Пенитенциарная в переводе с латинского означает: покаянная, исправляемая или исправительная психология, которая изучает психологические особенности осужденных с целью их последующей ресоциализации – восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе. Она исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима. Изучает особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных. Тесно взаимодействуя с исправительным правом, ПП разрабатывает психологические методы и приемы психологической коррекции личности преступников, основные пути для разработки практических рекомендаций по их ресоциализации.
Поэтому ПП тесно связана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагогической и социальной психологией. В исправительно-трудовых учреждениях она призвана решать чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к общественно полезной трудовой деятельности и адаптации в обществе.
Каждый осужденный, попадая в ИТУ, планирует для себя только окончание срока. А перед воспитателями УТУ стоит гораздо более сложная задача – воспитать (перевоспитать) человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию, к переделке своей личности.
У преступника (бандита, вора, грабителя) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатывается своеобразные привычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные, рассматривая каждую окружающую его ситуацию только под одним углом зрения – можно ли здесь безнаказанно совершить преступление.
ПП должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и способствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, а также такие факультативные факторы, как семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью, хобби.
Нахождение в местах лишения свободы не может не отразиться на психологии человека. Однако общие условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со стороны администрации, по разному воздействуют на осужденных и влияют на изменение их психологии. Знание особенностей психологии осужденных является необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения целей перевоспитания. Основными факторами, влияющими на формирование психолог. особенностей у лишенных свободы, являются:
- наличие режима места лишения свободы;
- ограничение потребностей;
- изменение сложившегося стереотипа жизни;
- переживания, связанные с осуждением к лишению свободы.
Психология осужденного во многом определяется его отношением к самому факту лишения свободы.
Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы. К наиболее типичным из них (особенно в первое время) следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобождения) и состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безнадежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях.
Угнетенное состояние усиливается если оно имелось у осужденного и ранее. Оно является следствием неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. Оно усиливается от сознания своей вины перед обществом, семьей. Обычно эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют трудовую норму и все требования воспитателя. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Для этого необходимо выяснить и ликвидировать причины угнетенности, создавать условия для переключения целенаправленного внимания на другие процессы и объекты. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совершенного им преступления, на его самовоспитание.
Основное и типичное психологическое состояние для большинства осужденных – это тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что выражается в отрешенности и оцепенении. Под влиянием тоски и угнетенного состояния, способствующих накоплению отрицательных эмоций, вторично может развиться раздражительность и повышенная возбудимость, которые могут также проявиться в аффектах и эмоциональных взрывах. У всех без исключения заключенных наблюдается состояние фрустрации, которая может способствовать переходу в агрессию.
Те или иные изменения в психическом состоянии осужденных связаны с определенными периодами нахождения в местах лишения свободы. Большинство авторов выделяют четыре основных периода:
1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится от 3-4 месяцев и больше. Это наиболее сложный и психологически тяжелый период. Подробнее на его рассмотрении мы остановимся ниже.
2. Период появления, развития интересов в новых условиях жизни.Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций и состояний, вызывающих у осужденных повышенную психическую активность. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самыми различными: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с родственниками и т.д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствует изменению психологии осужденного.
3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием.Он характеризуется появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. Здесь в наибольшей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, а часто и мировоззрения.
4. Период, предшествующий освобождению заключенного.Ожидание освобождения часто переживается очень тяжело. И это не парадокс. Это связано с мучительным переживанием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоотношения в семье, на работе и др.). По этой причине возможно развитие психических состояний от угнетенности до повышенной раздражительности, вспыльчивости, как на начальном периоде адаптации.
После краткого экскурса в основные периоды, связанные с теми или иными изменениями психического состояния, вернемся к первому, наиболее сложному периоду адаптации. Здесь следует особо подчеркнуть, что на фоне испытываемых осужденными чувства угнетенности, отчуждения и повышенной тревожности, их адаптация к теремной жизни проходит двумя основными способами: адекватным и неадекватным образом.
По поведению, соответствующему режиму отбывания наказания, информации о перспективах, требованиях администрации, контроля над своим поведением можно судить об уровне и адекватности их адаптации. Если поведение осужденного соответствует состоянию и выполнению режимных требований, то говорят о нормальной адаптации. Если происходят нарушения в поведении, вплоть до психопатологических его признаков, то говорят о дезадаптированности осужденного.
Осужденные, имеющие аномалии психики, оказывают существенное влияние на состояние внутреннего распорядка в ИТУ. Эти явления имеют «психическую заразность» (Е.К. Краснушкин), которая может проявляться в групповых эксцессах.
Особенно часто дезадаптивное поведение наблюдается в первые 0,5 года пребывания в ИТУ, и проявляется в виде различных фобий, тревожно-депрессивных, негативно-депрессивных и негативно-истерических реакциях.
Именно в этой – первой фазе адаптации – и наблюдается феномен заражения. Это бессознательная, невольная подверженность человека определенному психологическому состоянию, которое возникает в массе людей и (по типу «синдрома толпы») действует как механизм взаимного усиления эмоционального воздействия. При заражении невозможно быть сторонним наблюдателем. Поэтому при заражении большую роль играет установка личности, оценка и мнение.
Обычно заражение является результатом большой скученности проживания лиц в ограниченном пространстве. Проживание в подобных «общежитиях» наносит существенный вред личности, способствуя развитию психологической отчужденности, тревожности и угнетенности, приводящих к нервно-психическим перегрузкам и срывам.
Поэтому, особенно в первое время, в ИТУ при размещении заключенных по первичным коллективам, необходимо создание психологически положительной атмосферы с учетом психологических и криминальных особенностей заключенных. При этом установлено, что чем меньше малая группа, тем большее значение имеет совместимость ее членов по индивидуально-психологическим особенностям.
Вторая фаза адаптации осужденного – фаза нивелировки – наступает при ликвидации личностных реакций на социальную изоляцию. Здесь постепенно формируется «синдром лишенного свободы», проявляющийся в стереотипизации моделей поведения, жестов, мимики. В личностной динамике осужденного здесь могут две тенденции: одни приспосабливаются к условиям заключения, а другие проявляют негативное отношение к ним.
Третья фаза адаптации – это этап ее завершения, когда осужденный приспосабливается к заключению, начинает жить настоящим и надеждой на будущее.
Имеется возрастная специфика процесса адаптации. Особенно негативно условия заключения сказываются на несовершеннолетних преступниках. Выбор стратегии поведения в первые дни изоляции во многом определяется ими пониманием смысла правоограничения, осознанием своего нового статуса, степени включенности в новую среду. Затем адаптация проходит такие же стадии как и у взрослых преступников. Но за 3-5 месяцев до «окончания» срока изоляции у несовершеннолетних вновь нарастает тревожность, которая может провоцировать асоциальное поведение.
Тяжесть совершенного преступления также откладывает свой отпечаток на психологию осужденного. Так, у лиц, совершивших несколько умышленных убийств и отбывающих пожизненное заключение по 5-8 статьям УК, вырисовываются следующие психологические характеристики.
Обычно это лица 35-37 лет, ранее 1-2 раза судимые, в том числе за насильственные преступления (рецидивисты), склонны к употреблению алкоголя, к импульсивным и конфликтным действиям. По характеру замкнуты, аутичны (погружены в себя), пессимистичны, испытывают трудности в общении и адаптации. У них завышено чувство вины, они раздражительны, мнительны, тревожны, склонны к аффективным реакциям, замкнуты на чувственном восприятии реальности, с пониженным, часто подавленным настроением. Общая агрессивность обычно постоянно контролируется, и в целом снижена, но проявляется в склонности к словесной агрессии. Уровень эротизма завышен, уровень интеллекта ниже среднего, мыслительная деятельность снижена, логическое мышление часто блокируется аффективными переживаниями. Обнаруживается робость. Неуверенность в себе, заниженная самооценка сочетается с переоценкой личных страданий с целью избежать или уменьшить ответственность за содеянное.
Однако они склонны пренебрегать нравственно-правовыми нормами, ориентированы в первую очередь на получение личной выгоды. Внутренне недисциплинированны, поведение часто мотивируется случайными, индивидуальными влечениями, пренебрежением коллективных интересов. Уровень самоконтроля снижен, стремятся приспособиться к условиям строго режима лишения свободы. Необходимость постоянного сдерживания и самокотроля часто вызывает тревожные, невротические и психопатические реакции.
Для всех без исключения осужденных характерно наличие тяжелых психотравм, вызванных совершенным преступлением, арестом, вынесением приговора от краткосрочного лишения свободы до смертного приговора (в недавнем прошлом) или длительного (пожизненного) заключения. Для смертников – это всегда психологически мучительная дилемма: будет ли их приговор приведен в исполнение или нет (надежда всегда остается). В отдельных случаях это ожидание в камере смертников могло длиться до 5 лет.
Наиболее тяжелые переживания лиц, отбывающих пожизненное наказание, по данным психологического обследования, вызывают следующие обстоятельства:
- чувство вины перед потерпевшим и их родными – 32,8%;
- чувство вины перед собой и своими родными – 37,2%;
- отсутствие общения, разрыв отношений с родственниками – 56,3%;
- факт утраты свободы – 46,9%;
- переживание личной несостоятельности – 42,2%;
- отсутствие перспектив освобождения – 59,4%;
- ограничение общения с другими осужденными – 17,2%;
- изменение привычного образа жизни, однообразие жизни в колонии – 43,8%.
Кроме этого, в психологическом портрете заключенных нередко выявляется феномен «институционализации», который сродни медицинскому, психиатрическому, термину «госпитализма». Он означает длительное пребывание в закрытых учреждениях, что приводит к развитию своеобразной психологической зависимости от этих условий, безволию, апатии, другим психическим расстройствам и стойким поведенческим стереотипам.
Нарушения поведения осужденных, выявляемые в закрытых учреждениях, могут быть обусловлены не только возрастными, индивидуально-психологическими особенностями, тяжестью совершенного преступления и тяжестью психических расстройств, но и полой принадлежностью. Так, у женщин отмечается отличная от мужчин тенденция к реагированию на ситуацию изоляции. У них большее значение имеют факторы окружающей среды, чем особенности личности и личностные расстройства. Поэтому в женских колониях превалируют индивидуальные нарушительницы тюремного режима, а большинство женщин охотно демонстрируют «ритуальное согласие», оставаясь в хороших отношениях с персоналом и другими заключенными, но при этом активно не включаются в нормы учреждения.
Базовые социально-психологические профили у женщин и мужчин в целом оказались идентичными (образовательный уровень, криминальный анамнез, социальные факторы, институционализация, психиатрические диагнозы, судебно-психиатрические решения). Однако, были выявлены и определенные различия: у женщин преобладали негативный эмоциональный опыт детства, подверженность сексуальному насилию в детстве, безработица, суицидальное поведение), у мужчин же отмечалось достоверно больше насильственных правонарушений в прошлом.
Вместе с тем, женщины в тюрьме традиционно считаются более тяжелым и нестабильным контингентом по сравнению с мужчинами. Однако, коллективные демонстрации и бунты среди них – необычное и весьма редкое явление. Большинство нарушений правил и порядков тюремного режима происходит на индивидуальной основе. У женщин в тюрьмах выявляется целый ряд нарушений поведения – самоувечья, поджоги, баррикадирование, нападения, повреждения одежды, мебели, большинство из которых направлены на стремление облегчить или снять напряжение, что связано со скукой, малой активностью и тюремными ограничениями. В основном это психодезадаптационные и психопатические реакции протеста.
В тюрьмах Англии существуют значительные различия в условиях пребывания для мужчин и женщин. Закрытые женские тюрьма обеспечивают значительную свободу движения внутри безопасного периметра, в них отсутствуют также пролонгированные периоды закрытия, которые характерны для многих мужских тюрем. В противоположность мужчинам, представляющим опасность для окружающих (агрессивность, жестокость, нападения, побеги), женщины, в основном, представляют опасность для себя. Они склонны к самоповреждениям (проглатывание или введение в тело различных предметов, самопорезы и другие демонстративные псевдосуициальные поступки), что и является частой причиной их помещения в больницу. По данным зарубежных исследований уровень психических расстройств и расстройств поведения у женщин, находящихся в заключении значительно выше, чем у мужчин. У женщин, склонных к аутоагресси и самоповреждениям, выявляются тяжелые депривации в детстве и юности, негативный опыт физического и сексуального насилия над ними. Во взрослой жизни они обнаруживают ненормальное психосексуальное развитие, отмечается ранний криминальный анамнез с ранним его началом. У этих женщин обнаруживаются выраженные личностные расстройства психопатического уровня со склонностью к импульсивному и антисоциальному поведению.