Всякое сознание – различение. 1 различение, которое проводил первобытный человек: друг и враг. С повышением уровни рефлексии стало понятно, что тем больше я осознаю вещь как вещь, тем больше я осознаю, что она отличается от меня. Чем больше я осознаю вещь, тем больше я осознаю себя – это открыл уже Декарт. Всякий акт нашего сознания подразумевает – я мыслю. Что было более важным для первобытного человека: самосознание или сознание внешнее. Первый акт самосознания в том, что человек сначала убивал, а потом думал: что же я наделал. Язык может выражать нечто, что самим языком не осознано: это язык мистиков, пророков, поэтов. Самосознание - на первоначальном моменте – это отражение в зеркале. Мы осознаем свою привлекательность, значимость, так же мы осознаем себя как частичку целого, т.е. делаем себя предметом. Самосознание и сознание у первобытного человека неотделимо. Его самосознание специфично. Оно подразумевает не «мне надо», а «нам надо». Аффекты собственные первобытный человек приписывает не себе, а деятельности демонических сил. С христ эпохи развитие самосозн: в житиях святых идет описание себя, своих душевных путей. Что явл условием самосознания? В христ соотнесение себя с Богом. В эпоху рационализма представление себя как предмета. Это мб и правильно? Но в чел есть тайные глубины, которые человек никогда не осознает.
(Гегель сбросил оковы рассудка с логики разума. И вывел между развитием и саморазвитием новою логику). Показал какая логика м привести к обновлению устаревшего основания. Философия не похожа на набор инструментов взломщика.