и несуществует. Жизнь – смерть, а смерть – жизнь. Бытие – бесконечный и непрерывный процесс возникновения, становления, развития, увядания, гибели.
Это представление получилор дальнейшее развитие. Софисты из понимания бытия как процесса сделали вывод о всеобщей относительности этого мира. Всё относительно, потому что всё изменчиво. Относительны знания, понимание нравственности. Единственно мерой в мире, единственным ориентиром, целью является человек. «Человек – есть мера всех вещей»
Атомисты признали всеобщую изменчивость мира, но в основе этой изменчивости лежат неизменные атомы, которые придают ему уствойчивость в его бесконечном изменении, эта точка зрения развивалась на протяжении всей философии, развитие в Марксизме. По Марксу бытие понимается, как материальное бытие – бесконечное, незвависимое от сознания существование материи, которое находится в постоянном развитии и изменении. «Ничего нет вечного» писал Энгель «кроме вечно изменяющейся и развивающейся материи». При этом бытие у Маркса включает в себя не только окружающий человека предметный мир, но и саму человеческую предметную деятельность. И результат этой деятельности и отношения складывающиеся в процессе этой деятельности между людьми. Так в макрсизме сформулирован основной вопрос философии о соотношениия бытия и мышления, материи и сознания.
Сегодня понятие бытия ещё более расширилось. Бытие в широком смысле слова.
Под понятием бытие фиксируют факт реального существования. При этом отвлекаются от всех конкретных различий между предметами, вещами и процессами. Так понимая бытие, рассматривают и его структуру.
Структура:
1) Объективно существующее материальное бытие. (материальный Природный мир, мир материальной культуры, создаваемой человеком, отношения между людьми, возникающие в материально деятельности человека, язык – как знаковая системаЮ хранящая, передающаая информацию,
2) Мир психических состояний, мир сознания, внутренний мир человека.
Субъективный мир, зависит от воли и желаний отдельных индивидов, простирается от форм бессознательного до самосознания, утончнных форм рефлексов.
3) Мир объективного духа, мир надличностного сознания. Достояние сообществ индивидов, достояние духовной культуры общества вообще, входят различные формы общественного сознания: наука, религия, мораль искусство. Общественнное сознание – результат работы индивидуальных сознаний. Результат объективируется закрепляется в языке.
Специфической формой бытия является жизнь, специфической формой понимания жизни является характеристика на основе свойств её носителей.
Существенным моментом жизни является постоянный обмен веществ с окружающей средой.
Жизнь – процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальное значение. Жизнь оказывается процессом актулаизации бытия, раскрытиме его возможности.
Высшем уровнем бытия и высшим проявлением жизни является человек, человек – персонифицированное воплощение сущности бытия. В человеке бытие переходит из состояния «бытие в себе» (неосознанное бытие) в «бытие для себя» (осознанное). Таким образом, в человеке, быьтие в полной мере становится самобытием, бытие в человеке узнает себя, поэтому сохранение бытия, одновременное самосохранение человека.
Бесконечное бытие и конечный смертный человек, реализуются друг в друга. Нет человека вне бытия, но нет и полного всеединства бытия, бытия осмысленного без человека.
Антропный принцип: все константы бытия созданы, чтоб возник человек. Бытие имеет своей целью самопознание.
В экзистенциолизме понимание бытия сводится к субъективно человеческому существованию, утверждается, что о бытии мира, независимо от человека говорить нельзя. С этой точки зрения проводится развитие между подлинным и неподлинным бытием.
Неподлинное бытие (у хайдегера) – бытие человека в обществе, обезличенное бытие, бытие человека стремящегося приспособиться к условиям общества.Ман.
Подлинное бытие – когда человек живёт своей собственной жизнью, когда реализует сам себя, независимо от того, что требует от него общество. Наступает лишь тогда, когда человек находится перед лицом смерти.Dasien.
С точки зрения исторического подхода можно выделить разновидности бытия.
Бытие в возможности (потенциально) Цель детерминирует и направляет настоящее.
В действительности (актуально)
Прошлое.
Специфической разновидностью является виртуальная реальность. Виртуальность – объект или состояние, которое реально не существует, но могут возникнуть при определённых условий. В сфере комп и инф технологий, виртуальная реальность выступает как подделка действительности, характеризует состояние сознания и отличается от объективной реальности. Может быть самой разной природой: психологическая вр (сон), эстетическая, физическая (кабина самолёта для обучения).
Понятие бытие-небытие соотносятся так. Небытие существует здесь как момент всеобщего бытия, как одно из его состояний, не является нечто самодостаточным, субстанциальным. Небытие – не отсутствие бытия вообще, а отсутствие качественно опредделённого, конкретного, реализованного бытия – переходная форма от одного состояния бытия к другому. Ещё не сложившееся, несформировавшееся бытие, либо деградировавшее, распавшееся бытие. Небытие –процесс становления определённой формы бытия, либо процесс её разрушения. Бытие и небытие взаимно связаны и переходят друг в друга.
Другая точка зрения (солодуха, селиванов).
Первичным является небытие, но это небытие содержит в себе свою противоположность – бытие. В конечном счёте напряжение между бытием и небытием приводит к тому, что небытие в каком-то месте взрывается и из небытия появляется бытие. Определённое неоформленноес состояние.
2 вопрос:
Парменид жил в 5-4 в до н эры, ввёл понятие бытие в философию.
Бытие – не просто существование чего либо, то что гарантирует существование. Всюду, непрерывно, однородно, неподвижно, едино и неизменно, вечно.
Не имеет ничего, ни прошлого, ни будущего, всегда настоящее. Всегда полностью предывает в настоящем во всей свое целостности. Не содержит в себе небытия. Воспринимается только мыслью.
Парменид понимает бытие не как многообразие мира, а как полностью очищенный от случайностей и непостоянства универсально размумный порядок мира, как его логос.
Это бытие стоит за миром чувственно воспринимаемых вещей, мир может рассматриваться как небытие так как не имеет самостоятельного существования Чувственный мир текуч, изменчив, неустойчив.
Идеи Парменида нашли продолжение в ряде концепций философов. Платон делит на две части, предполагает что у множества чуввственно воспринимаемых вещей существует их универсальный всеобщий образ, идея. Истинным бытием является мир идей Мир чувственных вещей – среднее между бытием и небытием, а подлинным небытием – является мир материи.
В средневековой философии истинным бытием обладает только Бог, в котором воедино слиты бытие истины и истина бытия.
В философии гегеля подлинным абсолютным бытием является абсолютная идея, которая в действительности оказывается совокупностью объективных законов, которые рассматриваются в отрыве от реальных вещей и процессов, в которых эти законы и действуют.
Сегодня точка зрения Парменида привела к возникновению понимания бытия в более узком смысле слова.
Бытие в узком, строгом смысле – творческая первооснова мира. Суть мироздания, коонструктивно созидательное жизнеутверждающие силы и тенденции, которые обеспечивают устойчивость и стабильность мира в его развитии.
Небытие – распадно разрушительные процессы по своей направленности, бытие и неббытие не только конфликтуют, но определённым образом сочетаются, дополняют друг-друга и переходят друг в друга. Потому что существование и развитие закканчиваются упадком. Бытие и небытие взаимодействуют.
В целом, общей перспективе ращзвития мира побеждает бытие,но в конркетных ситуациях, локальных может побеждать небытие. Такое понимание бытия предполагает определённый способ, тип, закон существования этого мира, закон, который обеспечивает стабильность этого мира, его системность и ценность. Такое понимание бытия содержится и в библии. В ветхом завете, бытие – процесс творчества, процес созидания Богом этого мира. Бытие выражает жизненную норму мирового процесса. Закон его сохранения определяет меру оправданности и законности, целесообразности нашего вмешательства в этот мир на различных уровнях его развития. В Отношениях между человеком и бытием должен действовать закон (категорический императив), общегуманистическое требование, не навреди.
20 век.- 21 век. В жизни возвал гераклитовское понимание бытия, наиболее распространённое.
Бытие – вечное изменение, процесс рождение, гибель.
Если парменидовское понимание бытия было гарантом существования идеала, иерархии ценностей, позволяющих человеку ориентироваться в мире, то сейчас ориентир на восприятие жизни как она есть. Мир повседневности и обыденности, мир физиологических страстей и частных интересов превращается в главную ценность и главную тему филоссофских рассуждения. Утверждается нравственный и научный релятевизм. Всё относительно устойчиво и определяется человеком.
Но ещё Арестотель был не согласен. Человек есть мера всех вещей, но есть более высокая ценность, Бог – мера человеческого в человеке.
Гераклитовское представление о бытии приводит к стиранию грани между нормой и патологией, нормой и извращением в жизнидеятельности людей, естественным и противоестественным. Превращение такого понимания бытия в реальную практическую жизненную ориентацию ччеловека говорит , видимо, о вырождении человеческого рода, если эта точка зрения победит.
3вопрос.
Материя (по Ленину) – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Материалисты считают, что материя – субстанция, существует извечно, никем не создана, никогда не исчезнет. Не нуждается в своём существовании ни в чём ином.
Материя как субстанция представляет собой целостную систему её основных свойств, атрибутов. Такими всеобщими атрибутами материи является объективность существования, независимость от чего-то,
Структурность, несотворимость и уничтожомость, вечность и бесконечность, отражение, движение, пространство и время, самоорганизация. Детерменизм, дискретность и непрерывность
Естественным свойством высокоорганизованной материи (мозг) является сознание. Его основой, материальным носителем сознания являются физиологические и биохимические процессы в полушариях головного мозга.
Объективная действительность – совокупность атрибутов материи, которая присуща всем материальным объектам, по отношению к каждому конкретному материальному объекту материя является субстратом.
Структура материи:
Прерывная, вещественная форма.
Вещество – вид материи, обладающая массой покоя. Элементарные частицы, атомы, молекулы,радикалы, ионы, комплексы, макромолекулы, планеты, звёзды, звёздные системы, галактики.
Всё что состоит из элементарных частиц
Представляет собой недостаточно большую массу, всего 5%.Энергии тоже 5 %. Большая часть энергии связана с тёмной материей, даёт 20-25 % энергии современной вселенной. Состоит из неизвестных науке частиц, большая величина их массы, не имеют энергетического заряда, слабо взаимодействуют с веществом. Существенная доля вещества галлактики находится в невидимом состоянии, не излучают фотоны.
Непрерывные, невещестенные формы.
Поля гравитационные, электромагнитные, ядерные. Непрерывная форма материи, связывают реальные частицы материи.
Вакуум – отсутсвие реальных частиц, но обладает минимальной плотностью энергии. Согласно современной инфляционной теории вакуум – основа возникновения мира. Концентрация плотности энергии в вакууме колеблется в очень широком интервале велицин 0 -…
Базовое состояние материи в нашем мире, служил первоисточником в процессах, которые привели к возникновению вселенной.
Тёмная энергия - доминирует в мире, энергия вакуума, равномерно распространена по вселенной. Пока не обнаружена. Связана с антигравитационными свойствами, огромна по величине. Можно сказать:
Кроме вещества существует некая невещественная субстанция, которая создает колоссальное гравитационное воздействие, на неё приходится 70-75 % энергии вселенной. Невещественный характер тёмной энергии заставляет считать её основной частью физического вакуума.
К элементам материального мира можно отнести те, которые вводит наука для понимания процесса понимания мира
С точки зрения способности материи к организации выделяют уровни:
Неживая.
Живая: биологический, социальный( различные сообщества людей, отношения между людьми).
Важнейшее свойство материи – неуничтожимость, всеобщая превращаемость элементарных частиц.
Людмила Александровна
Онтология, бытие как центральная проблема филоссофского знания.
Бытие – философская категорияпредельной степени абстрактности характеризующая всеоблемющую мировую связь выраженную глаголом - есть . Б=Н