Пед. психология как самостоятельная наука дисциплина очень молода. Но она еще не оформилась в научном сознании, не была осознана, однако, уже существовала.
Основными фигурами в пед. психологии были Каменский, Руссо, Брушлинский и др.
Каменский создал свою периодизацию возрастов. (16 - начало 17 века)
· Детство (0-6)
· Юность (6-12)
· Отрочество (12-18)
· Возмужалость (18-24)
Он выделял три задачи, на всех возрастах:
1) познание себя и окруж. мира (умственное воспитание)
2) управление собой (нравственное воспитание)
3) стремление к Богу (религиозное воспитание)
Руссо занимал резко отличную позицию от позиции Каменского. (18 век)
Руссо привязывает задачи воспитания к конкретным возрастным периодам. Периодизация
1) 0-2/3 г. Период двигательного развития
-ребенка необходимо давать максимум двигательной свободы
2) 2/3 – 12 лет Воспитание чувств (вся сенсорика и эмоции)
-развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия
3) 12-15 лет Умственное воспитание (начало обучения)
4) 15 -16 лет Нравственное воспитание
Руссо придерживался идеи природосообразности, т.е. ребенок должен воспитываться в соответствии с его природой, необходимо считаться с укладом его психики и его возможностей.
Но у Каменского природособразность – учет природных возможностей психики человека,а у Руссо природосообразность – те отношения с природой, которые могут дать человеку что-то для его умственного развития. (Цивилизация (начиная от техн. прогресса до церкви) портит человека!).
В России наиболее яркой фигурой был Ушинский («Человек как предмет воспитания»). Его осн.мысль: если мы хотим воспитывать человека, то мы должны быть накомы с теми законами и теми обстоятельствами, к которым приложимы законы развития, динамики развития и т.д.
Пед. психология началась складываться как наука 80х гг 19 века.
Факторы, способствующие возникновению и развития пед.псих.:
1) осознанная обществом необходимость реформации образования
- в России Ушинский, Каптерев, Резко
- в США Ст. Холл, Дж. Дьюи
-во Франции Бинэ
-в Германии супруги Штерны, Меймон
2) получило разработку (теоретическую и методологическую) понятие «развитие»
-Дарвин, Маркс, Фрейд, Бехтерев
3) развитие методологической базы и аппарата общей психологии
-Кеттелл, Вундт, Эббингауз, Крепелин
Термин «пед.псих» впервые появился в работе Каптерева. В дальнейшем этот термин использовался как:
· экспериментальная педагогика (-приложение данных общей психологии к педагогике),
· педологии (Крисман, Ст. Холл) – наука о ребенке (учитывающая социальное, психическое, физиологическое и т.д. развитие ребенка),
· школьная психология (Блонский),
· психология для учителей (Каптерев).
В дальнейшем это понятие дифференцировалось и стало разделяться. Создавались первые попытки эмпирического исследования личности ( по всему миру).
1 лаборатория: лаборатория экспериментальной психологии 1875 год при Гарвордском университете
2 лаборатории: -II- возглавляемая Ст.Холлом
3 лаборатория: -II- возглавляемая Ланге
В Питере – лаборатория Нечаева.
В 1912 году был «заложен первый камень психологической лаборатории» при Московском университете. Институт был возведен на деньги купца Щукина. В 1914 году институт осветили, он начал свою работу.
Таким образом, развитие педагогической психологии благодаря тому, что
· -удовлетворение познавательных и практических потребностей общества
· -создание экспериментальных баз
· -необходимость общение в научном сообществе (научные съезды)
На втором съезде царило уныние, разочарование. Новая отрасль ничего не дала ни науке, ни практике. Начался анализ причин, лежащих в основе неудачи.
Основными причинами неудачи пед.псих. были объявлены:
· попытка приложения знаний и данных ОП к пед.псих (стало понятно, что важные знания ОП не приложимы к человеческой жизни, практики)
· пед.псих. не определила свой предмет (был сформирован объект, но не предмет)
· отсутствие собственных методов
С осознанием этих причин начался кризис пед.психологии. Кризис наложился на кризис психологии 10 и 30 гг 20 века. Кризис повлек за собой дифференциацию предмета. Пед. псих стала развиваться в рамках др.направлений и создавать свои направления:
· функциональное направление
· бихевиоризм (S-R)
· гештальтпсихология (К.Коффка)
· школа Ж. Пиаже
· школа Л. С. Выгосткого
Пиаже: развитие имеет собственную линию, независимую от других факторов. Развитие личности заключается в развитии интеллекта, и воспитание и обучение должно соотноситься с этим
Выготский: обучение и воспитание ведет за собой развитие ребенка. Он не отрицал идеи Пиаже, но считал, что не стоит опираться только лишь наравзити интеллекта.
В 50-60 гг 20 века начались изменения в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Бихевиоризм превратился в необихевиоризм (S-R-R; последняя R дает успешное усвоение предыдущей реакции, последняя R становится опытом). Неогештальтисты вывели формирование структур опыта в сферу межличностных отношений, а не только личности.
В конце 70-80 гг 20 века возникла когнитивная психология (Гигнен, Дж.Брунер).
В рамках этих направлений начала развиваться уже дифференцированная педагогическая психология.
Отечественная пед.псих. имела следующие этапы, области развития:
· Попытки изучения отдельных психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций и т.д.
· Конец 30- начало 40 гг. Изучение крупных психических образований
· Возникла в связи с идеей Л.С. Выготского о наличии крупных психических образований ( самосознание, обучаемость)
· Конец 50 - начало 60х гг. Создание собственных систем обучения на основе психологических знаний
· Школа Менчинской и Занкова
· Система поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперин
· Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов
Далее была сделана попытка восстановить проблемное обучение (Махмутова, Зимняя, Кудрявцев). В это же время возникает программированное обучение, фактически перенесенное из США, но с большими изменениями (Ланге). В 80х г. 20 в. появилась школа «Диалога культур» (В. С. Библер). В конце 80- начале 90х 20 века была создана культурно-историческая школа (В. В. Рубцов).
Методы, возникшие в результате развития пед.психологии:
1. Дифференцировались и были найдены новые формы наблюдения
2. Измененный эксперимент (преимущественно естественный эксперимент)
3. Заимствованные методы из др. наук (экспериментальная (=клиническая) беседа, анкетирование, интервьюирирование, тестирование), создание проективных методик, анализ деятельности (восходит к анализу творческих работ).
Литература:
· «Человек как предмет воспитания» Ушинский
· Л. С. Выготский «Педагогическая психология»
· П.Ф. Каптерев «Избранные психологические сочинения», стр. 35-62, 163-231, 340-436
· У. Джеймс «Беседа с учителями о психологии»
· Меймон
· Коффка
· Ж. Пиаже